Сегодня БФУ им. И. Канта – крупнейший образовательный, научный, культурный, просветительский центр самого западного региона России. В настоящее время в университете реализуется более 160 образовательных программ среднего и высшего профессионального образования. Работает 1000 преподавателей, порядка 10.900 обучающихся (бакалавры, магистры, аспиранты, ординаторы).  9,6 % обучающихся – иностранные студенты

Символика университета

Главные символы университета, изображенные на его логотипе, — морская волна и мост. Калининградская область развивается как один из российских полюсов интеграции в европейское социокультурное пространство, связующих экономику, политику, культуру, образование и науку России и Европейского союза.

Нарастающая морская волна символизирует приморское расположение университета, движение вперед, постоянное развитие, подчеркивает образ университетской жизни как неисчерпаемого пространства знания и стремления к социокультурному взаимопониманию в регионе Балтийского моря — одном из самых благополучных макрорегионов мира, в который входят несколько стран с самым высоким рейтингом глобальной конкурентоспособности.

Мост как символ соединения и интеграции является знаком академической мобильности и продвижения российских образовательных и инновационных технологий за рубеж на основе развития достижений отечественной высшей школы и приобщения к традициям европейского образования; мост одновременно символизирует и понимание того, что незримые нити истории связывают сегодняшний день БФУ им. И. Канта с судьбой некогда знаменитого Кёнигсбергского университета Альбертина.

Миссия университета

Конвенция поколений

Смысл идеи конвенции поколений заключается в формировании поколенческого наследия как динамического процесса, взаимообогащающей, открытой будущему и прошлому системы ценностей, научных и педагогических школ, персональных центров, коллективного межпоколенческого творчества и персональных достижений и успехов.

В ответ на вызовы времени, ради целей персонального, коллективного и национального развития и вклада в глобальную кооперацию, университет «Конвенции Поколений» основывает свое положение на следующих ценностях:

  • ценность наследия: преемственность поколений «университетских людей», исследований, программ, школ, образовательных приоритетов и фундаментальных жизненных ценностей, исторической памяти и национального наследия;
  • ценность инноваций: восходящее опережающее развитие каждого ради создания инноваций в области образования, науки, культуры и формирования общих национальных целей и глобальных интересов;
  • ценность равенства: равенство возможностей для каждого в формировании собственного жизненно-образовательного пути и консолидации своих усилий в профессиональных сообществах и национальных общностях;
  • ценность будущего: устремленность к созданию желаемого, управляемого будущего как единства во множестве поколенческих интересов и его сохранения ради будущих поколений.

От персонального успеха к национальному развитию!

БФУ им. И. Канта определяет три миссии для достижения трех, следующих из них стратегических целей:

  1. Миссия проектно-инновационного развития. Первая стратегическая цель: трансформация в проектный университет.
  2. Миссия регионального средового интегратора и драйвера инноваций. Вторая стратегическая цель: трансформация в «университет-терруар».
  3. Миссия трансрегионального консолидатора и кооператора. Третья стратегическая цель: трансформация в трансрегиональный открытый сетевой холдинг.

Приоритетные направления развития университета

Университет носит имя Иммануила Канта. Это не просто дань уважения великому философу, но и призма, сквозь которую мы смотрим на мир. Поэтому выбранные нами научные приоритеты соответствуют гуманистическим идеалам Канта и охватывают важнейшие уровни бытия.

1Духовная культура. Географически и исторически Калининградский регион – это территория взаимодействия различных национальных, конфессиональных, интеллектуальных традиций. Этот диалог позволяет понимать не только «других», но и самих себя. Поэтому все аспекты цивилизационного взаимодействия России и Европы являются приоритетными для исследователей БФУ им.И.Канта.

2. Человек и культура здоровья. В силу своей обособленности и переселенческого характера Калининградская область имеет специфический состав популяции, который требует постоянного мониторинга и анализа для принятия управленческих решений в системе здравоохранения. Кроме того, регион обладает большим рекреационным потенциалом, поэтому развитие и внедрение биомедицинских технологий, прежде всего индивидуализированной профилактического характера на основе постгеномных технологий, и других высокотехнологичных форм медицинской помощи соответствует стратегии развития области. Особого внимания также заслуживают социально и технологически перспективные подходы к оказанию медицинской помощи, сохранению качества жизни хронически больных пациентов и продлению их жизни. В итоге нашим приоритетом является как содержание, так и организация здравоохранения.

3. Материальная культура. Аддитивные технологии и новые материалы вместе с автоматизированными системами управления и роботизацией сформировали новый технологический приоритет — передовые производственные технологии (advanced manufacturing). С их помощью можно радикально  трансформировать традиционные способы производства, перейти на новые бизнес-модели, ориентированные в том числе на кастомизированное производство. Таким образом, передовые производственные технологии представляют не только научный интерес для исследователей университета, но и имеют важное практическое значение для региона: новые продукты и технологии востребованы в самых разных отраслях от медицины и наноэлектроники до строительства. Это особенно важно для преодоления эксклавности.

Каждое из выбранных направлений – это кластер, объединяющий по три института в структуре БФУ им.И.Канта. Духовная культура – это комплект трансдисциплинарных проблем гуманитарного и социального характера, поэтому данный кластер объединяет институт гуманитарных наук, юридический институт и институт экономики и менеджмента. Культура здоровья включает научные исследования в сфере нейро- и генных технологий, а также подготовку врачей и специалистов для сектора рекреации – институт живых систем, медицинский институт и институт рекреации, туризма и физической культуры. Наконец, материальная культура охватывает исследования в области физики, инженерии и IT – это институт физико-математических наук и информационных технологий, инженерно-технический институт и институт градостроительства, территориального развития и природопользования.

История

История Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта неразрывно связана с вехами становления самого западного региона России — Калининградской области. В 1947 году для формирования в новом российском регионе интеллектуальной элиты и кадрового состава работников образования был создан Калининградский государственный педагогический институт.

С момента первого приема абитуриентов в 1948 году институт вместе с регионом прошел большой путь развития, начав с подготовки педагогических специалистов и став в последствии многопрофильным государственным университетом, на базе которого был учрежден БФУ им. И. Канта, закрепивший к настоящему времени за собой позицию одного из лидеров образования и науки в Северо-Западном федеральном округе.

Пройдя все этапы трансформации, университет вобрал в себя дух новизны, первопроходства, постоянного развития и динамизма. Это позволило университету быстро сформировать значительный задел по ряду научно-образовательных тематик, которые органично эволюционируют в приоритетные направления развития БФУ им. И. Канта:

  • нейротехнологии и когнитивные исследования (мозг — мышление — сознание — интеллект);
  • здоровьесбережение: реабилитационная и превентивная медицина;
  • биотехнологии;
  • современное материаловедение: функциональные наноматериалы;
  • геополитические и региональные исследования;
  • социальные и образовательные технологии.

В это же время несмотря на устремленность к ориентирам будущего и новаторства университет старается приумножить академические традиции прошлого. В 2005 году решением Правительства России университету было присвоено имя выдающегося философа Иммануила Канта, жившего в Кенигсберге в XVIII веке, что подчеркивает не только уважительное отношение к общемировому наследию, но и открытость к международному академическому диалогу о высоких общечеловеческих ценностях. Благодаря работе университета в этом направлении Калининградская область получила право на проведение в 2024 года Всемирного Кантовского конгресса, приуроченного к 300-летию именитого философа.

Соединяя в себе традиции и новаторство БФУ им. И. Канта сегодня, как и всегда в своей истории, имеет особую миссию на западном рубеже страны. Наш университет ориентирован на создание открытого научно-образовательного интегратора, осуществляющего государственную политику, реализацию национальных проектов, трансрегиональную образовательную и научную кооперацию, а также экспорт российского образования и ценностей.

Университет

Жизнь и философия Иммануила Канта

Автор — д.философ.н., проф. Брюшинкин В.Н.

Иммануил Кант был, пожалуй, самым знаменитым гражданином Кенигсберга за всю историю этого города. Его философия прославила Кенигсберг так, как не смогли это сделать ни его правители, ни войны, которые проходили в этих краях и в которых охотно участвовала Пруссия, ни торговля, процветавшая в ганзейском городе, расположенного на перекрестии торговых путей. Это тем более удивительно, что Кенигсберг можно было назвать центром политической, военной, ремесленной, торговой жизни юго-восточной Балтики, но в духовном и культурном отношении он представлял собой ничего, кроме далекой восточной периферии западного мира.

Кенигсберг не мог похвастаться богатой художественной, научной, философской жизнью, в какой-то мере сравнимой, например, с Берлином, Лейпцигом, Галле, Марбургом и многими другими городами Германии. Город был занят практическими делами: воевал, ремесленничал, торговал, молился, скромно развлекался по мере возможности. Что касается философии пиетисты, отличающиеся особенным благочестием приобретшие значительное влияние в религиозной жизни Кенигсберга с начала XVIII века,, инспирировали в 1725 г. указ короля в соответствии, с которым из университета, Кенигсберга и Пруссии был изгнан последователь главного философа немецкого просвещения Христиана Вольфа (1679-1754) профессор натуральной философии Кристиан Габриэль Фишер, что в определенном смысле означало приостановку эпохи

Просвещения в Кенигсберге и господство религиозного принципа организации духовной жизни. Зарождение в такой атмосфере философского гения такого масштаба кажется почти невероятным. Тем не менее, это случилось. Видимо и полная ограничений практическая немецкая жизнь добропорядочного бюргера формировала какие-то качества души, которые могли способствовать мысли, преодолевающей ограничения. Быть может, от противного.

Парадоксы Канта

В Кенигсберге жили многие знаменитые люди, среди них и те, кого мы называем «великими»[1]. Среди великих ученых достаточно вспомнить физика и физиолога Германа фон Гельмгольца (1821-1894) или математика Давида Гильберта (1862-1943). Однако назвать Кенигсберг городом Гельмгольца могут только физики или физиологи, городом Гильберта – математики. «Город Канта» звучит одинаково приемлемо для большинства людей, которые хоть что-нибудь знают о духовной культуре человечества, и не только потому, что он превратил провинциальный в культурном отношении город в один из центров европейской культуры, но и потому, что Кант как никто из великих людей Кенигсберга был связан с этой землей. Здесь он родился, прожил всю свою жизнь, умер и похоронен.

Жизнь Канта прошла в строгих ограничениях. Кант всю свою жизнь провел в Кенигсберге и его окрестностях. Париж и Санкт-Петербург, Лондон и даже Берлин существовали для него только в рассказах друзей и знакомых, книгах, мыслях и воображении. Ученый, который многократно и с успехом читал в университете курс физической географии, практически нигде не был кроме своего родного города. Мысль Канта не знала границ. Он строил свою философию не для жителей Восточной Пруссии, не для немцев, даже не для всех на свете людей, но для всех разумных существ. Ограниченность реальной жизни в пространстве и абсолютная беспредельность жизни мысли — таков первый парадокс Канта. Одна из самых универсальных философских систем в истории человечества была создана человеком, который не стремился увидеть этот мир своими глазами.

Другой парадокс Канта связан с тем, каким образом этот человек, основной опыт жизни которого в основном ограничивался университетской аудиторией, сидением за столом и чтением книг, который не стремился к тому, чтобы расширить свой опыт реальной жизни, умудрился дать нам выдающиеся образцы житейской мудрости.

«Не принимайте благодеяний, без которых вы можете обойтись …» — сказано человеком, который глубоко проник в нашу жизнь. Нам остается одно — признать, что глубокое последовательное, честное мышление порождает, углубляет и расширяет наш опыт. Мышление есть жизнь. Читая Канта, можно понять, каким образом ему удалось так развить свое мышление, что оно позволило глубоко проникнуть в нашу жизнь, пользуясь только чистым разумом.

[1] Правда, сам Кант придерживался своеобразного взгляда про великих людей: «То, что великие люди только издалека создают впечатление блеска и что государь всегда многое теряет в глазах своего камердинера, объясняется тем, что ни один человек не велик.» (Кант И. Соч. в 6 т. – М.: Мысль, 1963-1966. Т. 2. С. 198.)

Согласно п. 3.8. Устава БФУ им. Канта: «Образовательный процесс в Университете ведется на государственном языке Российской Федерации — русском. По решению Ученого совета Университета занятия могут проводиться на языках народов Российской Федерации и иностранных языках».