8 апреля ректор БФУ им. И. Канта Александр Федоров принял участие в заседании Ассоциации «Глобальные университеты». На мероприятии были подведены итоги Проекта 5-100, а также обсуждены его эффекты для российской системы образования.

Проект 5-100 привел к крупным положительным изменениям в высшем образовании и науке

Председатель Совета Ассоциации, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов сделал обзор реализации программ глобального продвижения в разных странах. Он отметил, что за последние 25 лет в системах высшего образования было запущено более 40 инициатив поддержки международной конкурентоспособности вузов, инвестиции составляют  50 — 750 млн долларов в среднем на 1 университет. Ярослав Кузьминов рассказал, что Китай первым вступил в университетскую «гонку» в 1995 году,   у него был целый ряд программ со средним финансированием в рассечете на 112 млн долларов в год. Если посмотреть на то время, за которое реализовался Проект 5-100, китайские вузы выросли по количеству позиций в предметных рейтингах в 10 раз, и почти в пять раз в них увеличилось количество высших учебных заведений.

«Второй вступила Корея с финансированием похожим на российское. Там было порядка 50 млн долларов на вуз в год, и у Кореи рост несколько меньше, чем китайский — по количеству позиций рост в 6,2 раза, хотя база была лучше, чему  китайцев. Германия и Франция присоединились прямо перед Россией. Рост позиций их вузов в предметных рейтингах очень серьезный, но ниже, чем у китайцев. Количество позиций немецких вузов выросло в 5 раз, а французских — в 8,2 раза», — отметили эксперты.

По словам Ярослава Кузьминова, Россия показала самые лучшие результаты. Количество вузов в предметных рейтингах увеличилось в 15,5 раз, а количество позиций  — в 26,4 раза.

«Я считаю, что это успешный проект. Это действительно серьезный сдвиг и в международных позициях нашей страны в глобальном разделении академического труда, — заявил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. — Вузы проекта 5-100 сегодня лидируют на российском образовательном рынке. Они занимают ведущие позиции по качеству приема, а это важнейший показатель репутации, в них поступает половина победителей олимпиад. Доля иностранных студентов в расчете на один вуз увеличилась в 2,6 раза, доля аспирантов — в 2,4 раза. Вузы проекта 5-100 выступили инициаторами развития цифрового образования в России — учредили Национальную платформу открытого образования, размещают курсы на Coursera. Проект 5-100 обеспечил рост публикаций в международных научных журналах более чем в 4 раза, количество цитирований, свидетельствующее о качестве публикаций, — в 6,4 раза».

 

С мнением Ярослава Кузьминова согласился научный руководитель Московской школы управления «Сколково» Андрей Волков. Он сказал, что благодаря Проекту 5-100 удалось достичь высоких результатов при относительно небольших инвестициях — другие страны тратили на аналогичные проекты намного больше, и члены международного совета проекта солидарны с этой позицией. По данным Счетной палаты РФ, доля расходов на Проект 5-100 в общем финансировании высшего образования в нашей стране составляла от 4,5% в 2013 году до 2,9% в 2020 году.

Светлана Меркушина, директор Департамента аудита образования, науки и инноваций Счетной палаты РФ:

«Реализация Проекта 5-100 привела к существенным позитивным изменениям в сфере высшего образования и науки. Произошел в большей степени качественный, а не количественный сдвиг. Проект существенно усилил университетскую науку, без которой продвижение в рейтингах было бы невозможно. Программы академического лидерства — это общепризнанный инструмент развития научных и образовательных систем во всем мире, и объем финансирования аналогичных программ в других странах несопоставим с объемом финансирования в России. Одним из главных результатов стало формирование в стране группы университетов-лидеров, которые задают тренды для всей системы высшего образования и науки».

С тем, что Проект 5-100 завершен успешно, согласился и вице-президент РАН Алексей Хохлов. По его мнению, в начале 2010-х, когда проект стартовал, «необходима была определенная встряска», оценка наших вузов на международном уровне.