Какой должна быть школа в эпоху онлайн-технологий? Каково место учителя в этой школе? Что и, главное — как, в ней следует преподавать? На эти и другие вопросы пытались найти ответ участники состоявшейся в минувший четверг, 27 августа, панельной онлайн-дискуссии, которая прошла в рамках межрегионального педагогического форума «Человек в цифровом мире».

9S2A1446.jpg     9S2A1448.jpg

Высшая степень духовной реализации

В начале встречи модератор — руководитель Центра информатизации образования Калининградского областного института развития образования Дмитрий Кулагин — предоставил слово доктору филологических и биологических наук, член-корреспонденту РАО, профессору кафедры общего языкознания Санкт-Петербургского государственного университета, заведующей лабораторией когнитивных исследований и кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук СПбГУ Татьяне Черниговской и доктору педагогических наук, член-корреспонденту РАО, заместителю директора Центра Русского языка и славистики РАО, директору Института педагогики СПбГУ Елене Казаковой.

9S2A1482.jpg

Татьяна Владимировна отметила, что взрослым следовало бы максимально доступно объяснить детям зачем, собственно, те идут в школу. Но для этого взрослым надо самим разобраться в этом вопросе.

Действительно — зачем?

"Если речь идет о приобретении чисто практических навыков — как заплатить за квартиру, как помыть посуду, как устроиться на работу и так далее — то обучать этому уже в недалеком будущем смогут искусственные интеллектуальные системы с хорошей программой, — полагает Татьяна Владимировна. — Но ведь мы представители великой цивилизации, которая зрела несколько тысяч лет и много чего накопила. Может, мы хотим показать это ребёнку? Я уже не говорю — увлечь. Хотя бы показать!
"

И с этой задачей, по мнению ученого, не справится ни одна машина. Это по плечу только живому учителю. Вместе с тем Татьяна Черниговская призвала не забывать, что только благодаря современным цифровым технологиям система образования удержалась во время пандемии коронавируса. Без них школы и вузы просто не смогли бы работать, а дети не смогли бы учиться. 

Елена Казакова  поддержала коллегу:

«Я тоже считаю, что нам надо ценностно определиться — что такое наша система образования. Последнее время мы очень часто делали ставку на конкуренцию, но потом мы обнаружили, что гораздо более ценными качествами является сотрудничество, взаимодействие, умение найти ту область и ту команду, в которой ученик смог бы состояться», — отметила она.

9S2A1457.jpg

По словам Елены Ивановны, в период пандемии коронавируса у многих возникла иллюзия, что эра школы в том виде, в каком она есть сейчас, прошла.

«Но я не верю, что мы сегодня можем существовать как индивидуумы, исключенные из образовательных сообществ, потому что эти соообщества мотивируют и вдохновляют», — отметила она.

Елена Казакова считает, что школа должна давать детям необходимые в жизни знания, не заставляя их при этом страдать. Наоборот! Задача школы — дарить радость.    

«Потому что получение знаний — это на самом деле самая высшая степень духовной реализации. Попасть в хорошую образовательную тусовку — это самое главное, чтобы я хотела пожелать своим юным друзьям, которые выбирают сейчас свой путь», — заключила она.

Приручить цифру

Подключившийся к дискуссии ректор БФУ им. Канта Александр Федоров сказал:

«Если у нас, как у цивилизации, нет цели построить на руинах многотысячелетней истории площадку для восхождения искусственного интеллекта, то тогда цифровизация — это как раз такой процесс, который нуждается в приручении и дрессировке. Сейчас это достаточно дикое существо, которое вымахало сначала на обочине, потом переползло в центр развития нашей цивилизации и сейчас пытается занять центральное место, а мы всячески этому способствуем».

9S2A1463.jpg

Что касается цели школьного образования, то Александр Федоров вспомнил высказывание известного педагога Людмилы Петерсон, которая в одном из интервью на вопрос о том, зачем ребёнок ходит в школу, ответила, что уж явно не для того, чтобы учиться там математике, а для того, чтобы, попав в благоприятную среду, научиться мышлению и получать от этого умения удовольствие.

«Если мы сможем цифровые логистики поставить на службу этому безумно сложному процессу, то мы достигнем успеха», — подчеркнул Александр Фёдоров.

С таким подходом полностью солидарна министр образования Калининградской области Светлана Трусенева. Она отметила, что задача состоит в том, чтобы сделать образовательную среду дружественной, человечной, развивающей и мотивирующей. А современные технические средства должны помочь в достижении этой цели.

9S2A1472.jpg

Директор гимназии №40 Татьяна Мишуровская рассказала, что уже несколько лет у них проводится опрос первоклассников о том, чего они ждут от школы и вообще — о чем они мечтают. И если поначалу преобладали ответы из серии «получать пятерки», то в последнее время стало больше тех, кто хочет приобрести друзей и даже — «освоить новые технологии».

«Конечно, мы понимаем, что эти мысли дети высказывают с подачи родителей, но я рада тому, что взрослые стали задумываются о том, каким должно быть современное образование».

Феникс возродился из пепла

Директор Института образования БФУ им. Канта Анна Бударина в своем выступлении обратила внимание на повышение престижа профессии учителя.   

«На некоторых педагогических направлениях количество поступающих выросло в этом году в 14 раз! — сообщила она. — Это связано с тем, что, несмотря на цифровую трансформацию общества, школьники хотят идти в школу. Статус учителя качественно изменился. Можно сказать, Феникс возродился из пепла».

Эту мысль подхватил генеральный директор компании «Мобильное Электронное Образование», доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО Александр Кондаков. По его словам, пандемия и связанный с ней переход на дистанционное обучения, по идее, должен был понизить значимость профессии учителя, но, получилось наоборот. Причина здесь заключается в первую очередь в том, что преподаватели за это короткое время сумели освоить неизвестные им ранее сферы, находящиеся на территории учеников. Учителя заговорили с детьми на одном языке и выросли в их глазах.

Дискуссия, в ходе которой прозвучало много интересных мнений, завершилась ответами на вопросы зрителей, имевших возможность следить за происходящим в онлайн-режиме.

9S2A1468.jpg

Самым распространённым был вопрос о том, надо ли контролировать общение детей в социальных сетях. А если надо, то как?

Директор «Школы будущего» Алексей Голубицкий считает такую постановку вопроса неправильной.

«Если мы заберём у ребенка гаджет, он возьмёт его у своего соседа по парте и без труда зарегистрируется ВКонтакте, — уверен он. — То есть вопрос разрешать или не разрешать — ложный,   сегодня надо думать о том, как формировать цифровую культуру».

Алексей Голубицкий не сомневается, что цифровизация образования поставит еще много этических и общефилософских вопросов, на которые профессиональное сообщество должно будет найти ответы.