7 — 8 ноября 2019 года в Школе экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета (ШЭМ ДВФУ) состоялась III Международная конференция «Трансграничные рынки товаров и услуг: проблемы исследования». Мероприятие объединило ученых, экспертов, представителей органов власти и практиков для выявления новых путей сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и повышения конкурентоспособности национальных экономик. Участники из России, Тайваня, Австрии и Китая обсудили процессы формирования и развития трансграничных рынков товаров и услуг, способствующие взаимной торговле стран, а также повышению конкурентоспособности национальных экономик.

БФУ им. И. Канта на мероприятии представляла доцент института экономики и менеджмента Наталия Лукьянова. Исследователь приняла участие в работе секции «Поведение потребителей», на которой выступила с докладом «Моделирование портретов потребителей и мониторинг потребительских настроений на рынках Калининградской области» и представила результаты апробации авторских методик исследования потребителей на рынках Калининградской области.

22edc541ff96ebe00b42e9d91f1e6179.jpg

«Нами разработан и апробирован аналитический инструментарий, позволяющий оценить портретные характеристики калининградского потребителя и прогнозировать на перспективу спрос и настроения на потребительских рынках региона. В основе авторской методики — эконометрическое моделирование и индексы потребительских настроений», — рассказала Наталия Лукьянова.

Такой инструментарий и формирование с его помощью информационной основы для принятия решений бизнес-средой и госсектором — важная научная и практическая задача, которой занимается Наталия Лукьянова со студентами на протяжении нескольких последних лет.

«Например, с момента введения санкций мы отслеживаем портретные характеристики среднестатистического потребителя продуктов питания в регионе. Мы можем сказать, что практически не меняются следующие портретные характеристики: с каждой дополнительной 1000 рублей дохода на члена семьи в месяц примерно треть расходуется на покупку продуктов питания; значительная часть расходной части бюджета среднестатитстических домохозяйств приходится на покупку продуктов питания; с возрастом расходы на питание в регионе существенно не меняются».

Однако часть характеристик все же претерпела изменения. Например, «если в 2014 году, до введения санкций, более половины опрошенных посещала сопредельные государства и привозила продукты питания, то теперь число таких потребителей резко сократилось», — подчеркнула Наталия Лукьянова.

4a47c9d9ccfbc449019616d37c7238c6.jpg

По ее словам, за последний год были получены модельные портреты покупателей на рынках Калининградской области, представляющие определенный интерес для региональных бизнес-структур: это модели потребителей различных торговых сетей, спроса на жилую недвижимость, на отдельные товары и услуги.

В ближайших планах исследователя — формирование методики мониторинга, включающей комплексную оценку потребительских настроений и оценку влияния на потребительский спрос существенно важных факторов, а также происходящих изменений по единой информационной базе и по единому перечню объектов исследования на регулярной основе. «В противном случае получаемые разрозненные результаты не дают объективной целостной картины состояния потребительского спроса, в которой нуждается бизнес-среда и органы госуправления», — отмечает исследователь.

Отметим, что в работе международной конференции приняли участие: председатель конференции — советник директора ШЭМ ДВФУ, д.э.н., профессор Виктор Григорьевич Белкин, сопредседатель конференции — директор ШЭМ ДВФУ, д.э.н., доцент Елена Борисовна Гаффорова, академик РАН, д.г.н, научный руководитель Тихоокеанского института географии ДВО РАН Петр Яковлевич Бакланов, директор института инновационной экономики, вице-президент по исследованиям и развитию Университета китайской культуры, профессор Мин-Peн Ян (Тайвань), профессор Венского университета Удо Вагнер (Австрия), генеральный директор аналитического агентства MARKUS, консультант по стратегическому и экспертному маркетингу Максим Геннадьевич Шпигунов, д.э.н., профессор, руководитель лаборатории экономических исследований мирохозяйственных связей и процессов ШЭМ ДВФУ Наталья Викторовна Кузнецова, заведующая кафедрой маркетинга, коммерции и логистики ШЭМ ДВФУ Ирина Матвеевна Романова и другие.

Поездка состоялась в рамках реализации Программы повышения конкурентоспособности вуза (Проект 5-100).