С 26 февраля по 2 марта более 50 руководителей ведущих подразделений БФУ им. И. Канта проходили повышение квалификации по программе «Стратегические направления развития университета», организованное специалистами Московской школы управления «СКОЛКОВО». Работа была организована в семи группах: «Международная деятельность и позиционирование»; «Бакалавриат и магистратура»; «Аспирантура и исследования»; «Студенческая среда»; «Управление университетом»; «Сети и партнёрства»; «Университет и регион». Цель стратегической сессии — выработка коллективами групп новых стратегических смыслов, управленческих решений, технологий и инструментов их внедрения. В последний день программы повышения квалификации состоялась презентация работы групп. Участники представили свое видение деятельности университета по основным направлениям.
Результаты работы группы «Образование» презентовала советник ректора по вопросам образования Анна Тышецкая. Она отметила, что группа сосредоточила свое внимание на процессе формирования новой образовательной политики, образовательной повестки и идентичности. Среди проблем, выделенных группой, следующие: часть исследований не подхватываются в образовании, проблемы экономики образовательного процесса и потеря некоторых рынков.
Группа предлагает новую образовательную повестку, в рамках которой университет развивается в формате Teaching and Learning (Эффективное обучение). Это принцип организации образовательного процесса, основа для позиционирования и предмет экспорта. Такая ставка, по мнению группы, позволяет конкурировать в мировом пространстве.
В новом формате возникает новая функционально-ролевая модель организации образовательного процесса, в которой учебный модуль становится основой единицей управления.
Результаты работы группы «Наука» презентовал проректор по научной работе Максим Демин. Группа предлагает университету сосредоточить усилия различных научных групп на едином объекте исследования. Новый проект под условным названием «Серебряный век / Forever young /Когнитивные технологии / Долголетие разума» объединит научные группы вокруг исследования когнитивных проблем.
Как считают члены группы, исследователи из таких областей, как социология, философия, геномика, иммунологии, образование, нейро, — смогут применить свои знания в разработке предложенной темы. Новый проект имеет очевидную связь с образовательным процессом, внеучебной деятельностью, будущим ИНТЦ и может быть интересен для региона в целом.
Группа считает, что для реализация этого пилотного проекта необходимо решить следующие задачи: встраивание в новые сети и коллаборации, аккумулирование университетских ресурсов, разработка бизнес-плана, внешняя экспертиза. При удачной реализации апробированная модель может быть масштабирована. При выборе нового объекта исследования главным критерием становится новая «научная ниша».
Итоговый проект группы «Студенческая среда» представлял заместитель проректора Максим Новиков. В центре проекта — идея развития студентоцентричного университета. Группа предлагает рассматривать «формальное» образование и «неформальную активность» как части единого образовательного пространства. Группа рассматривает внеучебную деятельность как «новый вид транспорта» учебного контента и как способ кардинального его расширения.
В таком понимании специалисты по внеучебной работе выступают как соразработчики образовательного процесса.
Итоговую презентацию группы «Международная деятельность и позиционирование» представила заместитель проректора Наталья Милявская. Из различных вариантов позиционирования группа выбирает модель международного университета, в котором все базовые процессы реализуются в рамках и по стандартам интернационализации.
Группа предлагает позиционирование - Excellence in education University / Университет высокого качества образования / Университет эффективного обучения. Стандартами научной повестки в международном университете группа считает гибкость, способность к изменению и глобальная повестка. Основным инструментом создания интернациональной среды в университете группа предлагает создание консорциумов. Цель обучения в международном университете — формирование у студентов компетенций, востребованных глобальным рынком.
Результаты работы группы «Сетевые партнёрства» представляла Елена Кабакова, директор Центра развития технологического предпринимательства и инновационных проектов БФУ им. И. Канта.
Группа определяет сетевое партнёрство как один важнейших факторов развития университета на глобальном уровне. Была составлена и проанализирована карта существующих партнёрств БФУ им.И.Канта на различных уровнях. Группа рассмотрела применительно к нашему университету два типа существования университета в сетях: вхождение в существующие сети и достраивание собственных цепочек деятельности через формирование партнёрских связей. Группа рассмотрела 5 шагов коммерческого партнёрства: исследования — разработка - инновация — производства — сбыт.
Доклад группы «Университет и регион» представил проректор по административной деятельности Станислав Курицын. С точки зрения группы, пока университет не задаёт свой собственный вектор в региональной политике и занимает сервильную позицию. Однако задача университета предложить региону такую повестку, которая выведет и вуз и регион на национальный и глобальный уровни. Группа считает, что позиция университета по отношению к региону должна строиться на следующих основаниях: стратегия университета должна быть доминирующей; стратегия развития университета включает стратегию развития региона; совместная повестка с органами власти.
Группа сравнила обсуждаемые в регионе повестки / темы с научными и образовательными повестками БФУ им. И. Канта и выявила совпадающие. К ним относятся следующие: регион Канта, регион «серебряного возраста»; регион ИНТЦ; регион креативных технологий, регион ИТ. Шаги принятия новых повесток: обсуждение в университете — внешняя экспертиза — меморандум (утверждение на НС) - дорожная карта.
Результаты работы группы «Управление университетом» представил директор стратегического офиса Данил Ажинов. Группа считает, что университет не меняя системы управления, может внедрить новую экспериментальную модель управления, которая открывает дорогу изменениям в вузе. Цель новой модели управления – создать научно-образовательную корпорацию на основе принципов открытого образования будущего; стать университетом, задающим региональные тренды; обеспечить трансрегиональную и глобальную кооперацию. Группа выбирает стратегию гибкой трансформации и прорыва. Докладчик отметил, что группа строит модель, которая снимает существующие проблемы и ограничения, но позволяет перейти к трансформациям.
В рамках рефлексии, главный модератор сессии Павел Мрдуляш отметил значительный прогресс всех групп и пожелал участникам продолжить работу, которая в идеале должна свести к единой университетской модели все обсуждаемые повестки:
"Сегодня вопрос стоит о самоопределении. Вам решать — либо вы так дальше делаете — либо нет. Я бы считал важным в той или иной мере сохранить рабочие группы и докрутить моменты, которые были не доведены до логических моделей".
«Спасибо большое группам за работу, консолидация, как мне кажется, произошла и не должна завершиться. Это зависит и от нас, и от того, как складывается ситуация вокруг университета. На мой взгляд, университет остро нуждается в новом стратегическом повороте. Можно иметь великолепную стратегию – «прекрасное далеко», но нужно быть реалистом и искать нетривиальные, уникальные ходы. Нашему маленькому университету в маленьком регионе надо рисковать, других шансов для развития нет. Вовремя появился проект ИНТЦ, который позволит выстроить новую концепцию управления. Все это может трансформироваться в большой системный, интегративный проект».
Александр Федоров, ректор БФУ им.И.Канта:
«Все идет ровно так, как должно идти, и никак иначе. Мы делаем сейчас два важных такта по сужению ситуации. Первый такт мы проходили достаточно долго, небезуспешно. Сейчас с профессионалами пройден второй такт, дальше — третий и четвертый. В третьем такте мы, естественно, продолжаем работу, группы будут пересобраны, мы так и предполагали. Сейчас эта сессия даст возможность обновить, ввести новых людей. Четвертый этап – наоборот расширим. Мы должны четко и ясно сделать дорожные карты по каждому проекту. Не забываем, что помимо фундамента у нас есть быстрые победы и нестандартные решения. Сегодня были представлены интересные проекты. Мне понравилась идея группы образование сделать модульную систему основой для формирования персональных жизненно-образовательных маршрутов, с цифровыми логистиками и собственными стандартами. Все понятно с научным проектом. Мне импонирует когнитивистика и исследование мышления применительно к проблеме старости. Это мегатема, которая не осмыслена в мировой повестке. Старость не осмыслена как предмет мышления. Подготовка организма к болезни и к старости не осмыслена. Это супер, это интересно, ее просто нужно вписать в нечто более целое. Со студентами все понятно. Сейчас мы выходим на вполне определенные действия и решения. К сожалению, нет возможности долго размышлять. Нам нужно немедленно переходить к действиям. Международная группа сказала то, что должна была сказать. Это правильно, на самом деле. Бессмысленно нам делать что-то, кроме международного вуза. Это та цель и тот маяк, к которому нужно двигаться. Я понимаю, что мы сейчас придумаем здесь свой особый путь в отдельно взятом эксклаве и что-то такое сотворим. Важные вещи говорили о регионе, сетях и управлении. Это складывается в некоторую общность и те рамки, которые были сделаны для сужения многообразий – они важны. Но нам нужна конкретика. Давайте ее все-таки произнесем. Еще раз отмечу, что без следующего этапа трансформации университет не сможет развиваться в необходимом для него темпе. БФУ это вуз, который должен достигнуть успеха».
Личный кабинет для cтудента
Личный кабинет для cтудента
Даю согласие на обработку представленных персональных данных, с Политикой обработки персональных данных ознакомлен
Подтверждаю согласие