История подготовки специалистов для туристической отрасли, или, как сейчас ее называют, сферы гостеприимства, насчитывает в Калининградской области уже много лет. Но каждый раз появляется что-то новое и интересное. В этом учебном году в БФУ им. И. Канта стартует набор бакалавров по новой программе «Туристический и экскурсионный бизнес», «сконструированной» под современные реалии. Чем интересна и уникальна программа — говорим с директором Высшей школы, кандидатом экономических наук, доцентом Людмилой Семеновой.
— Людмила Валерьевна, чем отличается новая образовательная программа от тех, что были ранее в БФУ им. И. Канта?
— В такой «сборке» образовательная программа представлена у нас впервые. В этом году произошло переформатирование образовательных программ, связанных с индустрией туризма в целом — речь о «Туристическом и экскурсионном бизнесе» и «Экономике и управлении гостиничным предприятием». Это было продиктовано теми вызовами, которые стоят перед региональной туриндустрией, увеличивающимся, несмотря ни на что туристическим потоком в наш регион и той высокой репутацией, которую завоевала Калининградская область у российских и иностранных туристов.
В обновленных программах основной акцент сделан на формировании soft-skills прикладных компетенций и навыков. К преподаванию привлекли больше практиков из туристического и гостиничного бизнеса, наполнили необходимыми компетенциями — новыми информационными технологиями, профессиональными программами в сфере сопровождения туристической и гостиничной деятельности, прикладными платформами, интернет-контентом.
Студенты уже в процессе прохождения практики еще до получения диплома смогут стать полноправными членами туристического бизнес-сообщества, работать в сфере гостеприимства.
— Чем отличаются образовательные программы «Туристический и экскурсионный бизнес» и «Экономика и управление гостиничным предприятием»?
— В первой образовательной программе акцент идет на работу туркомпаний, туротрасль и все направления, связанные с ней: сувенирная продукция, экскурсионная деятельность и прочий гостиничный бизнес — здесь речь, конечно же, о гостиничных предприятиях.
Но поскольку мы говорим в целом об индустрии гостеприимства, в этом году наши программы выстроены таким образом, что первые два года студенты получают общепрофессиональный базовый пул компетенций, который актуален в целом для всей индустрии. Если на втором курсе студенты вдруг понимают, что им не нравится гостиничное дело, они хотят работать в туризме, или наоборот, они легко смогут перейти с одного профиля на другой, у них будет меньше академическая разница и необходимость досдачи дисциплин.
Концепция реализуется по схеме «2+2+2» — первые два года они получают базовые знания, вторые два года — прикладные компетенции. Затем студент может пойти учиться в магистратуру, чтобы получить дополнительные навыки и умения.
— Какие предметы студенты будут изучать в первые два года?
— Базовые дисциплины, такие как мировые тренды индустрии гостеприимства и туризма, имиджелогия в профессиональной деятельности, мультикультурные коммуникационные технологии в индустрии гостеприимства, менеджмент в индустрии гостеприимства.
Конечно, в рамках практической деятельности будет своя специфика для тех, кто обучается турбизнесу и гостиничному делу. Но все равно мы попытались первые два года сделать акцент на общих знаниях, которые должны быть у студента, которые планирует в дальнейшем работать в индустрии гостеприимства. Кроме того, у всех наших студентов есть возможность в процессе обучения бесплатно получить дополнительное образование — они могут получить два профиля в одном дипломе. Не говоря уже о том, что у них будет огромное число возможностей объездить всю страну.
Еще один важный нюанс — иностранные языки. На первом курсе ребята будут изучать обязательные английский и немецкий, в зависимости от того, кто какой язык изучал в школе. Со второго семестра второго курса студенты смогут выбрать еще один язык. Мы постарались ответить на вызовы, которые нам предъявляет текущая ситуация, провели исследование, какой бы язык студенты хотели изучать дополнительно, и они выбрали китайский.
Поэтому в список иностранных языка по выбору теперь включен китайский. Также можно выбрать испанский или немецкий. Если у студентов будет желание изучать еще какой-то дополнительный язык, мы всегда будем готовы на эти запросы ответить.
В этом году в нашу Высшую школу вошли два дополнительных профиля — география и землеустройство и кадастры. Поэтому при желании студенты смогут получить дополнительные компетенции, например, по геоинформационным технологиям и системам.
— Кто ваши преподаватели?
— «Туристический и экскурсионный бизнес» — совместная программа с Белгородским государственным университетом, где есть также профиль «Туристический бизнес», и часть дисциплин нашим студентам будут читать лучшие преподаватели Белгородского государственный национальный исследовательский университета и Северо-Кавказского федерального универстета — победители лиги лекторов России, значимые персоны, с которыми очень интересно будет пообщаться.
Базовые дисциплины дают наши ведущие преподаватели Балтийского федерального университета, доктора и кандидаты наук. Ведь БФУ — классический вуз, работает по федеральным образовательным стандартам. Несмотря на то, что туризм — это прикладная наука, формирование базовых компетенций обязательно предусмотрено учебными планами — это экономические, нормативно-правовые основы деятельности как всей сферы, так и отдельные объектов индустрии гостеприимства. Обязательно изучаются философия, критическое мышление, иностранный язык, история, ОБЖ, серьезное внимание уделяется физической подготовке ребят.
Мы активно привлекаем практиков индустрии — руководителей гостиничных предприятий и директоров ведущих туристических компаний города. Например, организацию питания в гостиничном бизнесе преподает человек, который в свое время начинал работать официантом, потом управляющим рестораном, сейчас у него свой бизнес.
Дисциплины трека, связанного с экскурсионной деятельностью для студентов ведет один из ведущих преподавателей в этой сфере — эксперт комиссии по аккредитации экскурсоводов Калининградской области, который также работает на программе дополнительного образования по экскурсоведению, реализуемой на протяжении нескольких лет на базе БФУ по заказу регионального Министерства по культуре и туризму.
Также в этом году мы запустили для студентов «Мастерскую наставников», куда мы приглашаем представителей туристического и гостиничного бизнеса — собственников и руководителей предприятий, людей, занимающихся развитием различных муниципалитетов. Выступая перед нашими студентами и проводя мастер-классы они делятся своим опытом работы. Поэтому наши студенты могут получить навыки и умения, что говорится, «из первых рук».
Руководитель центра промышленного туризма «Профи-тур» Наталья Казакова рассказывала, как помогает развивать бизнес участие в различных проектах — акселераторах, Бизнес-Баттле, «Мастера гостеприимства» и так далее. Про такое студенты вряд ли где-то смогут прочитать или услышать — об этом можно узнать только от тех людей, которые это прошли сами.
Выпускники Дарья Загородняя и Ксения Жук рассказали, например, как важно выбрать правильное направление обучения, успешно пройти практику, как важно дополнительно повышать и совершенствовать свои собственные компетенции и навыки, чтобы потом получить интересное место работы и каждый день с удовольствием приходить на работы (Дарья — коммерческий директор загородного гостиничного комплекса «Фишдорф», Ксения — старший менеджер этого же предприятия).
Высшая школа пространственного развития и гостеприимства является организатором регионального чемпионата среди вузов WorldSkills (в настояшее время Чемпионат по профессиональному мастерству) — крупнейших соревнований профессионального мастерства.
— Выпускники смогут работать экскурсоводами?
— Мы готовим бакалавров, которые хорошо и глубоко будут знакомы с методикой разработки экскурсионной деятельности. Дополнив это программами дополнительного образования, они при желании, смогут работать экскурсоводами.
Образование всегда полезно и для экскурсоводов очень важно. Одно дело, когда человек умеет хорошо говорить, другое дело — когда он обладает базовыми глубокими знаниями по вопросу, по которому он проводит экскурсию. Экскурсовод — это человек, который формирует лицо нашего города, поэтому очень важно, чтобы человек обладал не только хорошими знаниями, но и был сервисным человеком. Понятие сервисности формируется только на протяжении какого-то времени.
— Где еще смогут работать выпускники программы «Туристический и экскурсионный бизнес»?
— Сфера применения знаний, которые ребята получат в процессе обучения, очень широка. Они смогут разрабатывать туры, руководить турфирмами, заниматься въездным и выездным туризмом. Могут работать в органах местного самоуправления — в Калининградской области туризм является приоритетной отраслью, и во многих муниципалитетах начинают формироваться программы по развитию туристского потенциала.
В программе хорошо представлена составляющая бизнес-проектирования в туризме, поэтому наши студенты смогут открывать и собственные бизнес-проекты. Тем более, что в регионе очень хорошо поддерживается создание стартапов в сфере туризма и результат мы уже видим.
Минимальные баллы для поступления:
Ещё по теме
Личный кабинет для
Личный кабинет для cтудента
Даю согласие на обработку представленных персональных данных, с Политикой обработки персональных данных ознакомлен
Подтверждаю согласие