Исследователи БФУ им. И. Канта выяснили, что поможет не только замедлить старение мозга, но и улучшить память, способность к обучению и концентрации внимания. В течение нескольких лет ученые исследовали синапсы, глиальные клетки и нейроны в коре головного мозга и пришли сразу к нескольким интересным выводам.

Одними из самых показательных стали результаты экспериментов, выполненных в Калининграде на лабораторных крысах. Животных разделили на три группы. Первая группа жила в стандартных условиях — по две особи в небольшой клетке, другими словами — в  «бедной среде». Вторая группа животных проживала в «обогащенной среде», которая позволяла животным вести активный образ жизни, с игрушками, тоннелями, беговым колесом и большим пространством, и не злоупотреблять калориями. Можно сказать, что это аналог здорового и активного образа жизни человека. На третьей группе крыс, также помещенной в «бедную среду», исследователи протестировали действие фармакологического препарата, который уменьшает обратный захват нейромедиатора норадреналина. Стоит отметить, что речь идет не о гормоне, который выбрасывается при стрессе, а о нейромедиаторе, который участвует в регуляции активности нейронов и глии. Без него (нейромедиатора) нарушается привычный образ жизни -  возникает вялость, апатия, появляются проблемы со сном и бодрствованием и т.д.

Исследователи БФУ им. И. Канта нашли средство, которое в будущем может помочь в борьбе со старением мозга

«По результатам исследования, мы пришли к выводу, что у крыс, которые жили в „обогащенной среде“ синаптическая передача сигналов и пластичность синапсов улучшилась, а кальциевая сигнализация в глиальных клетках более активна, чем у животных, которых содержали в стандартных условиях. Более того, у крыс, живших в „обогащенной среде“ улучшилась память и способность к обучению. Как оказалось, ключевую роль в этих процессах играет увеличение содержания нейромедиатора норадреналина в головном мозге животных. Норадреналин действует как на нейроны, так и на глиальные клетки, способствует их более активному взаимодействию, а также улучшает пластичность синапсов и когнитивные функции мозга» — рассказал аспирант и научный сотрудник Института живых систем БФУ им. И. Канта Александр Богданов.

Исследователи предположили, что если немного увеличить содержание норадреналина в мозге при помощи фармакологического препарата, можно будет добиться позитивного эффекта на пластичности синапсов и интеллектуальные способности.

«Для этого мы в течение двух недель вводили животным, жившим в „бедной среде“, малые дозы препарата, который увеличивает концентрацию норадреналина в мозге. В результате у этих животных астроциты стали более активными, улучшилась пластичность синапсов и даже отчасти улучшилась память и способность к обучению подобно тому, что мы наблюдали у крыс, которых содержали в „обогащенной среде“. Конечно, мы понимаем, что волшебной таблетки, которая позволит полностью заменить умеренную диету, а также физическую и социальную активность не существует. Но все же, результаты, которые мы получили, очень обнадеживают» — подчеркнул исследователь.

Основной целью ученых из БФУ им. И. Канта был поиск перспективного фармакологического способа борьбы со старением мозга. Ведь не всем пожилым людям разрешены, например, физические нагрузки, или у человека может наблюдаться метаболический синдром, при котором простая диета ему не поможет.

«Исследование препарата было выполнено на молодых животных. Наша следующая задача — протестировать препарат на группе пожилых крыс. Стоит также сказать, что препарат, который мы использовали в исследовании, уже сегодня представлен в аптеках, но используется для других целей и в очень большой дозировке. Особенно важно, что этот препарат не вызывает привыкания, а курсовое его применение с использованием малых дозировок практически полностью исключает побочные эффекты. В ближайшее время у нас выйдет отдельная научная статья, посвященная этому исследованию» — отметил Александр Богданов.

Добавим, исследования проводились преимущественно на базе института живых систем БФУ им. И. Канта под руководством исследователей Юрия Панкратова и Ульяны Лало, которые работают в Университете Уоррика в Великобритании, а также  профессорами-исследователями БФУ им. И. Канта. Результаты научной работы легли в основу диссертации Александра Богданова, защита которой состоялась в МГУ им. М.В. Ломоносова. Молодому исследователю была присуждена ученая степень кандидата биологических наук сразу по двум специальностям: «физиология» и «нейробиология».

БФУ им. И. Канта поздравляет Александра Богданова и желает новых научных открытий и достижений!