В 2021 году в БФУ им. И. Канта открылась образовательная программа «Мультимедийный дизайн и анимация». Вот уже три года университет выступает в роли первопроходца и готовит специалистов для российских анимационных студий. Программа вобрала в себя методы обучения классических дизайнеров и художников-аниматоров. Подробнее об особенностях программы расскажет ее руководитель Ольга Куканос.
— Какие дисциплины изучают студенты?
| |
— Во-первых, общеобразовательные, то есть историю, философию, культурологию, историю России. Они составляют достаточно объемный блок. Во-вторых, академические дисциплины: рисунок, живопись, скетчинг, цветоведение и колористика, перспектива, основы композиции. Причем, рисунок, живопись, скетчинг продолжаются в течение всего периода обучения, потому что студентам анимационного направления необходимо в совершенстве овладеть навыком быстрых зарисовок и формированием гармоничных либо дисгармоничных цветовых сочетаний анимационного изображения. |
Уже из названий дисциплин становится понятно, что большую часть своего аудиторного времени ребята проводят за мониторами компьютеров. Поэтому для развития творческого потенциала, смены деятельности в учебный план включены такие дисциплины как сценарное мастерство и основы режиссуры, актерское мастерство, скульптура, основы фотосъемки.
Есть дисциплины, развивающие более технические навыки в анимационном производстве, например, основы видеомонтажа, работа с фонограммой. Для поддержания дизайнерской составляющей программы в обучение включены рекламные технологии в дизайне и компьютерная графика. А все знания, технические навыки и художественные задумки студенты могут воплотить в проектировании анимационного продукта.
— Вообще до последнего времени классикой считалась покадровая анимация, в частности перекладная. Но в связи с ускоренным развитием прогресса нам стало более привычным взаимодействие с компьютерными технологиями, в том числе с 2D- и 3D-анимационной графикой. Наши студенты могут попробовать и то и другое. Мы укомплектовали не только компьютерный класс, но и анимационную студию со станками, камерами, светом, компьютерами.
— Вы говорили про такие дисциплины, как рисунок, живопись. Может ли человек поступить, не умея рисовать?
— На наше направление — нет. Для поступления на дизайн сдают два творческих экзамена по рисунку и живописи, то есть порог входа изначально достаточно высокий. Минимальный бал, который абитуриенты могут набрать для поступления за один творческий экзамен— 25, максимальный – 100. В этом году мы несколько изменим программу, и вместо античной головы на экзамене по рисунку нужно будет нарисовать сложный натюрморт.
Инициатором разработки программы выступила анимационная студия «Союзмульфильм». Компания выступает в роли одного из возможных работодателей для выпускников.
— «Союзмультфильм» заинтересован в вовлечении свежих сил в отрасль. Изначальный запрос был на создание крепких кадров, владеющих навыками работы в анимационных программах. Но, на наш взгляд, уровень технического владения программным обеспечением может быть сформирован в структуре среднего образования. Поэтому мы решили направить наши усилия на обучение универсальных специалистов, сильных в создании анимационного изображения в независимости от инструмента, будь то карандаш или 3Д-программа, обладающих творческим потенциалом для создания готового анимационного продукта от формирования идеи до выпуска в свет.
— То есть в итоге получается своего рода человек-оркестр?
— Да, дело в том, что сегодня анимационное производство построено по принципу промышленности: весь процесс поделен на сегменты. Каждый участник занимает свою узкую нишу. Например, есть специалисты, которые занимаются только грумингом, то есть проработкой физики волос и шерсти. Есть те, которые занимаются исключительно фонами или анимированием движения персонажей. Производственные фирмы зачастую специализируются только на 2Д или 3Д анимации. Но выбирать какую-то узкую направленность, показалось нам нецелесообразным. Мы даем высшее образование, всестороннюю подготовку. Если студент заинтересован в еще большем расширении своих знаний, технических навыков, то он может сообщить нам об этом, исходя из возможностей учебного плана, мы постараемся подобрать факультатив, реализующий требуемую компетенцию. Такой подход в образовании дает огромный спектр возможностей. Анимационный рынок испытывает кадровый голод. Спрос на хороших специалистов велик.
— То есть это такая база, в рамках которой он потом может выбрать себе специализацию?
— Все верно. Студент получает базовые навыки во многих специализациях и потом все-таки делает выбор в пользу чего-то конкретного.
— Где смогут работать выпускники?
— Мы активно сотрудничаем с анимационными студиями Москвы и Санкт-Петербурга: «Союзмультфильм», «Мельница», «Паровоз». Речь не только о трудоустройстве студентов. Работники этих анимационных студий преподают у нас. Перспективы для студентов есть. Студиям необходимы новые кадры: мастера стареют, уходят. Руководство «Союзмультфильма» заинтересовано в том, чтобы сформировать новое поколение аниматоров. Некоторые из наших студентов уже там работают.
Кроме того, анимация — это не только про работу над мультфильмами. Это большая индустрия. Моушн-дизайн — одно из самых востребованных направлений сегодня. Компании хотят, чтобы их бренд существовал не только в статике, но и оживал, цепляя больше внимания. Мы уверены, что наши студенты не столкнутся с невозможностью работать по профессии, ведь к концу обучения у них будут все необходимые навыки, а у работодателей — предложения.
Студентка 3 курса Софья Коршунова работает в Союзмультфильме в качестве художника-аниматора. Девушка трудится удаленно по вечерам, после учебы.
— Расскажите о своей работе. Как устроен процесс?
— Каждую неделю студия выдает мне сцены на определенное количество секунд и назначает дедлайн в семь дней для их выполнения. По истечении срока проводится просмотр, по результатам которого выдаются правки. В этот же день супервайзеры выдают новые сцены.
— Какой из проектов, что вы сделали за время учебы, вызывает у вас чувство гордости?
— Самым любимым проектом для меня стала заставка «Троянский гусь», которая завоевала на Открытом российском фестивале анимационного кино в Суздале (29-й Суздальфест) призовое третье место. В нее было вложено много сил, эмоций, бессонных ночей и главное души. И как итог, все эти старания окупились! Я по-настоящему горжусь этим проектом.
Аниматорам, как любым художникам, очень важна насмотренность. Ольга Куканос говорит, что в БФУ им. И. Канта заинтересованы в том, чтобы формировать ее у студентов.
— У нас есть две дисциплины, которые на это нацелены. История искусств и история кино и анимации. Плюс – преподаватели всех других дисциплин учебного плана показывают визуальный материал дополнительно от себя. Порой интересно наблюдать, как преподаватели дискутируют между собой обсуждают контекст того или иного мультфильма.
— Анимация — это не только искусство, но и индустрия, бизнес. Учатся ли студенты, например, питчингу, чтобы они могли продвигать свои идеи продюсерам?
— Да. Наши преподаватели из индустрии уделяют этому большое внимание, учат ребят представлять свои проекты таким образом, чтобы заинтересовать инвесторов.
— Что в конце обучения будет лежать в портфолио студента?
— Ребята набора 2021 года по завершении первого курса поучаствовали в конкурсе. Их мультфильм занял призовое место на фестивале. А в этом марте наши студенты приняли участие в конкурсе заставок и заняли там почетное третье место.
Также по завершении каждого семестра в рамках творческих дисциплин студенты готовят проекты. Например, по одному предмету ребята в качестве итогового задания делали видео на тему «Мой день». В конечном итоге у студентов копится плотный объем визуальной информации, которую они могут приложить к своему резюме.
— Для нас это первый опыт, нет проторенной дороги. Поэтому набиваем шишки. К тому же, с развитием современных технологий зачастую утрачивается представление о целостности процесса обучения. Бывает, что студенты жалуются, что слишком много времени в программе уделяется академическим дисциплинам. Они говорят: мы же можем это легко сделать. Мышкой пошевелил — уже все движется.
Я консультировалась во многих анимационных студиях, в том числе в Союзмультфильме, говорила с преподавателями. И каждый раз я задавала вопрос: нужно ли направлять студентов на владение навыками академического рисования и живописи. И в один голос все говорят: «конечно, да!». Прежде чем человек приступит к работе с технологиями, он должен в своей голове представлять процесс от и до. Начиная с кальки, перекладки до сложнейших процессов. Мы создавали программу в том числе с оглядкой на аналогичный опыт вузов, реализующих похожие программы. Обмен опытом показал – без академизма никуда. Без букв предложение не напишешь. От частного к общему, от общего к частному.
За три года я многому научилась. Было много интересного и познавательного, некоторые курсы хотелось изучать дольше. Наш курс — первопроходец на этом поприще. Надеюсь, направление будет дальше развиваться и процветать, а студентов, желающих учиться анимации с каждым годом будет все больше, |
говорит студентка 3 курса Софья Коршунова. |
Ещё по теме
Личный кабинет для
Личный кабинет для cтудента
Даю согласие на обработку представленных персональных данных, с Политикой обработки персональных данных ознакомлен
Подтверждаю согласие