Целью проекта является внедрение лучших практик STEM-подхода к обучению в образовательные системы России и Казахстана.

STEM — это междисциплинарный подход к обучению и преподаванию. Его целью является развитие «гибких навыков», актуальных для современного общества, таких как критическое мышление, творческий подход к поиску решений проблем современного мира, общение, сотрудничество и командная работа.

Задачей проекта является создание образовательных продуктов и мероприятий, предназначенных как для студентов, так и для профессорско-преподавательского состава вуза, среди которых 6 новых магистерских программ, 30 новых курсов, 6 ресурсных центров STEM, возможности для академической мобильности, конференции, тренинги и каникулярные школы (летние школы, фестивали и т.д.).

Участники проекта

Координатор проекта: Университет Линчёпинга (Швеция)

Партнеры

Европа: Университет г. Хельсинки (Финляндия), Университет Лимерика (Ирландия), Университет Хасеттепе (Турция)

Российская Федерация: Южный федеральный университет, Белгородский государственный университет, Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта

Республика Казахстан: Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Южно-Казахстанский государственный университет имени М. Ауэзова, Восточно-Казахстанский государственный университет им. С. Аманжолова

Новости

Продолжается регистрация на Международную летнюю школу «STEM vs STEAM: Современные тенденции и стратегии развития»

7.06.2021

С 28 июня по 02 июля в Институте образования пройдет Международная летняя школа «STEM vs STEAM: тренды и стратегии»в рамках проекта «Интегрированный подход к подготовке учителей STEM — направления» программы ЭРАЗМУС +.
Летняя школа направлена на формирование компетенций в области применения STEM-технологий, а также внедрения принципов междисциплинарности и практико-ориентированности в образовательный процесс.
К участию приглашаются абитуриенты, бакалавры, магистры педагогических и естественно-научных направлений подготовки.
Участие бесплатное. По результатам прохождения программы школы предусмотрена выдача сертификата.

Университеты участники летней школы:

  • Университет Линчепинга, Швеция
  • Университет Лимерика, Ирландия
  • Университет Хельсинки, Финляндия
  • Университет Хаджеттепе, Турция
  • Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, Казахстан
  • Южно-Казахстанский государственный университет имени М. О. Ауэзова, Казахстан
  • Восточно-Казахстанский Государственный Университет имени Сарсена Аманжолова, Казахстан
  • Южный федеральный университет, Россия
  • Белгородский государственный университет, Россия
  • Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Россия

Регистрация открыта до 20 июня 2021 г.

Форма регистрации участников на английском языке
Форма регистрации участников на русском языке

В БФУ им. И. Канта успешно реализуется программа магистратуры «STEAM практики в образовании»

11.11.2020

По результатам приемной кампании 2020 году в БФУ им. И. Канта на программу магистратуры по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «STEAM практики в образовании» поступило 12 человек.

Учебная программа специальности характеризуется высокой степенью практико-ориентированности и углубленным изучением STEAM подхода в преподавании. Так, уже в первом семестре студенты изучают такие дисциплины как «Педагогический дизайн» и «Инновационные процессы в образовании». Кроме этого, студенты на протяжении всего периода обучения активно участвуют в различных конференциях и семинарах, посещают региональные STEAM-парки и встречаются со специалистами в области STEAM-образования.

STEAM-образование уже активно внедряется в основу обучения во многих странах, и его актуальность обусловлена концепциями междисциплинарности и метапредметности, которые позволяют получать понимание взаимодействия и взаимопроникновения знаний. Универсальность STEAM-образования заключается в том, что оно подойдёт для учителей технических, гуманитарных и естественных наук, позволяя объединить усилия и изучать дисциплины друг через друга. В рамках магистерской программы мы учимся организовывать проектное обучение на основе принципов системно-деятельностного подхода, при котором учитель является лишь фасилитатором и координатором учебного процесса. Мы знакомимся с опытом создания образовательных пространств в STEAM-парке и Кванториуме, узнаем, как разрабатывать высокотехнологичные образовательные стартапы и проекты, организовывать и управлять инновационной исследовательской деятельностью обучающихся — говорит Алиса Дорофеева, студентка направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «STEAM практики в образовании».

Программа магистратуры по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «STEAM практики в образовании» разработана в рамках проекта Эразмус+ КА2: «Интегративный подход к подготовке учителей STEM» 598367-EPP-1-2018-1-SE-EPPKA2-CBHE-JP, который финансируется при поддержке Европейской Комиссии.

БФУ им. И. Канта — участник международного проекта «Интегрированный подход к подготовке учителей STEM-направления» по программе Эразмус+

05.11.2020

Презентация проекта STEM в рамках #ErasmusDays 2020 в БФУ им. И. Канта

15 — 16 октября 2020 года в БФУ им. И. Канта прошел ряд мероприятий в рамках всемирных #ErasmusDays 2020 (Дни Erasmus 2020). На протяжении 2 дней участники познакомились с возможностями для академической мобильности, которые доступны студентам БФУ им. И. Канта, особенностями программы Эразмус+, а также прослушали рекомендации по оформлению документов необходимых для участия в конкурсах на соискание стипендий на обучение за рубежом.

В ходе презентации о проектах в рамках программы Эразмус+, которые реализуются в БФУ им. И. Канта, слушатели познакомились с достигнутыми к настоящему моменту результатами проекта Эразмус+ КА2 «Интегрированный подход к подготовке учителей STEM-направления / STEM», а именно началом реализации программы магистратуры по направлению подготовки «Педагогическое образование (STEAM-практики в образовании)», открытием ресурсного центра, а также проведенными конференциями и летними школами.

Информационные встречи в рамках #ErasmusDays 2020 в БФУ им. И. Канта посетило более 60 студентов университета.

Всего в рамках #ErasmusDays в 2020 году прошло более 3 000 мероприятий в 67 странах мира.

 f240dc8b203c3e9248d00e89aca00382.jpg

В БФУ им. И. Канта прошла первая волна зачислений на программы магистратуры

28 августа 2020 года — в БФУ им. И. Канта прошла первая волна зачисления на программы магистратуры. Высокий интерес у абитуриентов вызвала образовательная программа по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль «STEAM-практики в образовании»). Всего было подано 51 заявление на 12 бюджетных мест. Большинство абитуриентов показали высокие результаты на вступительных испытаниях: средний балл по комплексному экзамену превысил 85 баллов. Больше половины зачисленных студентов показали результат выше 90 баллов, при этом один из абитуриентов достиг максимального показателя в 100 баллов. Также высокий уровень подготовки поступающих подтверждают полученные дополнительные баллы за индивидуальные достижения, в том числе опубликованные статьи и дипломы о предыдущем образовании с отличием. Все это свидетельствует о высоком уровне интереса к программе и высоком уровне доверия к образовательным услугам в области педагогических наук, предоставляемых БФУ им. И. Канта. Напоминаем, что программа магистратуры по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль: STEAM-практики в образовании) разработана в рамках проекта Эразмус+ «Интегративный подход к подготовке учителей STEM» 598367- EPP-1-2018-1-SE-EPPKA2-CBHE -JP, который финансируется при поддержке Европейской Комиссии.

Приглашение на Международную летнюю онлайн школу «Современные тенденции в STEM образовании»

Южно-Казахстанский государственный университет имени М. Ауэзова приглашает студентов образовательных программ в области педагогических и естественных наук, инженерии, технологии и будущих STEM-преподавателей принять участие в Международной летней онлайн-школе «Современные тенденции в STEM образовании». Мероприятие пройдет с 27 по 31 июля 2020 года на платформе «Ciscowebexmeeting».

Программа летней школы включает не только теоретические занятия и семинары, но и проектную работу в командах.

Подать заявку на участие в летней школе можно по следующей ссылке.

666937e094957ca3b78f3e3d70f6affc.jpg

Студенты и преподаватели Института образования приняли участие в Международном онлайн-семинаре

Студенты Института образования, обучающиеся на магистерской программе «STEAM-практики в образовании», и преподаватели приняли участие в Международном онлайн-семинаре «INTEGRATED APPROACH TO STEM TEACHER TRAINING». Ведущие эксперты в области STEM-образования из университетов г. Лимерик (Ирландия), г. Линчёпинг (Швеция) поделились своим опытом по оцениванию результатов обучения в условиях мультидисциплинарного и практико-ориентированного подходов.
В семинаре приняли участие представители университетов Казахстана, Азербайджана, Турции и России.

Олеся Парахина, ведущий менеджер ООП Института образования:

«STE (A) M-подход, как образовательная технология, сочетающая в себе несколько предметных областей, является инструментом развития критического мышления, исследовательских компетенций и навыков работы в группе. Мультидисциплинарность и интеграция различных направлений, составляющие сущность STE (A) M-подхода, значительно усложняют систему оценивания образовательных результатов. В связи с этим проблемы, рассмотренные коллегами, являются актуальными для нашего педагогического сообщества».

Анастасия Баканова, магистрант Института образования:

 

«Благодаря участию в таких мероприятиях мы получаем бесценный опыт в рамках инновационных направлений в педагогике. В частности, данный дистанционный семинар был посвящён очень важному педагогическому явлению — оцениванию образовательных результатов в рамках STEM-образования, которое особенно активно развивается в современных условиях. Благодаря нашим иностранным коллегам мы смогли открыть для себя альтернативные способы оценивания результатов обучения сквозь призму метапредметности и индивидуального подхода в обучении. Важно отметить, что была проведена комплексная сравнительная характеристика систем оценивания образовательных результатов всех стран-участников. Данная работа сформировала новые представления о динамике развития процесса оценивания в современной школе, а также продемонстрировала актуальные мировые требования к компетенциям современных школьников».

Уникальный международный проект Эразмус+ «Интегративный подход к подготовке учителей STEM» стартовал 18-21 марта 2019 г. Координационное совещание по проекту прошло в университете Линчёпинга (Швеция)

С 18 по 20 марта 2019 года делегация БФУ им. И Канта посетила вуз-партнер Швеции в рамках рабочей поездки по программе Эразмус+. В первой рабочей встрече «с зарубежными вузами-партнерами в рамках программы Эразмус+ по проекту «Интегрированный подход к подготовке преподавателей STEM» («Integrated approach to STEM teacher training» (STEM)) в г. Линчепинг (Швеция) приняли участие директор института образования БФУ им. И. Канта, д.п.н... проф. Анна Бударина и заместитель проректора по международным связям — директор международного офиса, к.ф.н., доц. Наталья Милявская. В рамках проводимых встреч состоялось обсуждение перспектив сотрудничества с вузами-партнерами, особенностей развития STEM-образования в мире, возможностей применения современных обучающих подходов в сфере высшего образования. Проект направлен на разработку интегративного подхода к подготовке учителей STEM (аббревиатура 4 областей знания STEM (Science, Technology, Engineering, Maths): естественные науки, технологии, инженерные науки и математика), основанного на междисциплинарных связях и проектном обучении. В результате реализации проекта вузами партнерами будет разработана уникальная сетевая магистерская программа по STEM-образованию, совместно с коллегами из ЮФУ (со-координаторами проекта), БелГУ и университетами Казахстана на основе лучших европейских практик, созданы региональные ресурсные STEM-центры и STEM-сеть российских, казахских и европейских университетов.

kj6ZyJCJa-Q.jpg

Наталья Милявская,  заместитель проректора по международным связям — директор международного офиса, к.ф.н., доц.:

«В этом году началась реализация масштабного проекта с участием четырех стран Европейского Союза, Российской Федерации и Республики Казахстан по программе Erasmus+ „Интегрированный подход к подготовке учителей STEM-направления». Целью проекта является повышение качества подготовки преподавателей STEM в университетах-партнерах в соответствии с современными потребностями экономики и научного знания. Идея проекта, безусловно, может считаться одной из приоритетных в системах высшего образования во всем мире. Консорциум состоит из 10 полноправных членов и 5 ассоциированных партнеров. Партнеры из стран ЕС представляют широкое географическое разнообразие от Швеции и Финляндии до Турции и Республики Ирландии. Университет Линчепинга (LiU) в Швеции является координатором проекта. В апреле 2019 года было подписано Соглашение о партнерстве между БФУ им. И. Канта и университетом-координатором проекта — Университетом Линчепинга. 18-21 марта 2019 года прошла первая координационная встреча с партнерами в Швеции. В ходе данной встречи обсуждалось Соглашение о партнерстве и были разработаны следующие политики реализации проекта: стратегия коммуникации, стратегия распространения, план эксплуатации и план устойчивости. Наряду с координационной встречей прошел методологический семинар, где были представлены существующие европейские тенденции развития STEM-образования. В Университете Линчепинга (LiU) есть Шведский национальный центр школьного технологического образования (CETIS), целью которого является развитие технологического образования в школах в сотрудничестве с учителями, преподавателями и представителями промышленности. Университет Хаджеттепе (HU) в Турции имеет большой опыт в разработке учебных программ STEM, в обучении преподавателей без отрыва от работы и в вовлечении общественности в STEM для повышения качества образования. Университет Лимерика (UL) Республики Ирландии имеет Национальный центр обучения STEM — EpiStem — который имеет исследовательскую базу, впечатляющий набор программ, проектов, а также прочную основу для реализации средне- и долгосрочных стратегий для решения национальных приоритетов в обучении STEM. В Университете Хельсинки (UH) в Финляндии функционирует центр LUMA, который поддерживает обучение STEM и обеспечивает интеграционное взаимодействие между школами, университетами и бизнесом».

24-26 июня 2019 года состоялась вторая встреча с зарубежными вузами-партнерами в рамках программы Erasmus+ по проекту «Интегрированный подход к подготовке учителей STEM-направления» в Университете Лимерика (Республика Ирландия), в которой приняли участие директор Института образования БФУ им. И. Канта Анна Бударина и ведущий менеджер образовательных программ Института образования БФУ им. И. Канта Олеся Парахина. Цель встречи — изучение лучших практик и методологий при разработке уникальной магистерской программы по подготовке учителей STEM на основе инновационного комплексного подхода в соответствии с Болонскими положениями. Участники познакомились с лучшими европейскими практиками работы национального центра STEM-образования в Финляндии — LUMA центра, центра STEM-образования в университете Лимерик (Ирландия), с результатами STEM-проекта, реализованного в университете Хаджетеппе (Турция) и с концепцией STEM-образования в университете Линчёпинга (Швеция). С 24 по 26 июня 2019 года Университет Лимерика провел трёхдневный обучающий тренинг-семинар для университетов-партнеров. Тренинг был направлен на разработку уникальных модулей и курсов магистерской программы по подготовке учителей STEM на основе инновационного комплексного подхода и в соответствии с Болонскими положениями. Представители института образования БФУ им. И. Канта представили свою уникальную магистерскую программу «STEAM практики в образовании» по направлению 44.04.01. — Педагогическое образование, которая будет реализована в БФУ им. И. Канта с сентября 2019—2020 учебного года.

uqJkgPalyyI.jpg

Анна Бударина,  д.п.н., проф., директор Института образования БФУ им. И. Канта:

«Процесс интеграции различных уровней и организационных форм образования и науки — это мировая тенденция. Неслучайно, что в последнее время много говорится о создании новых форм, которые смогут объединить научно-образовательный потенциал. STEM-подход рассматривается как ключевое решение для повышения эффективности и конкурентоспособности российского образования в цифровую эпоху. В основе магистерской программы, которую мы планируем запустить уже в сентябре 2019 года, заложены идеи STEAM-подхода, который в настоящее время является основой инновационных международных образовательных стандартов и расширяет философскую основу STEM-подхода через внедрение в образование возможностей искусства (Arts-компонент) для активизации воображения, творческих возможностей и эвристической деятельности обучающихся, создания индивидуальных образовательных траекторий на основе междисциплинарных и интеграционых связей».

xQmJDtSOs_o.jpg

Светлана Конюшенко, д.п.н., проф., профессор Института образования, координатор проекта НОК ЕВРОБОТ:

«Актуальность внедрения STEAM-подхода в образование подтверждается всеми последними исследованиями. STEAM-подход — это не только метод обучения, но и способ мышления. Он учит комбинировать приобретенные знания с реальными навыками, развивает умения креативного решения инженерных задач. Сегодня все чаще в нашем институте реализуются проекты, позволяющие творчески объединить дух искусства с духом технологического экспериментирования. Здесь уместно вспомнить высказывание известного физика Р. Фейнмана о том, что научная креативность есть не что иное, как воображение, одетое в строгий костюм. В STEАM-образовании разрабатываются и реализуются проекты, применяя математику, естественно-научные знания и средства информационных технологий, при этом проекты, носят реальный практический характер, а обучающиеся реализуют креативные способности и развивают организационные и коммуникативные навыки. Современным средством повышения качества подготовки специалистов для системы образования является ориентация на оценку результатов профессионального образования в вузах в соответствии с международными стандартами. Шаг за шагом STEAM-образование проникает в вузовскую среду, вытесняя предметное обучение, которого уже недостаточно для успеха в современной цифровой экономике. Технологические инновации подразумевают постоянное обновление того, что мы понимаем под образовательным процессом. Существует некоторая непрерывность мышления в сфере образования. Никто еще не показал, что нам нужно изменить наше понимание того, как студенты учатся. Но мы идем в этом направлении! Цель новой магистерской программы, запускаемой в Института образования, — подготовить педагога, понимающего реальные инновации, порожденные сочетанием ума ученого или технолога с умом художника или дизайнера. Без искусств STEM-дисциплины не выполняют возложенных на них инновационных задач. Мы уверены, что инновационные подходы к обучению будут способствовать развитию креативного образования, и только в этом случае наш студент будет успешным гражданином цифрового общества».

Студенты Института образования приняли участие в Международной online-конференции «Learn STEM for Innovative School Education»

11.11.2020

По результатам приемной кампании 2020 году в БФУ им. И. Канта на программу магистратуры по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «STEAM практики в образовании» поступило 12 человек.

Учебная программа специальности характеризуется высокой степенью практико-ориентированности и углубленным изучением STEAM подхода в преподавании. Так, уже в первом семестре студенты изучают такие дисциплины как «Педагогический дизайн» и «Инновационные процессы в образовании». Кроме этого, студенты на протяжении всего периода обучения активно участвуют в различных конференциях и семинарах, посещают региональные STEAM-парки и встречаются со специалистами в области STEAM-образования.

Студенты Института образования, обучающиеся на магистерской программе «STEAM-практики в образовании», приняли участие в Международной онлайн-конференции «Learn STEM for Innovative School Education». Конференция 29 апреля 2020 года на платформе Европейской инициативы Learn STEM.

Эксперты проекта Learn STEM, исследователи, а также школьные учителя обсуждали, как улучшить школьное образование в области науки, технологии, инженерии и математики (STEM). 22 докладчика из Открытого университета Нидерландов, Европейской школьной сети (Scientix), Университета Твенте (Нидерланды), Международного Совета по Открытому и Дистанционному Образованию (ICDE), Технического университета прикладных наук Вильдау (Германия), Каунасской прогимназии Симонаса Даукантаса (Литва), представители Национального агентства Erasmus+ (Нидерланды) и др. приняли приглашение от организаторов конференции и презентовали результаты образовательных STEM-практик. В конференции приняли участие более 250 представителей мирового педагогического сообщества.

Участники конференции фокусировали свое внимание на поиске взаимосвязи интеграции и междисциплинарности в STEM-методиках, искали ответ на вопросы, как улучшить качество и эффективность обучения STEM в средних школах, как повысить интерес учеников к STEM-проектам.

 

титьиб.jpg

Светлана Конюшенко, профессор Института образования БФУ им. И. Канта:

«Участие в конференции студентов магистерской программы „STEAM-практики в образовании" способствует формированию понимания важности разработки педагогических методов и инструментов для изучения возможностей применения междисциплинарных STEM-практик в средней школе. Замечательно, что студенты смогли познакомиться с опытом STEM-педагогов из Нидерландов, Португалии, Германии, Литвы, Италии. Изучение зарубежных педагогических практик является необходимой компонентой учебного процесса, т.к. в настоящее время дидактическая инженерия STEAM образования разрабатывается, в основном, за рубежом».

Олеся Парахина, ведущий менеджер ООП:

«Благодаря участию в конференции наши студенты получили прекрасную возможность познакомиться с зарубежным опытом использования STE (А) M-подхода в образовании, в частности, в аспекте реализации взаимосвязи и интеграции технических и творческих наук, а также формирования, так называемых, STEM-компетенций. Наибольшую ценность, на мой взгляд, представляет пул образовательных платформ, очень подробно представленный зарубежными коллегами. Многие из этих образовательных ресурсов находятся в свободном доступе, поэтому методические материалы уже сейчас могут быть широко использованы нашими магистрантами, которые в большинстве своем являются действующими учителями, в педагогической деятельности».

Мария Комиссарова, студентка Института образования:

«Очень полезная конференция, мы увидели успешный опыт применения технологий STEM в обучении. Самый ближний (территориально к нам) зарубежный центр применения технологии — прогимназия в г. Каунас, на мой взгляд, прекрасная платформа для обмена опытом. Все спикеры были весьма убедительны, делились своим уникальным опытом. Главный тезис конференции для меня: STEM учит жизни, практическим навыкам, а главное в обучении — мотивация».

Дорофеева Алиса, студентка Института образования:

«Я приняла участие в международной конференции по STEM-образованию, которая прошла в формате мини онлайн-выступлений и ответов на вопросы. Спикеры из Европы делились опытом применения внедрения STEM-образования в своих странах и подчёркивали особенности и проблемы. Охват тем варьировался от конкретных техник до педагогических моделей и проектов. Особый интерес вызвал проект Golab, так как данный сайт уже насчитывает огромное количество разработанных интерактивных лабораторий, что позволяет студентам не бояться экспериментировать и проводить исследования. Полученные знания и опыт будут использованы для проведения научного исследования».

Баканова Анастасия, студентка Института образования:

«Участие в Международных конференциях способствует развитию будущего педагога в аспекте современных требований профессионального педагогического стандарта. Из выступлений спикеров мы узнали много нового и важно по проблематике применения STEM-подхода в образовании. Особый интерес у меня вызвала презентация ресурсов, представленных на площадках по развитию технического творчества детей».

Приемная кампания 2020: второй набор на программу «STEAM практики в образовании»

В 2020 году БФУ им. И. Канта проходит набор на обучение по направлению подготовки магистратуры «Педагогическое образование», профиль «STEAM практики в образовании». Уникальная магистерская программа, разработанная в рамках проекта Эразмус+ КА2: Интегрированный подход к подготовке учителей STEM-направления (STEM), направлена на подготовку педагога нового поколения, который способен сочетать в себе роли успешного исследователя и практика в сфере образования, информационно-коммуникационных технологий и сетевого взаимодействия.

В процессе обучения у студентов развиваются компетенции в области применения:

— инновационных процессов в образовании;

— методики STEAM-образования;

— современных образовательных технологий, таких как STEAM-технологии, дизайн-мышление и технологии визуализации;

— образовательной робототехники.

По окончании обучения у специалиста будут сформированы навыки по созданию современной безопасной цифровой образовательной среды для стимулирования у обучающихся интереса к изучению технических наук и развития их творческих способностей, а также обеспечению необходимых организационно-педагогических условий для организации и реализации STEАM-образования.

С самого начала подготовки студенты занимаются научно-исследовательской работой, а также проходят производственную практику, организованную совместно с ведущими образовательными учреждениями Калининградской области либо на базе университетских ресурсных центров и лабораторий.

Магистерская программа «STEAM практики в образовании» разработана с учетом современных потребностей рынка труда, ориентирована на подготовку высококвалифицированных специалистов в области педагогики, способных успешно проектировать и реализовывать STEАM-технологии для развития креативности и творчества субъектов образовательного процесса.

Эта магистерская программа разработана в рамках проекта Эразмус+ «Интегративный подход к подготовке учителей STEM» 598367- EPP-1-2018-1-SE-EPPKA2-CBHE -JP, который финансируется при поддержке Европейской Комиссии.

Сотрудник Института образования представила проект «STEAMTeach: управление профессиональным развитием будущих педагогов» на онлайн-семинаре

27 ноября 2020 года Департаментом государственной политики в сфере высшего образования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в рамках формирования и развития инновационной инфраструктуры высшего и соответствующего дополнительного профессионального образования был проведен онлайн-семинар на тему: «Тенденции формирования и развития инновационной инфраструктуры в системе высшего образования в 2020 году. Презентация новых инновационных проектов и программ».

От БФУ им. И. Канта на семинаре выступала заместитель директора Института образования Олеся Парахина. Она представила проект STEAMTeach, который ориентирован на управление профессиональным развитием будущих педагогов посредством разработки, апробации и внедрения новых механизмов, форм и методов подготовки педагогов нового типа при реализации новой практико-ориентированной модели STEAM-образования  на основе профессиональных, образовательных и мировых стандартов.

В семинаре также принимали участие представители образовательных организаций высшего образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, научных организаций, общественных организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования.

Анна Бударина, директор Института образования:

«Выдвижение проблематики реализации STEAM-подхода в образовании в качестве ведущего подхода к подготовке педагогических кадров чрезвычайно важно для стратегического развития Института образования на ближайшие несколько лет. Мы очень рады тому, что данная тема поддержана в рамках федеральной инновационной площадки. Реализация Дорожной карты ФИП позволит проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся всех уровней образования, создавать практико-ориентированные модели профессиональной ориентации в рамках предпрофильной и профильной подготовки школьников, послужит целям поддержки региональной потребности в педагогических кадрах,   ресурсом сопровождения молодых педагогов и позволит нам повысить престижность педагогической профессии».

Олеся Парахина, заместитель директора Института образования:

«Данный проект был разработан для участия в конкурсном отборе инновационных образовательных проектов/программ, который проводится Департаментом государственной политики в сфере высшего образования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.   Проект STEAMTeach подразумевает комплексный практико-ориентированный подход к подготовке будущих педагогов и интегрирует в себе моделирование образовательной программы в векторе STEAM-образования,   модернизацию образовательной среды, в том числе и в аспекте внедрения демонстрационного экзамена с использованием методик и технологий WorldSkills, а также разработку новой модели школьно-университетского партнерства, способствующей реализации новых форматов образовательной практики посредством международных, федеральных, региональных, сетевых и внутренних интеграционных проектов развития образования. Концептуальной основой модели выступает STEAM-подход, основанный на междисциплинарности и интегративности в обучении. Мы очень надеемся, что наш проект получит положительную оценку экспертной комиссии для получения БФУ им. И. Канта статуса федеральной инновационной площадки».

Светлана Конюшенко, профессор Института образования:

«В современном образовательном пространстве получает распространение и развитие инновационная форма организации учебной деятельности, основанная на STEAM-подходе. В целом, STEАM-образование представляет собой образовательный феномен, предполагающий новое качество получения и усвоения знаний, относящихся к научной, технологической, инженерной, арт и математической сферам. Особыми чертами STEAM-образования, которые отличают его от традиционного обучения, являются активное применение в учебном процессе принципов междисциплинарной интеграции и проектного подхода. Методы, формы и средства, которые используются во время обучения с применением STEАM-подхода, должны быть связаны с новыми научными и практическими разработками. Важным фактором, способствующим ускорению процесса внедрения STEAM-подхода в образование, является подготовка STEAM-учителя к реализации задач профессиональной деятельности в векторе развития STEАM-компетенций.  Идеология STEAM-подхода в общем  образовании заключается в сборке школьных дисциплин через явление, которое описывается каждой дисциплиной на своем языке».

Сотрудник Института образования представила проект «STEAMTeach: управление профессиональным развитием будущих педагогов» на онлайн-семинаре

В Институте образования прошла серия мероприятий в рамках недели STEAM

С 26 по 30 октября Институтом образования  БФУ им. И. Канта совместно с образовательными организациями города Калининграда был проведен запланированный цикл офлайн мероприятий  в рамках недели STEAM, организованной с целью тиражирования лучших практик использования STEAM-подхода.

В мероприятиях принимали участие преподаватели и магистранты Института образования, педагоги школ г. Калининграда, а также представители организаций дополнительного образования детей, в частности МАУ «Молодежный центр».

Педагоги провели серию открытых занятий по робототехнике, иностранному языку, краеведению на основе мультидисциплинарного и прикладного подходов к обучению. Данные образовательные события отличались многомерностью, практико-ориентированностью, эффективной организацией междисциплинарной образовательной среды, нацеленностью на развитие креативного мышления и коммуникативных навыков, обучающихся в условиях командной работы.

Ребята под руководством опытных педагогов изучали новые способы разработки моделей роботов и их применения в различных сферах жизни человека, создавали модель торнадо, получали первичные практические навыки в области архитектурного проектирования. В рамках военно-исторического фестиваля специалистами МАУ «Молодежный центр» была организована интерактивная площадка для детей и подростков. Участники могли прослушать исторические сказки и изобразить свои эмоции с помощью подручных материалов в локации «Story Тelling», сделать символ Первой мировой войны своими руками в локации «Прикладное творчество», а также попробовать нарисовать своё представление о Гумбинненском сражении.

Комиссарова Мария, учитель английского языка МАОУ СОШ № 2:

 "Мир меняется каждый день, дети подхватывают эти изменения ещё быстрее взрослых. Им уже неинтересно просто читать и пересказывать текст, составлять конспект. Это не означает, что такие виды деятельности -  плохие или неправильные, просто дети, которые сегодня сидят за партами, — другие. Отсутствие заинтересованности приводит к потере учебной мотивации. Выход есть. Отличный мотивацией для моих учеников были серии уроков с применением STEAM-подхода. Такие уроки не только затронули несколько предметных областей, а именно — иностранный язык, географию, инжиниринг, искусство, они ещё имели потрясающий отклик у ребят. Я, как педагог, выступала лишь в качестве наставника, своего рода, навигатора в этом процессе. Дав им немного свободы в потоке мысли и творчестве, применив инновационный подход, сама не узнала своих учеников, так много скрывалось и так много открылось мне в одночасье".

Носенко Олеся, учитель немецкого языка МАОУ СОШ №2:

«Образовательную технологию STEAM сегодня называют самым современным и перспективным трендом в образовании. Мы применили данную методику на нашем уроке, используя практикоориентированность и интеграционный подход, основанный на реальной проектной и исследовательской деятельности. Урок был спланирован по модели Е5: Engage — Вовлеки; Explore — Исследуй; Explain — Объясни; Elaborate — Дай попробовать самому; Evaluate — Оцени себя. Преимущество использования STEAM-подхода заключается в том, что он позволяет развить у учеников высокоорганизованное мышление и обучить эффективному применению полученных знаний в таких дисциплинах, как естественные науки, технология, инженерия, математика и искусство, посредством проектного обучения».

Баканова Анастасия, магистрант Института образования:

«В качестве творческого задания школьникам было предложено разделиться по группам, чтобы сконструировать модель робота, который смог бы нести пользу человеку. Первая команда собрала робота для помощи освоения Марса, вторая — робота-уборщика бытовых отходов, который помог бы людям со сбором и переработкой мусора. После чего ребятам удалось создать программный код, который привел в действие спроектированные робототехнические объекты.  В конце урока обучающиеся представили свои разработки моделей и пришли к выводу, что роботы могут стать хорошими помощниками для человека в современных условиях».

142.jpg

Парахина Олеся, заместитель директора Института образования:

«Такого рода мероприятия несомненно важны, прежде всего, с точки зрения транслирования передового опыта в области методик преподавания различных дисциплин, совершенствования всех компонентов образовательной системы, повышения мотивации учителей к овладению STEAM-технологиями. Использование STEAM-подхода способствует установлению межпредметных связей дисциплин различных циклов посредством формирования целостной междисциплинарной модели образовательного процесса».

Мероприятие было организовано в рамках проекта Эразмус+ КА2: Интегрированный подход к подготовке учителей STEM-направления.

Безымянныйирпиопо.png

Институт образования на базе МАОУ СОШ № 56 открыл 18-й Ресурсный центр «Инженерная школа. STEAM-практики технологического образования»

28 августа в рамках XX международной научно-практической конференции «Миссия образования — мир будущего» состоялась торжественная церемония открытия восемнадцатого Ресурсного центра Института образования «Инженерная школа. STEAM-практики технологического образования» на базе МАОУ СОШ № 56 г. Калининграда.

VIDE7685.jpg

Ресурсный центр «Инженерная школа» по реализации STEAM - практик технологического образования Института образования является структурным подразделением Института образования, межинститутским проектом, реализуемым совместно с Инженерно-техническим институтом БФУ им. И. Канта, обеспечивающим практическую подготовку студентов.
VIDE7604.jpg

Центр призван выполнять следующие функции:

— формирование и развитие научно-образовательного кластера в сфере технологического и инженерно-математического образования в Калининградской области в целях повышения эффективности практико-ориентированной подготовки будущих педагогов путем внедрения STEAM-практик в учебные модули, реализуемые на базе Центра в рамках ООП;

— разработка и реализация совместных программ и проектов в сфере педагогического образования Калининградской области, проведение всех видов практик обучающихся;

— внедрение научных разработок в практическую педагогическую деятельность;

— привлечение студентов к научно-исследовательской работе и инновационной деятельности;

— участие в системе сетевого взаимодействия образовательных учреждений в целях координации усилий по предпрофильной подготовке и профессиональной ориентации школьников путем организации профессиональных проб и профессионально ориентированных проектов;

— создание условий для самореализации обучающихся, организация и проведение профессиональных конкурсов, соревнований для студентов и учащихся в рамках региональных чемпионатов рабочих профессий WorldSkills и WorldSkills Junior, международных молодежных соревнований робототехнических команд «ЕВРОБОТ», олимпиады кружкового движения Научно-технологическая инициатива (НТИ).
VIDE7675.jpg

На мероприятии присутствовали министр образования Калининградской области Светлана Трусенева, глава городского округа "Город КалининградАлексей Силанов, Председатель комитета по образованию администрации городского округа "Город КалининградТатьяна Петухова, ректор БФУ им. И. Канта Александр Федоров, директор Института образования БФУ им. И. Канта Анна Бударина, директор Инженерно-технического института Сергей Корягин, директор МАОУ СОШ № 56 Александр Коломиец, а также преподаватели университета и директора школ города.

Светлана Трусенева, министр образования Калининградской области:

«Инженерное образование — это несомненно наше будущее, это неразрывная связь с великими достижениями нашей Родины, это преемственность и лучшее новое явление, которое только можно почерпнуть. Я желаю хорошего старта этой площадке, новых инженеров, замечательных идей и позитивного развития территории великой России».

Алексей Силанов, глава городского округа «Город Калининград»:

«Я хотел бы поздравить всех с началом нового учебного года и выразить слова благодарности министру образования Калининградской области Светлане Трусеневой за реализацию различных инновационных проектов на территории Калининграда и Калининградской области. Хочу выразить благодарность нашему ведущему вузу — БФУ им. И. Канта, поблагодарить персонально ректора университета Александра Федорова за внимание и выработку совместных перспектив развития городской и региональной системы образования. Мы все — единое целое, особенно с учетом нашего специфического геополитического положения. Наша совместная работа — это существенный вклад в развитие региона. Я искренне всем благодарен за то, что этот проект реализуется на территории Калининграда. Город всегда готов принимать участие в реализации совместных проектов и вместе с вами выстраивать перспективу будущего».

Александр Федоров, ректор БФУ им. И. Канта:

"Университет запускает новую стратегию на следующие 10 лет. Мы говорим о моделировании критического мышления, работе со сложностью, об управлении будущим. Это невозможно сделать без работы с нынешними школьниками, поэтому направление наших выпускников в сторону средних образовательных организаций является важным элементом этой композиции. Мы считаем, что в Калининградской области нужна единая позиция и поддержка от органов управления образованием в формировании пакета для карьерной траектории молодого педагога. Дело даже не столько в серьезном отношении к финансовой поддержке — она априори должна быть, а в выстраивании карьерного маршрута на 5-10 лет вперед, чтобы человек был заинтересован в работе в школе и не стремился никуда уйти. Это общее дело. Мы предлагаем организовать одну цепочку — школы, университет, региональные министерства, органы управления образованием Калининграда — ради единого результата: качество образования и планирование будущего детей, формирование индивидуальных и групповых образовательных маршрутов, ликвидации барьера между школьным и вузовским образованием и формирование новой продвинутой компетентностной модели, которая будет понятна и детям, и учителям, и преподавателям в вузе. Коллеги, я очень рад всех видеть. Хочу пожелать хорошего учебного года. Несмотря ни на что, первое сентября — всегда праздник, это всегда надежда на будущее и устремление вперед. Спасибо вам большое за вашу работу! ".

Анна Бударина, директор института образования:

"Сегодня в рамках двадцатой международной практической конференции «Миссия образования: мир будущего», мы, по нашей доброй традиции, открываем восемнадцатый ресурсный центр. Чем он необычен? А тем, что это межинститутский центр - проект института образования и инженерно-технического института. Главная цель центра заключается в совершенствовании STEAM-практик технологического образования, которые способствуют повышению качества образовательного результата по основным образовательным программам направлений подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование с двумя профилями», 44.03.01 «Педагогическое образование», 44.04.01 «Педагогическое образование, реализуемым Институтом».

VIDE7694-2.jpg