14–15 февраля на базе Мастерской управления «Сенеж» состоялась организованная Министерством науки и высшего образования РФ стратегическая сессия «Нормативное регулирование новой модели высшего образования: принципиальные изменения». В течение двух дней ректоры ведущих вузов, руководители Минобрнауки, Минздрава, Минсельхоза, представители крупных предприятий обсуждали промежуточные итоги реализации пилотного проекта трансформации модели высшего образования и обозначили единые подходы к изменениям в системе нормативного регулирования при переходе на новую модель.
Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков в своем выступлении перед участниками обозначил ключевые отличия новой модели высшего образования от существующей системы. В их числе уход от бакалавриата — по многим направлениям он так и не стал самодостаточным образованием, которое понимают и признают работодатели, и ввод нового единого уровня – высшее образование. Определяя сроки получения высшего образования в новой модели, Валерий Фальков отметил, что они должны быть достаточными для завершенной подготовки специалистов. Для большинства ключевых специальностей – инженеров, врачей, учителей – срок обучения составит в пределах 5 лет. Будут и более короткие 4-летние программы, например для сферы туризма и индустрии гостеприимства, для сферы IT. 6-летнее образование будет предусмотрено по более сложным наукоемским видам деятельности.
Аспирантура, по мнению Валерия Фалькова, должна стать самостоятельным уровнем профессионального образования, нацеленным на подготовку научно-педагогических и научно-исследовательских кадров. Главным критерием эффективности будет успешная защита диссертации.
Особое внимание было уделено будущему магистратуры. По словам министра, она станет уровнем получения специализированных углубленных знаний для тех, кто имеет практический опыт.
![]() | Новую модель магистратуры от имени проектной группы представил на стратсессии и. о. ректора БФУ им. И. Канта Максим Демин: |
Наша группа детально прорабатывала целый ряд вопросов: возможность присвоения нескольких квалификаций в рамках одной образовательной программы; интегрированную модель высшего образования с включением внутрь программы уровня среднего профессионального образования; а также модель будущей магистратуры. О результатах работы группы докладывал Президиуму во главе с Министром науки и высшего образования Валерием Фальковым. Коллегиальная позиция группы состоит в том, что предлагаемые изменения положительно скажутся, как на самой системе высшего образования, так и, главное, на рынке труда. Произойдет значительное сокращение срока адаптации выпускников непосредственно на рабочем месте (за счет будущей «профессиональной магистратуры», а также интеграции высшего образования и СПО); произойдет системное повышение качества образования по программам магистратуры за счет повышения требований к образовательным программам и организациям, которые будут иметь право на их реализацию. Безусловно, самое интересное из предложений групп – сфокусировать внимание на реализации только двух типов магистратур: исследовательской и/или профессиональной и управленческой и/или педагогической. В ближайшее время будем прорабатывать с индустриальными партнерами вопрос востребованности предлагаемых типов магистратур в сравнении с программами ДПО, а также разрабатывать принципы поступления в новые магистратуры и требования к организациям, которые будут их реализовывать. |
Ещё по теме
Личный кабинет для
Личный кабинет для cтудента
Даю согласие на обработку представленных персональных данных, с Политикой обработки персональных данных ознакомлен
Подтверждаю согласие