Институт образования БФУ им. И. Канта включился в деятельность нового федерального проекта «Волонтеры образования». Когда тысячи региональных школьников оказались в новой для них образовательной ситуации, Институт образования предлагает собственные решения многих проблем. Так, студенты института — будущие учителя — в рамках проекта «Волонтеры просвещения» помогают учителям взаимодействовать с школьникам в образовательной онлайн-среде. Студенты используют различные ресурсы для общения со школьниками — в том числе ZOOМ и Skype.

Уже более 150 студентов изъявили желание помочь региональным школьникам. Помощь школьникам оказывается самая разнообразная: кто-то нуждается в объяснении нового материала, кто-то — в помощи при выполнении домашнего задания, а некоторым просто нужно сопровождение в навыках самоорганизации. Как отмечают в институте, помощь в первую очередь нужна многодетным семьям, в которых разновозрастные дети вынуждены в одном пространстве, часто на одних и тех же гаджетах выполнять задания учителя и получать новые знания. Каждая ситуация отрабатывается с ребенком, студентом-волонтером, куратором от Института, куратором от Школы и родителем. Это кропотливая работа, которая уже приносит результаты: почти 200 школьников охвачены заботой и неравнодушием со стороны студентов и сотрудников БФУ им. И. Канта.

В проекте уже участвуют Школы п. Нивенское, п.Донское, Багратионовского ГО, Пионерского ГО, №1 г. Черняховска им. В.У. Пана, № 5 им. И.Д. Черняховского, Славская, школы № 4, № 5 и № 8, лицей № 1 и гимназия № 7 Балтийского ГО, «Школа будущего» пос.Луговое, а также калининградские школы — № 5, № 7, № 12, № 14 № 19, № 21, № 25 с УИОП, № 26, № 28, № 31, № 33, № 36, № 39, № 47, № 53, № 57, № 72, Гимназии № 22, №32, «Школа-интернат», ШИЛИ г. Калининграда

1MHoF_NIXU8.jpg

Анна Бударина, д.п.н., проф., директор Института образования:

«Сегодня всей системе образования брошен серьёзный вызов. Мы всегда высоко оценивали, как сложилась в регионе партнёрская система Школа-Вуз с реально функционирующей сетью Ресурсных центров и распределённым типом педагогической практики, когда студенты — будущие педагоги — встречаются с учениками на площадке школы лицом у лицу, чтобы учиться друг у друга. Переход в цифровой мир меняет субъектность всех действующих участников образовательного процесса, меняет принципы организации всей образовательной среды и ломает существующие стереотипы. Сегодня мы должны понять, чему мы можем научить в такой системе в новых условиях, как мы можем быть полезны и какие риски существуют. Сегодня, никто не гарантирует и не контролирует качество услуг, которые предлагаются на рынке. Как предъявляемый материал связан со школьной программой, не будет ли он избыточен, и приведет ли он к перезагрузке или к перегрузке образовательной системы? Наши эксперты, преподаватели и студенты, конечно, могут предложить новый качественный материал и могут сами создавать образовательные курсы, но мне кажется, что сейчас задача скорее не в создании нового контента, а в помощи обучающимся». 

Киреева Ольга, студентка 2 курс, «Начальное образование»:

"Работа сложная, но того стоит. Я рада, что есть возможность помогать людям, которые в этом действительно нуждаются. Да и впечатления от результатов покрывают все сложности. Столкнулась с такой онлайн-практикой первый раз, вначале была убеждена, что толку от нее ноль. Оказалось же, совершенно наоборот! ".

Алиса Дорофеева проводит дистанционные занятия по английскому языку с двумя школьницами-сестрами 12-ти и 13-ти лет. В работе использует платформу ZOOM, а также дополнительно привлекает мультимедийный материал, наработки из кембриджского обучения CELTA, программы Kahoot, Quizlett, виртуальную доску Miro. Алиса помогает выполнять не только домашние задания школьникам, но и получать дополнительные углублённые знания языка.

Алиса Дорофеева:

«На уроках мы выполняем упражнения по грамматике, изучаем новые слова, слушаем задания по аудированию, составляем диалоги и практикуем устную речь, а также обсуждаем школьные проблемы, хобби, повседневные занятия во время карантина и планы на будущее. Могу отметить, что вначале нашего общения были технические трудности: слышно — не слышно, настройка камеры, функции программ и платформ, однако мы быстро справились. Пока Милана и Рита постигают тонкости английского языка, я исследую все возможности онлайн-обучения. Для меня данный проект — это опыт преподавания иностранного языка в дистанционном формате, возможность помочь и заниматься любимым делом. Надеюсь, что мои занятия облегчили обучение девочкам и их родителям, а я буду использовать полученные навыки в дальнейшей работе».

Милана Струкова, ученица 7 класса, гимназия 1, Калининград:

«Во время карантина у учителей из школы нет возможности ответить на все возникающие вопросы, так как уроки очень короткие. Мне очень помогают уроки с Алисой Сергеевной. Она объясняет мне вопросы по домашнему заданию. Все же когда занимаешься с учителем один на один намного проще, потому что учитель подстраиваться под твой уровень знаний и под твой темп. На уроке ты можешь сказать, в чём ты не очень силён и учитель отдаст тебе все своё внимание, как если бы я сейчас была в классе в школе. Я благодарна этому проекту и Алисе Сергеевне за то, что помогли полюбить мне изучать английский дома».


Анастасия Баканова
, студентка:

«Школьники из многодетных семей, с которыми я работаю, имеют ряд особенностей, подтвержденных психолого-медико-педагогической комиссией, поэтому было необходимо на начальном этапе нашего общения подготовить детей, к тому, что я буду им помогать с выполнением домашних заданий, но главное попробовать стать их другом. Мне необходимо было выстроить особенную стратегию работы, чтобы ребята чувствовали себя комфортно. Мы проводим занятия через Skype, обсуждаем все пройденные дисциплины. Дети рассказывают, что нового они узнали на уроках, особенно полюбилось обсуждения будущих проектов по технологии. Мы совместно генерируем новые идеи, обсуждаем план предстоящей работы и необходимые материалы».

По словам Анастасии, часто ребята делятся своими историями из жизни, рассказывают о своих мечтах.

«Мы стали добрыми и веселыми друзьями, с которыми можно не стесняться обсуждать то, что не получается по какому-то предмету в школе, обсудить планы на выходные, поделиться своими впечатлениями после просмотра фильма и прочтения книги. Такой прекрасный контакт и принятие детьми меня стало возможным благодаря совместной работе с психологом, который позвала меня поучаствовать в совместной работе в рамках психологической беседы с детьми из семьи, в которой мне предстояло работать», — отметила Анастасия. 

bGCTtmSH2cI.jpg

Анна Бударина, д.п.н., проф., директор Института образования:

«У наших студентов в рамках волонтерской деятельности и дистанционной педагогической практики появилась возможность попробовать себя в роли наставников и помощников в организации образовательного процесса, помощников в развитии учебной автономии школьников и мотивации к учению. Школьники в дистанционном формате осваивают материал заключительной четверти, именно осваивают, а не заучивают, кастомизируют, переводят в „свои“ умения и „свой“ опыт. В создавшихся условиях наши студенты педагогических направлений оказались как никогда востребованы. Благодаря организации подобной волонтерской деятельности они не только получают необходимые в цифровую эпоху профессиональные навыки, но, что более важно, обучаясь сами в дистанционном режиме, они не отказались принять вызов, проявили самую настоящую ответственность, профессиональную и личностную готовность к социальному служению».

Александра Зёлко, к.п.н., доц., руководитель социально-педагогической проектной лаборатории «Проектный инкубатор» Института образования:

«Волонтерство — неотъемлемая часть профессионального воспитания педагога. Только через такую работу формируются необходимые ценности и установки. Перед запуском проекта в лаборатории была разработана программа подготовки волонтеров с учетом онлайн-специфики, а теперь оказывается круглосуточная психолого-педагогическая поддержка наших студентов — от налаживания коммуникации до решения вопросов методического характера. Это бесценный опыт и реализация подобных проектов, безусловно, наша миссия как профессионалов».