Мероприятие состоялось 28 апреля в рамках ХXII Международной научно-практической конференции по педагогическому образованию «Устойчивое развитие образования: Миссия. Трансформации. Ресурсы». Круглый стол организовали сотрудники Центра инклюзивного образования БФУ совместно с Ресурсным учебно-методическим центром по обучению инвалидов в образовательных организациях Северо-Западного федерального округа (РУМЦ СЗФО ЧГУ). Участие в нем приняли руководители структурных подразделений вузов, отвечающие за инклюзивное образование, профессорско-преподавательский состав и административно-управленческий персонал вузов, магистранты, аспиранты.
Эксперты обсудили актуальные вопросы инклюзивного образования в высшей школе, рассмотрели основные идеи совершенствования инклюзивных технологий и практик, модели понимания места людей с ограничениями возможностями здоровья в системе образования и в обществе.
Модератором мероприятия выступила доктор педагогических наук, профессор Института образования, директор Центра инклюзивного образования БФУ им. И. Канта Галина Гущина.
С приветственным словом к участникам обратилась проректор по образовательной деятельности БФУ Ирина Фильченкова. Она подчеркнула исключительно важное значение высшего инклюзивного образования в общей структуре деятельности университета и отметила высокое значение этого показателя в системе оценки эффективности деятельности вузов в целом.
Директор РУМЦ СЗФО ЧГУ Ольга Денисова обратила внимание на актуальность подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для работы в специальном и инклюзивном образовании, определила особенности организации деятельности образовательных организаций по данному направлению.
Заместитель директора РУМЦ СЗФО ЧГУ Ольга Леханова в своем докладе осветила проблематику разработки и формирования индивидуальных кейсов студентов с инвалидностью в качестве основы для проектирования алгоритма их сопровождения в вузе. Выступление было подготовлено на основании богатого практического опыта, накопленного Череповецким государственным университетом.
Начальник отдела организации обучения педагогов Высшей школы экономики Светлана Силина обратила внимание аудитории на принципиально важное значение формирования у студентов с инвалидностью и ОВЗ финансовой грамотности в качестве самостоятельной социально-личностной компетенции, определила наиболее эффективные и рациональные приемы и способы работы со студентами для достижения указанных задач.
Заведующая кафедрой социальной педагогики и психологии Московского государственного педагогического университета Нина Тамарская обозначила экзистенциальную основу инклюзивного образования в педагогическом вузе. В выступлении нашли отражение ключевые характеристики философского знания применительно к специфике реализации инклюзивных практик в системе высшего образования.
Главный научный сотрудник Всероссийского центра развития художественного творчества и гуманитарных технологий, заслуженный деятель науки РФ Михаил Рожков раскрыл прикладное значение оптимистической стратегии как фактора успешности инклюзивного образования в высшей школе. Ученым было обозначено неоспоримое значение формирования оптимистических начал в структуре личности каждого студента с инвалидностью и ОВЗ в контексте успешности и эффективности образовательного процесса в вузе.
В своем докладе заведующая кафедрой фундаментальной медицины и биохимии Института медицины и экспериментальной биологии Псковского государственного университета Евгения Случанко сформулировала проблемы организации инклюзивного образования в высших учебных заведениях в России с учетом индивидуальных особенностей состояния здоровья данного контингента обучающихся. В выступлении также были обозначены возможные пути преодоления обозначенных трудностей.
Доцент кафедры дефектологического образования Череповецкого государственного университета Валентина Поникарова уделила внимание технологиям формирования инклюзивной культуры педагогов с позиций важности повышения качества их взаимодействия со студентами с ОВЗ и инвалидностью в образовательном процессе, усиления его результативности и создания наиболее комфортных психологических условий в образовательной среде вуза.
Специалист Центра инклюзивного образования БФУ им. И. Канта Анна Иванова представила результаты проведенного среди студентов вуза исследования, по результатам которого были сформулированы и обоснованы особенности обеспечения психологической безопасности студентов с инвалидностью и ОВЗ в вузе. В выступлении была обозначена прикладная направленность данного исследования, нацеленная на дальнейший поиск путей повышения психологической безопасности данного контингента обучающихся.
Итоги мероприятия подвели сотрудник Управления организации образовательной деятельности БФУ Ольга Азарова и директор Многофункционального центра Оксана Ивлева. Они отметили высокий научный уровень организации и проведения круглого стола, важность и актуальность рассмотренных тем, фундаментальный характер научной дискуссии и исключительно важное прикладное значение каждого из озвученных выступлений.
В завершении мероприятия все его участники единогласно высказали взаимные пожелания дальнейшего продолжения работы по обозначенной проблематике, надежды на непрерывный и конструктивный обмен опытом и обозначили намерения на проведение в ближайшее время аналогичного мероприятия с учетом стремительно меняющихся объективных реалий и непрерывного возникновения новых задач в сфере высшего инклюзивного образования, требующих поиска научно-обоснованных путей их разрешения.
Личный кабинет для cтудента
Личный кабинет для cтудента
Даю согласие на обработку представленных персональных данных, с Политикой обработки персональных данных ознакомлен
Подтверждаю согласие