В рамках приемной кампании 2019 года БФУ им. И. Канта объявляет набор на новую магистерскую программу — «Правовое сопровождение цифровой экономики». В интервью kantiana.ru ее руководитель — д.ю.н, член Экспертного Совета Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, эксперт Российской Академии Наук, эксперт Института развития интернета, президент IP CLUB , профессор-исследователь БФУ им. И. Канта Марина Рожкова рассказала о том, почему будущее за сетевыми юристами, какие проблемы перед специалистами в области права ставит бурное развитие цифровых технологий и почему говорить о том, что искусственный интеллект скоро полностью вытеснит юристов из профессии, несколько преждевременно.
Марина Александровна, в чем специфика правового сопровождения цифровой экономики?
Цифровую экономику традиционно связывают с возникновением e-commerce (нового вида коммерции, требующего использования сети Интернет), оцифровкой (переводом информации из аналоговой в цифровую форму), а также цифровизацией в широком ее смысле, предполагающей создание новых объектов изначально в цифровой форме (без возможности их перевода в аналоговую). Внедрение новых технологий, появление ценных виртуальных объектов (криптовалюты, игрового имущества, токенов, объектов digital art и проч.), возникновение цифровых рынков влечет изменение сложившихся подходов в государственном управлении, бизнесе, судопроизводстве и всех других сферах. И при возникновении спорных ситуаций, связанных с цифровой средой, на повестку дня ставятся вопросы, насколько отечественное право соответствует современным реалиям, способно ли оно предложить решение выявленной проблеме либо является устаревшим и должно принципиально измениться.
На мой взгляд, отечественное право, бесспорно, должно активно развиваться, но это должен быть поступательный, продуманный процесс, основанный на известном выражении Festina lente («Поспешай медленно»). И надо учитывать, что право не может опережать развитие технологий или регламентировать сами технологии — право регулирует отношения между людьми, а для технологий существуют технические стандарты и регламенты.
В то же время глобально отставать от реальностей современной жизни право не должно. Сегодня же бурное развитие технологий привело к тому, что отношения между лицами по поводу того или иного «цифрового имущества» складываются без прямо сформулированной в законе правовой основы. Современный юридический язык пополняется новыми терминами, такими как, например, «виртуальные юридические лица», «цифровые компании», «децентрализованные автономные организации», однако содержание этих понятий не раскрыто в действующем законодательстве, что, соответственно, вызывает сложности на практике. Для того, чтобы эффективно применять нормы действующего законодательства для решения правовых вопросов, связанных с цифровой средой, необходимо не только знание права, но и понимание сущности цифровых технологий, владение специальной терминологией и так далее. С учетом этого можно говорить о том, что специалисты, связанные с правовым и экономическим обеспечением новых технологий, должны получить соответствующие компетенции и навыки. Правовое сопровождение цифровой экономики требует формирования самостоятельных юридических практик новейшего типа, новых профессиональных направлений.
Насколько велика потребность рынка в подобного рода специалистах?
Цифровая трансформация коснулась практически всех сфер экономики и социальной жизни общества. Поэтому не вызывает сомнений востребованность специалистов, знакомых с особенностями цифровой среды в аспекте права, разбирающихся в юридических вопросах, связанных с внедрением новых технологий, понимающих, какие права возникают в отношении «виртуальной собственности» и прочее. Я бы сказала, что будущее за так называемыми сетевыми юристами, профессиональные функции которых будут заключаться в нормативно-правовом взаимодействии и разработке системы правовой защиты в интернете; консультантами по безопасности личного профиля, которые занимаются защитой интересов граждан, контролируют функционал траектории развития; виртуальными адвокатами, осуществляющими юридическое сопровождение бизнеса посредством интернета.
Где ваши выпускники смогут применить свои знания? Каковы у них перспективы карьерного роста?
Если говорить кратко, то везде. Дело в том, что магистерская программа «Правовое сопровождение цифровой экономики» не направлена исключительно на сферу цифровизации и алгоритмизации процессов — мы готовим специалистов для юридического обслуживания бизнеса в целом. Наша магистерская программа изначально основывалась на давно и успешно реализуемой магистерской образовательной программе «Правовое сопровождение бизнеса». Поэтому обучающиеся будут получать наряду со специальными знаниями в области правового сопровождения цифровой экономики и общие знания по осуществлению профессиональной юридической деятельности, юридическому обеспечению хозяйственной деятельности организаций. Это позволит им после обучения трудоустроиться в любую организацию — будь то бизнес-среда или государственный сектор, орган государственной или муниципальной власти.
Развитие искусственного интеллекта приводит к тому, что многие профессии исчезают, потому что людей успешно заменяют алгоритмы. Выдержат ли юристы конкуренцию с искусственным разумом?
В концепции цифрового образования для подготовки квалифицированных кадров в России перечислены, так называемые, «профессии-пенсионеры», к которым сегодня относят, в частности, юрисконсульта. Это связано с резким падением спроса на услуги юрисконсультов, поскольку уже созданы и будут совершенствоваться бесплатные государственные порталы консультирования граждан, бесплатные (либо предусматривающие почти символическую плату) негосударственные сервисы оказания юридической помощи. То же можно сказать и о профессии нотариуса, поскольку подразумевается автоматизация работ по данной специальности, — по всей видимости, сама профессия будет существовать только ввиду устаревших норм закона. Говорить о том, что искусственный интеллект «победит» юриста и полностью вытеснит его из профессии, сегодня явно преждевременно. Безусловно, создание разнообразных алгоритмов, использование искусственного интеллекта ведет к трансформации юридической профессии: юристу не придется тратить время на рутинную работу по поиску информации, отслеживанию судебной статистики, подготовки шаблонов юридических документов. Но ни один алгоритм не заменит «живого» юриста в той части его деятельности, где требуется креативность, творческий подход, стратегическое мышление, применение оценочных категорий и прочее. И в этом аспекте уникальность работы юриста-человека неоспорима. Другое дело, что грамотное использование современных технологий и различных алгоритмов позволит упростить работу юриста, освободит время для подготовки к судебным процессам, разбору сложных правовых коллизий, не укладывающихся в типовые формы и шаблоны, да и в целом, к совершенствованию профессиональных юридических навыков.
Кто может поступить в магистратуру? Каковы критерии отбора?
В магистратуру может поступить любой желающий при соблюдении единственного критерия, характерного для любой другой магистерской программы, — наличие высшего образования (бакалавриат или специалитет). При этом профильное юридическое образование не обязательно. Для поступления необходимо пройти вступительные испытания и сдать два экзамена: комплексный экзамен по гражданскому праву, а также экзамен по иностранному языку. Минимальный порог баллов, который необходимо преодолеть при сдаче экзамена по гражданскому праву — 70 баллов. Знания по иностранному языку оцениваются по принципу — зачтено/не зачтено.
Сколько предусмотрено бюджетных мест, сколько — платных?
При наборе на 2019–2020 год предусмотрены как бюджетная, так платная форма обучения — 6 бюджетных мест и 20 платных мест. В зависимости от запроса, число платных мест может быть увеличено. Стоимость обучения — 70 000 рублей в год. Срок обучения на заочной форме — 2,5 года.
Как будет проходить учебный процесс? Кто будет преподавать?
В этом году мы планируем набор студентов на нашу магистерскую программу на заочную форму обучения. В юридическом институте БФУ действуют учебные классы, оборудованные всем необходимым — компьютеры, выход в интернет и т.д. Имеются и специально оборудованные тематические аудитории — зал судебных заседаний, криминалистический полигон, где студентами могут отрабатываться уже на занятиях необходимые навыки для осуществления их будущей профессиональной деятельности. Кроме того, будут задействованы и современные онлайн-технологии, выстраивание взаимодействия со студентами в интернет-среде. Ряд дисциплин будет полностью или частично переведен в дистанционную форму с размещением курсов на различных онлайн-платформах, например, Stepik. Применение современных технологий построения образовательного процесса делает нашу магистерскую программу привлекательной для людей из любого региона, не только Калининградской области, а заочная форма обучения позволит получать образование, не отрываясь от работы, удачно совмещая эти процессы.
К образовательному процессу будут привлечены работодатели-специалисты, имеющие практические навыки осуществления профессиональной юридической деятельности — судьи, адвокаты, представители органов власти, правоохранительных органов, бизнес-структур.
Предусмотрена ли практика? Кто ваши партнеры? С какими работодателями планируется сотрудничество? Есть ли опция зарубежных стажировок для обмена опытом?
Безусловно, практика студентов предусмотрена. Это требование федерального образовательного стандарта. У юридического института БФУ есть значительный опыт продолжительного взаимодействия с работодателями, предоставляющими места для прохождения практики нашими студентами. Среди них — государственные и муниципальные органы власти, правоохранительные органы, а также ведущие региональные компании. Нашими партнерами являются Правительство Калининградской области, Администрация города Калининграда, прокуратура, Калининградская Торгово-промышленная палата, Калининградская нотариальная палата, Адвокатская палата Калининградской области и многие другие. Отмечу, что, если студент работает по профилю получаемого образования, допустимо прохождение практики по месту его работы. В каждом случае с организацией, в которой предполагается прохождение практики студентами, заключается соответствующий договор.
Что же касается возможности прохождения студентами зарубежных стажировок, то следует отметить, что обучение на магистерской программе «Правовое сопровождение цифровой экономики» имплементировано в общую канву построения образовательного процесса, происходящего в юридическом институте БФУ им. И. Канта. В этом аспекте мы имеем многолетнюю и уже налаженную практику организации зарубежных стажировок наших студентов в ведущие вузы Финляндии, Германии, Польши, Австрии, Норвегии и других стран. В юридическом институте созданы Международная правовая академия «Кантиана», Центр международного и европейского права, которые организуют студенческие зарубежные стажировки, летние и осенние студенческие школы, участие в международных студенческих конкурсах. Все эти опции, конечно, будут доступны и для студентов нашей магистерской образовательной программы.
Как будет строиться ваше личное сотрудничество с БФУ им. И. Канта?
Я являюсь профессором-исследователем юридического института БФУ им. И. Канта. В рамках моей деятельности планируются: руководство магистерской программой «Правовое сопровождение цифровой экономики», проведение лекционных и семинарских занятий, публичных лекций, организация и участие в научных, образовательных мероприятиях, публикация научных статей в ведущих российских и зарубежных изданиях и многое другое. У меня уже есть положительный опыт взаимодействия с Центром правовых исследований высоких технологий БФУ им. И. Канта (директор — доцент кафедры гражданского права и процесса БФУ им. И. Канта, к.ю.н. Белая Олеся Валерьевна) в части проведения мероприятий. Нами была организована секция, посвященная формированию регуляторной среды при использовании сквозных технологий на IP-Quorum — 2019, который состоялся в апреле этого года; сделаны доклады по проблематике трансформации права в условиях цифровой экономики на Legal-forum — на калининградской площадке престижного в юридическом сообществе Петербургского юридического форума в мае этого года; я читаю лекции для студентов юридического института БФУ им. И. Канта по проблемам правового регулирования и охраны интеллектуальной собственности в мае 2019 года и др.
Личный кабинет для cтудента
Личный кабинет для cтудента
Даю согласие на обработку представленных персональных данных, с Политикой обработки персональных данных ознакомлен
Подтверждаю согласие