В Институте геополитических и региональных исследований БФУ им. И. Канта завершается проект «Транспортные сети как фактор формирования комфортной среды и развития человеческого капитала в сельской местности» при совместной поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и Правительства Калининградской области. Руководитель проекта, ведущий научный сотрудник Центра геополитических исследований Балтийского региона, кандидат географических наук Иван Гуменюк рассказал в интервью о современной роли и трансформации системы сельского расселения в нашем регионе.

 

В БФУ им. И. Канта изучают механизмы формирования комфортной среды в сельской местности

 

Почему вы выбрали для изучения именно сельскую местность, ведь сейчас в нашем регионе здесь проживает чуть больше 20% населения?

Система расселения Калининградской области имеет свою уникальную особенность — она базируется на классической западноевропейской системе. В  90-е годы произошли изменения в модели экономического развития, которые резко отразились на сельских территориях, и на протяжении уже 30 лет сохраняются тенденции оттока населения из села в город.

В последнее время в стране стали уделять внимание комплексному развитию периферийных территорий. При федеральной поддержке работает «сельская ипотека». Среди региональных программ можно отметить программу «Восток», создание системы поддержки фермерского хозяйства и переработки сельскохозяйственной продукции.

Вместе с этим необходимо выработать единое направление развития сельских территорий на долгосрочную перспективу: сохранять ли их специализацию, укрупнять районы или делать акцент только на развитии урбанизированных территорий.

 Чем конкретно интересны и полезны будут результаты ваших исследований?

Наше исследование рассматривает транспортную сеть и сельские территории как взаимосвязанную систему. Это нестандартный и при этом актуальный для региона подход. В ходе исследования мы выявили, что сельские территории, обладающие благоприятным транспортно-географическим положением к ближайшим региональным центрам, за последние 10 лет не только сохранили численность населения, но и смогли увеличить число жителей.

Необходимо отметить, что сельские территории все дальше отходят от своего традиционного формата. Все чаще они трансформируются в постоянные места проживания населения, которое ведет городской образ жизни: работают в городе и пользуются его услугами.

Как увеличение транспортной доступности влияет на развитие сельской местности?

Фактор транспортно-географического положения наряду с агломерационным фактором сейчас являются решающими. Например, мы изучали поселок Краснополянское Гусевского городского округа. В нем, как и в других сельских поселениях, в конце 90-х произошел отток местного населения в ближайшие города. Однако у поселка есть выгодное транспортно-географическое положение, что стало причиной миграционной привлекательности для жителей из других регионов России и стран СНГ. Именно массовый приток внешних мигрантов в поселок восполнил отток местного населения. И сейчас поселок в социально-экономическом плане чувствует себя вполне уверенно, строятся или ремонтируются объекты социальной инфраструктуры, появляются объекты рекреации (гостиница, зона отдыха возле реки).

Можно привести обратный пример — поселок Ясное Славского городского округа. Слабая транспортная связность и удаленность приводят к оттоку местного населения и снижению социально-экономических функций. По переписи 2002 года в поселке проживало более 1600 человек, 2010 года — уже 1450, на 1 января 2020 года — менее 1300 человек. А по визуальным наблюдениям реальная численность поселка еще меньше.

Есть ли уникальность или особенность у села в Калининградской области?

В регионе практически нет территорий, которые можно было охарактеризовать как «медвежий угол». Самое удаленное от административного центра поселение расположено в Краснознаменском городском округе — поселок Кутузово.  Расстояние до Калининграда 180 километров, что в современных условиях и с учетом транспортной инфраструктуры — чуть больше 2 часов в пути. При таких масштабах совсем забытых сельских уголков в регионе нет. Многие периферийные сельские поселения являются приграничными и выполняют важную функцию с точки зрения безопасности границ.

 Какие основные тенденции ждут нашу сельскую местность в ближайшем будущем?

Сельская местность все дальше будет отходить от традиционного для нас понимания «села». Жители сельских территорий все чаще отказываются от ведения домашнего хозяйства. Они в большинстве работают в городе, при этом постоянно проживая в сельских поселениях. Все чаще перед домом у них не грядки с овощами, а газон. Они активно пользуются Интернетом и мобильной связью, посещают социальные и досуговые объекты в городе. Высокая экономическая доступность автомобилей привела к тому, что для Калининградской области расстояние в 30-50 километров от города не является проблемой. Сельская местность трансформируется, моделируя новый образ жизни, совмещающий в себе все плюсы городского и сельского типов.

 Может быть, действительно тогда следует больше уделить внимания на развитие наших городов как ключевых точек роста территории? А село оставить в покое?

Региональная политика должна быть комплексной. В последние годы отрадно наблюдать, как развиваются некоторые малые города. Активно растут в социально-экономическом плане приморские города. В восточной части  город Гусев показывает довольно высокие результаты. Региональное правительство должно вести политику выравнивания темпов развития всех городов региона, больше внимание обращать на отстающие города — Славск, Неман, Озерск, Нестеров, Краснознаменск. Развитие данных городов обеспечит и развитие прилегающих к ним сельских территорий. Обеспечить доступ к базовым для всего населения услугам — вот ключевая задача органов власти. Речь идет о таких вещах, как повсеместная газификация, физическая и экономическая доступность продуктов питания, услуги образования и здравоохранения. Если сельские жители будут получать эти услуги в ближайшем городе, то им не нужно будет переезжать в региональные центры на постоянное место жительства.

Сможет ли комфортная среда и развитие транспорта закрепить или привлечь людей в сельскую местность?

Сельскую местность региона можно условно разделить на три зоны. Первая из них — агломерационная, формируемая в радиусе 30-50 километров от Калининграда. Для сельских поселений, расположенных в этой зоне, комфортная среда и транспортная связность становятся решающими факторами для привлекательности внешнего населения и закрепления местного.  Многие сельские поселения этой зоны за последние десятилетия смогли существенно увеличить численность своего населения. Например, поселок Голубево Гурьевского городского округа за 10 лет увеличил численность с 350 до 1400 человек.

Кроме агломерационной зоны можно выделить еще две —  полупериферийную и периферийную. Если в первой комфортная среда и транспортная доступность может обеспечить стабилизацию и даже рост численности населения, то задача для периферийной зоны — снизить отток населения. Понятно, что какие бы условия вы в них не создали, они никогда не станут привлекательными для всех. Но можно сделать так, чтобы человек, родившийся в маленьком селе, имел доступ ко всем необходимым базовым услугам, возможность профессиональной самореализации и трудовой деятельности. При таких обстоятельствах человек не захочет уезжать из родного дома, будет верен малой родине и на практике реализует уже подзабытую всеми поговорку «где родился, там и пригодился».

 

 

Будет ли в дальнейшем продолжен данный проект или направление исследования?

Фактически за два года проекта мы собрали материал, получили первые результаты своего исследования и планируем дальнейшую работу в этом направлении. В приоритетных задачах Института геополитических и региональных исследований БФУ им. И. Канта стоит не только изучение внешнего окружения Калининградской области, но и внутренние процессы трансформации социально-экономической системы. Будет интересно проследить действие и влияние текущих федеральных и региональных программ, активно реализующихся в последние несколько лет. Нужно будет оценивать эффекты и жизнеспособность этих проектов после их завершения.