Соответствие НИР группы приоритетам развития Российской Федерации до 2030 года

Фундаментальные и прикладные исследования научной группы осуществляются в соответствии с Государственной программой «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» от 27 апреля 2019 года № 337; подпрограмма «Фундаментальные научные исследования для долгосрочного развития и обеспечения конкурентоспособности общества и государства (науки о земле, рациональное природопользование).

Руководитель научной группы

Дедков Виктор Павлович

Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, Почетный работник науки и техники Российской Федерации, действительный член -корреспондент Российской Академии Естествознания, профессор -исследователь Института живых систем Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта, доктор биологических наук (ВАК СССР), профессор (ВАК СССР).

Прикладная биоэкология

История становления научной группы

Начало становления научного направления и реализующего его коллектива относится к 1980 году, в связи с оптимизацией управленческих структур кафедры ботаники и кафедры зоологии на биологическом факультете Калининградского государственного университета. В это время было сформулировано и Ученым советом КГУ утверждено основное направление НИР факультета „Биологические ресурсы Калининградской области и пути их рационального использования“. Для реализации фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ по данному направлению была открыта аспирантура по специальностям: 03.00.05 -ботаника и 03.00.06 -экология. Для повышения эффективности работы аспирантуры середине 90-х годов ХХ столетия в КГУ под руководством В.П. Дедкова был открыт диссертационный совет с правом приема кандидатских и докторских диссертаций по двум специальностям: 03.00.05- ботаника и 03.00.06- экология. На заседаниях диссертационного совета сотрудниками различных институтов и организаций Калининграда и области (Технический университет, Институт океанологии, АТЛАНТНИРО, Агрохимический центр „Калининградский“ и др.), защищено около 65 кандидатских и докторских диссертаций. В БФУ им. И. Канта под руководством В.П. Дедкова сформировалась научная школа Биоэкология», способная решать различные фундаментальные и прикладные задачи.

Цель

С использованием современных методов биоэкологии, аэрокосмических и геоинформационных систем обеспечить различные министерства и ведомства Калининградской области актуальной информацией о состоянии природных сред для принятия научно-обоснованных управленческих решений по развитию территорий и акваторий.

Основные направления исследования научной группы

1. Биоресурсы Калининградской области и пути их рационального использования и охраны;
  2. Пространственное, территориальное и ландшафтное планирование в Калининградской области с использованием аэрокосмических методов и геоинформационных систем ГИС;
  3. Создание сети особо охраняемых территорий(ООПТ) Калининградской области;
  4. Мониторинг редких и исчезающих видов животных, растений и грибов в Калининградской области;
  5. Подготовка второго варианта Красной книги Калининградской области;
  6. Микроклональное размножение редких и исчезающих растений Калининградской области с целью их реинтродукции в природные экосистемы;
  7. Экологические особенности популяций членистоногих — переносчиков инфекционных заболеваний человека;
  8. Подготовка актуальной информации для ежегодного государственного доклада Правительства Калининградской области «Об экологической обстановке в Калининградской области»;
  9. Изучение природных антиоксидантов растительного сырья для применения в медицинских и других целях;
  10. Разработка биотехнологических методов восстановления почвогрунтов загрязненных тяжелыми металлами и продуктами нефтепереработки с использованием микрофлоры природных субстратов;
  11. Разработка методов биоиндикации и биотестирования природных сред с использованием различных видов растений и животных;
  12. Экологическая экспертиза в районах строительства инженерных сооружений и коммуникаций(ОВОС);
  13. Причины изменения климата Земли.

Команда

Чупахина Галина Николаевна,  доктор биологических наук, профессор консультант, профессор (ВАК РФ);

Гришанов Геннадий Викторович,  биолог-эколог-зоолог, кандидат биологических наук, доцент (ВАК РФ);

Гришанова Юлия Николаевна, биолог-эколог-зоолог, кандидат биологических наук, доцент (ВАК РФ);

Куркина Марина Викторовна,  биолог-эколог-микробиолог, кандидат биологических наук, доцент (ВАК РФ);

Кудикина Наталья Петровна,  биолог-эколог-зоолог, кандидат биологических наук, доцент (ВАК РФ);

Петренко Дмитрий Ефимович, биолог-эколог-лихенолог-бриолог, кандидат биологических наук, доцент (ВАК РФ);

Фещенко Юрий Владимирович,  биолог-эколог ботаник, кандидат биологических наук, доцент (ВАК РФ);

Володина Александра Анатольевна, биолог-эколог-миколог, кандидат биологических наук, доцент ВАК РФ);

Петрова Наталия Григорьевна,  биолог-эколог-дендролог, кандидат биологических наук, доцент (ВАК РФ);

Масленников Павел Владимирович,  биолог-эколог-почвовед, кандидат биологических наук, доцент (ВАК РФ);

Скрыпник Любовь Николаевна,  химик — эколог — биохимик, кандидат биологических наук, доцент (ВАК РФ;

Винокурова Наталья Владимировна, биолог-эколог-генетик, кандидат биологических наук, доцент (ВАК РФ);

Федураев Павел Владимирович, биолог- эколог-биохимик, старший преподаватель;

Пунгин Артем Викторович,  биолог-эколог-лихенолог- бриолог, кандидат биологических наук, старший преподаватель;

Ткаченко Ирина Александровна,  аспирант Института живых систем, специальность Экология;

Волчев Евгений Георгиевич,  магистрант Института живых систем, программа подготовки Экология.

Материально- техническая база исследовательских работ: природные и антропогенно-измененные экосистемы, лабораторные комплексы и лаборатории

Информация о состоянии природных сред в Калининградской области добывается с использованием современных эколого-биологических методов как в полевых условиях, так и в научных и учебно-научных лабораториях Института живых систем БФУ им. И. Канта. С этой целью по программе развития РГУ им. И. Канта «Образование» в конце 2010 годов на факультете биоэкологии (в настоящее время ИЖС) были созданы современные лабораторные комплексы: Микроклональное размножение растений, Природные антиоксиданты; биоиндикация, биотестирование и токсикология, Банк генетической информации сосудистых растений, а также лицензированная по 3 и 4 классам опасности лаборатория Микробиологии и биотехнологий. За период существования коллективом научной группы собран огромный массив экспериментальных данных о природных средах г.Калининграда и Калининградской области. Коллектив научной группы обладает необходимыми компетенциями для работы с большими базами данных, а также проведения прикладных работ по экологической экспертизе и ОВОС.

Проекты

Выполнялись и выполняются работы по договору: «Инвентаризация флоры и фауны Калининградской области и тенденции ее изменения под влиянием естественных факторов и хозяйственной деятельности» в рамках научной программы «Университеты России»; работы по договору с Главным управлением по топливно-энергетическому и жилищно-коммунальным комплексам администрации Калининградской области: «Оценка величины и структура промыслового запаса и определение общего допустимого изъятия (ОДИ) виноградной улитки по муниципальным образованиям Калининградской области»; работы по гранту «Антропогенная и автогенная динамика растительности Куршской Косы». Санкт-Петербургский Государственный Университет; работы по международному проекту TEMPUS T-JEP 10332-97 «Education for Sustainable Development in Kaliningrad» (Дания, Швеция); работы по договору «Оценка продуктивности и определение общего допустимого изъятия (ОДИ) облепихи крушиновой в Калининградской области» с Главным управлением по топливно-энергетическому и жилищно-коммунальным комплексам администрации Калининградской области; работы по международному проекту AZ 22 499 «Ландшафтное планирование Калининградской области» (Германия, Россия); работы по хозяйственному договору с Главным управлением по топливно-энергетическому и жилищно-коммунальным комплексам администрации Калининградской области по теме: «Разработка региональных правил пользования объектами животного мира, не отнесенным к объектам охоты и рыболовства и не принадлежащих к видам, внесенным в Красную книгу»; работы по международному проекту «Ландшафтное планирование Зеленоградского района Калининградской области» (Германия, Россия); выполнение договорных обязательств по международному проекту «Harmonizing development of tourism objects environment implanting new plants» (Польша, Литва, Россия -  NEIGHBOURHOOD program); исполнение ведомственной целевой программы "Развитие научного потенциала высшей школы "Научно образовательный ресурс коллекционного фонда Ботанического сада РГУ им. И. Канта — база устойчивого развития приграничных территорий. Министерство образования и науки Российской Федерации. Агентство по образованию; работы по теме «Интродукция и акклиматизация растений в Калининградской области». Заказчик Министерство образования и науки РФ; проведение курсов повышения квалификации для преподавателей биологов и географов университетов России по договору с Министерством образования и науки РФ по теме: «Экология и природопользование»; многолетние работы по государственному контракту: «Мониторинг объектов растительного и животного мира Калининградской области занесенных в Красную книгу Калининградской области». Заказчик Правительство Калининградской области; выполнение работ по теме «Научно-методические основы разработки инновационной технологии устойчивого развития урбанизированной среды на основе изучения микрофлоры почвогрунтов Калининградской области». (Соглашение о предоставлении субсидии по лоту шифр 2014 — 14 — 576-0029. Министерство образования и науки Российской Федерации); руководство работами по организации и проведению международной научной школы и конференции: TRACE 2017- "Годичные кольца деревьев для археологии, климатологии, экологии (Светлогорск, май).  Выполнение работ по договорам с  Акционерным обществом «Авто-Дорсервис»; ОАО «Институт Гипростроймост»; ООО «ТОМОС- Инжиниринг»; ООО «СЕВЗАПГАЗПРОЕКТ»; ООО «СПЕЦПРО»; 10 лет ведется государственный мониторинга объектов растительного и животного мира, занесенных и рекомендуемых к занесению в Красную книгу Калининградской области.

Партнеры и сотрудничество

1. Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области
  2. Департамент лесного хозяйства и использования объектов животного мира
  3. Институт природопользования, территориального развития и градостроительства БФУ им. И. Канта
  4. Калининградский государственный технический университет
  5. Институт океанологии им. П.П. Ширшова РАН
  6. ФГБУ "Национальный парк «Куршская коса»
  7. Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калининградской области
  8. Управление по Калининградской области Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору(Россельхознадзору)
  9. ЕКАТ-Калининград; МЭРИЯ г. Калининград; Технический университет г.Берлина
  10. Институт географии им. В.П.Сочавы СО РАН

Итоговые практические результаты (публикации, законы, диссертации, предложения для практики, внедрения)

Фундаментальные и научно-прикладные результаты исследований членов научной группы «Прикладная экология» опубликованы во многих десятках монографий и статей в журналах из списка Web оf science, Scopus, ядро РИНЦ, ВАК РФ и других. В качестве примера офундаментальные монографии:

1. Литвин В.М., Ельцина Г.Н., Дедков В.П.  Калининградская область. Природные ресурсы.Калининград: Янтарный сказ, 1999. 189 с.

2.Биологические ресурсты Калининградской области и пути их рационального использования.Под редакцией профессора В.П.Дедкова. Изд-во КГУ. Калининград, 2004. 253 с.

3.Дедков В.П., Федоров Г.М. Пространственное, территориальное и ландшафтное планирование в Калининградской области. Изд-во РГУ им.И.Канта. Калингинград, 2006. 184 с.

4.Красная книга Калининградской области.Животные.Растения. Грибы.Экосистемы. /коллектив авторов; под. ред.В.П.Дедкова, Г.В.Гришанова. Изд-во РГУ им.И.Канта. Калининград, 2010. 334 с.

5.Лыков Е.А., Гришанов Г.В. Атлас гнездящихся птиц Калининграда. Изд-во Самбукс, 2019.320с.

и другие.

Фундаментальные и прикладные исследования коллектива научной группы легли в основу разработки:

1.     Закон Калининградской области «О Красной книге Калининградской области» (Принят Калининградской областной думой четвертого созыва 22 апреля 2010 года);

2.     Использованы при создании Схемы охраны природы Калининградской области;

3.     При обосновании сети прироохранных территорий(ООПТ) регионального значения: ландшафтные заказники «Дюнный»; «Громовский»; "Природный парк «Виштынецкий»; «Балтийская коса»;

4.     Нашли правоприменение в законе  Калининградской области «Об экологическом оздаровлении на территории Калиниградской области»;

5.      Постоянно используются при подготовке ежегодных Государственных докладов «Об экологической обстановке в Калининградской  области» в разделах: «Растительный и животный мир»,   «Особо охраняемые природные территории(ООПТ)», «Экологические пррограммы».

6.     Данные о запасах и объемах допустимого изъятия(ОДИ) виноградной улитики легли в основу квотирования Правительством Калининградской области на отлов моллюсков из природных экосистем для переработки мяса моллюсков и  экспортных мероприятий малыми предприятиями в Калининградской области.

Результаты работ легли в основу более 30 кандидатских диссертаций по специальностям — ботаника и экология. На материалах группы подготовлены кадры высшей квалификации (кандидаты наук) для: КГТУ, Атлантниро, БФУ им. И. Канта, Института океанологии им.П.П.Ширшова; Росприроднадзора, Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области: Мэрии г. Калининграда; ФГБУ «Российский сельскохозяйственный центр» по Калининградской области.

Гос.доклад Правительству К.О. Об экологич.обстановке 2018.jpg  Красная Книга К.О..jpg  Ландшафтная программа К.О..jpg  Схема охраны природы К.О..jpg

Патенты

Дедков В.П., Румянцева Е.Г. Патент на изобретение «Способ культивирования виноградной улитки». Приоритет изобретения 27 июня 2006 года.

Ткаченко И.А., Дедков В.П., Ткаченко С.Н. Патент на избретение « Способ кормления виноградной улитики». Приоритет изобретения 09 июня 2018 года.