Дом, который Иммануил Кант купил в Кенигсберге в 1783 году, не сохранился до наших дней — был снесен в конце XIX в. Также почти не осталось личных вещей, которыми пользовался знаменитый философ. Многие предметы мебели и домашнего обихода были проданы на аукционе после его смерти, поэтому в музее Канта имелось мало оригинальных экспонатов из дома кёнигсбергского мыслителя, причем почти все эти артефакты утрачены в годы Второй мировой войны.

Ученые БФУ приглашают на 3D-экскурсию в дом Иммануила Канта

С помощью 3D-моделирования сотрудникам научно-исследовательского центра социально-гуманитарной информатики удалось на основе исторических источников создать реалистичную модель дома И. Канта, представить как внешний вид здания, так и его внутренние помещения.

 

В проекте представлен экстерьер дома и окружающей его городской среды, прихожая на первом и втором этажах, лекционный зал, кухня, рабочий кабинет, гостиная, спальня, библиотека и столовая. Реконструкция выполнена на основе изучения некоторых подлинных вещей из дома Канта, находящихся в музеях Германии, а также имеющихся письменных и визуальных источников, в которых отражены внешний вид здания и упомянуты некоторые предметы мебели.

Виталий Маслов, научный сотрудник НИЦ социально-гуманитарной информатики:

«Имя Иммануила Канта известно всему ученому миру. Написано множество книг и статей о кантовских трактатах, проанализированы его идеи, освещена преподавательская и научная деятельность. В биографиях нередко рассказывается о привычках Канта, ярко проявлявшихся в его повседневной жизни. Сложившиеся правила поведения в быту, которым философ старался строго следовать, его способы сохранять здоровье давно интересовали исследователей. Современные компьютерные технологии позволяют виртуально в деталях воссоздать жилище великого философа. С одной стороны, можно сказать, что Кант вообще предвидел такую перспективу развития науки. В лекциях по логике он размышлял о том, что развитие естественной истории и математики приведут к появлению новых методов поиска информации без обременения человеческой памяти. С другой стороны, рассуждая о созерцании такого объекта, как до, Кант считал необходимыми знания об окнах, дверях и других его частях, чтобы получить представление о здании в целом. В преддверии 300-летия со дня рождения философа в Балтийском федеральном университете им. И. Канта реализован проект, в рамках которого предпринята попытка реконструировать его дом (по состоянию на рубеж XVIII—XIX вв.)».

Елена Баранова, директор НИЦ социально-гуманитарной информатики:

«Такое моделирование — не просто представление письменных источников в визуальном виде, а сложное методологическое исследование. Разработка методики виртуальной реконструкции утраченного объекта историко-культурного наследия стала особой задачей проекта. Речь может идти, конечно, лишь о гипотетическом воссоздании объекта, обладающем определенной — в каждом случае разной — степенью достоверности».

Реконструкция дома Канта в Кенигсберге в 3D — начальный этап проекта «Эпоха Иммануила Канта», осуществляемого самым западным вузом страны. В дальнейшем, совместно со специалистами МГУ им. М. В. Ломоносова, будет создана интерактивная экскурсия. По дому можно будет перемещаться, появится звуковое сопровождение на русском и английском языках, отдельные предметы получат исторические справки, также будут доступны тексты некоторых источников.

 

Вячеслав Верещагин, научный сотрудник:

«Инструментом для реконструкции дома Канта в Кенигсберге стал Autodesk 3ds MAX. Несмотря на сложность и трудоемкость работы в этом пакете, именно данная программа позволяют наиболее реалистично смоделировать объекты, точно наложить текстуру, настроить освещение. Для создания всех виртуальных объектов потребовалось смоделировать геометрию; текстурировать объект, придав его внешнему виду реалистичность (потертость, замыленность, царапины и т. д.); разместить объект в сцене согласно заранее утвержденному плану-схеме; сымитировать освещение. Затем проводилась визуализация, что заняло значительное время — даже при работе на мощных компьютерах. Просчет одного изображения продолжался порядка 3—4 часов, при этом в каждом случае требовалось не менее шести изображений».

Авторы проекта выражают благодарность за помощь и консультации почетному профессору Института философии Университета Марбурга, старшему научному сотруднику Берлинско-Бранденбургской академии наук Вернеру Штарку, д. филос. н., профессору, научному директору Academia Kantiana БФУ им. И. Канта Нине Дмитриевой, профессору Департамента философии и Института истории науки (IHC) университета Барселоны Томасу Штурму, исполнителю проекта, старшему преподавателю кафедры исторической информатики исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Денису Жеребятьеву.

Событие в СМИ

 

Ученые БФУ приглашают на 3D-экскурсию в дом Иммануила КантаУченые БФУ приглашают на 3D-экскурсию в дом Иммануила КантаУченые БФУ приглашают на 3D-экскурсию в дом Иммануила КантаУченые БФУ приглашают на 3D-экскурсию в дом Иммануила КантаУченые БФУ приглашают на 3D-экскурсию в дом Иммануила КантаУченые БФУ приглашают на 3D-экскурсию в дом Иммануила Канта