Все люди разные, все дети — особенные. А раз так, то любой педагог — это педагог инклюзивной школы. То есть — специалист, умеющий найти подход к детям с особыми образовательными потребностями и способный раскрыть их потенциал.
Наталья Старовойт, доцент Института образования БФУ им. Канта, руководитель лаборатории инклюзивного образования: |
Современный учитель — это дирижёр оркестра, руководящий очень сложным, разнородным коллективом, где все музыканты — большие таланты. И у каждого — своя партия, которую надо исполнить наилучшим образом. |
Первые шаги на пути подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования были предприняты в БФУ им. И. Канта в 2013 году, когда в учебный план была введена дисциплина «Инклюзивное образование». В 2018 году начался набор в магистратуру, которая быстро приобрела популярность среди абитуриентов — главным образом уже состоявшихся педагогов, принявших решение повысить свой профессиональный уровень.
Эта международная сетевая программа осуществляется в партнерстве с Институтом инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета им. Максима Танка, который давно и успешно готовит педагогов самого широкого профиля. В том числе и дефектологов. Однако после трех лет успешной работы магистерской программы потребность в высококвалифицированных специалистах в области инклюзивного образования по-прежнему высока.
Это, по словам Натальи Старовойт, объясняется несколькими факторами.
Первый заключается в том, что в последние годы стало больше детей с ограниченными возможностями здоровья. Вернее, врачи, стали активней выявлять заболевания, обуславливающие особые образовательные потребности этих детей. В первую очередь речь идет о детях с некоторыми задержками в развитии.
Наличие второго фактора связано с активными миграционными процессами в регионе. Сейчас едва ли не в каждом классе есть дети, для которых русский язык — не родной. Но учителю нужно добиться того, чтобы такие ученики осваивали материал и успевали по всем предметам, не чувствуя при этом психологического дискомфорта.
Наталья Старовойт: |
Когда нынешний ректор БФУ им. И. Канта Александр Федоров, еще будучи ректором НГПУ им. К. Минина, приезжал к нам в Калининград с открытыми лекциями, он посоветовал студентам несколько книг по педагогике. Среди них роман японского писателя Хайтани Кэндзиро «Взгляд кролика», в которой речь идет о молодой учительнице начальной школы, работающий, как мы бы сейчас сказали, с детьми с особыми образовательными потребностями. Мне кажется, что эта тонкая, глубокая, написанная с любовью к детям книга должна стать настольной для любого педагога. Я от души советую её всем, кто хочет посвятить себя этому нелегкому, но очень важному и благородному делу. Ну и, конечно, приглашаю абитуриентов поступать к нам на бакалавриат и в магистратуру. |
Личный кабинет для cтудента
Личный кабинет для cтудента
Даю согласие на обработку представленных персональных данных, с Политикой обработки персональных данных ознакомлен
Подтверждаю согласие