Научный интерес

Основное направление нашей работы — это изучение взаимодействия нервной, эндокринной и иммунной систем на молекулярном, клеточном и системном уровне (нейроиммуннология).

Актуальность тематики

Центральная нервная система долгое время считалась «привилегированной в иммунологическом отношении» благодаря наличию гемато-энцефалического барьера, ограничении доступа в паренхиму мозга лимфоцитов и невозможности развития адаптивных иммунных реакций в нервной ткани. Однако на сегодняшний день концепция «иммунной привилегированности» мозга активно пересматривается, исследуется и дискутируется, так как:

1. иммунная система и глиальные клетки мозга непосредственно участвуют в формировании и элиминировании синапсов во время развития мозга [Schafer et al., 2012, Neuron; Hogs et al., 2016, Science];
  2. при нейродегенеративных заболеваниях, таких, как болезнь Альцгеймера, Хантингтона, Паркинсона, боковой амиотрофический склероз, рассеянный склероз наблюдается активация и изменение фенотипа глиальных клеток — микроглии (резидентные макрофаги мозга) и астроцитов, что, как полагают, способствует развитию болезни [Liddelow et al., 2017 Nature];
  3. при различных психопаталогиях, а также в случае хронического стресса в нервной ткани наблюдается развитие воспалительных процессов, а также инфильтрация иммунных клеток в паренхиму мозга [Kierdorf et al., 2013 Nature Neuroscience; Frank et al., 2016 Neurobiology of stress].

Основные направления исследований

1. Изучение эффектов нейровоспаления (воспалительных процессов в нервной ткани), вызванного инфекционным агентом, провоспалительными цитокинами, а также острым и хроническим стрессом на межклеточные взаимодействия в мозге.
  2. Гематоэнцефалический барьер в норме и при патологических состояниях (нейровоспалении, вызванном инфекционными агентами (бактериальный липополисахарид), провоспалительными цитокинами).
  3. Молекулярные механизмы, лежащие в основе гетерогенности клеток мозга (глиальных клеток, нейронов).
  4. Популяции клеток субвентрикулярной зоны, их роль в процессах глио- и нейрогенеза и клеточной дифференциации. Влияние нейровоспалительныхх процессов на нейрогенез во взрослом мозге.
  5. Эфферентная иннервация клеточных популяций субвентрикулярной зоны и сосудистого сплетения мозга.
  6. Молекулярные основы процессов аутофагии в нейронах и глиальных клетках.
  7. Роль внеклеточного матрикса в развитии мозга и при различных патологических состояниях.

Команда