Согласно ФЗ № 162 от 27 июня 2018 года «О внесении изменений в статью 71 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» лица, которым предоставлено право приема в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний, могут пользоваться особым правом при подаче документов одновременно в 5 вузов на 3 направления.
Федеральным законом от 01.05.2017 №93-ФЗ исключается требование о наличии у инвалида заключения федерального учреждения медико-социальной экспертизы об отсутствии противопоказаний для обучения в соответствующей организации.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида в соответствии с письмом Минобрнауки России №ЛО-1164/05 от 01.06.2017 предоставляется только для создания специальных условий при проведении вступительных испытаний, проводимых БФУ им.И.Канта самостоятельно.
Ответственный за прием лиц с ОВЗ Минкова Екатерина Семеновна, заместитель директора Департамента нового набора EMinkova@kantiana.ru +7 (4012) 59-55-95 (доб. 7800) | Информация об особых правах и преимуществах, а также о порядке учета индивидуальных достижений при поступлении | Особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья |
Консультирование по вопросам поступления, обучения и трудоустройства, а также обеспечения прав лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью по горячей линии колл-центра РУМЦ СЗФО ЧГУ 8 800-550-19-35, rumts_szfo_chgu@mail.ru.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» и письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 марта 2014 г. № 06-281 «О направлении Требований» («Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса», утвержденные Министерством образования и науки Российской Федерации 26 декабря 2013 г. № 06-2412вн) в БФУ им. И. Канта при необходимости предоставляются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для данной категории лиц. Во время проведения занятий, в том числе для обучения инвалидов и обучающихся с ОВЗ, применяются мультимедийные средства, оргтехника, слайд-проекторы и иные средства для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися. |
Информация о колл-центре в сети РУМЦ СЗФО ЧГУ |
На базе Ресурсного учебно-методического центра Северо-Западного федерального округа по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья функционирует Call-центр для консультирования по вопросам высшего инклюзивного образования. Тематика обращений в Call-Центр:
Основными форматами консультирования являются:
|
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса и специальные технические средства обучения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов |
Для обеспечения образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в корпусе оборудован специализированный кабинет. Кабинет расположен на первом этаже, лестницы оснащены пандусами, рекреации и коридоры помещения оснащены аудио-визуальной системой информирования. Таким образом студенты с ограниченными возможностями здоровья могут беспрепятственного входить и выходить из кабинета и санитарно-гигиенического помещения, самостоятельно передвигаться по территории. Кабинет обеспечения образовательного процесса для обучающих с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов оборудован специализированной мебелью: отдельные рабочие столы, кресла. Для слабослышащих обучающихся средством оптимизации учебного процесса является использование сурдотехнических средств. Учебная аудитория, в которой обучаются студенты с нарушением слуха, оборудована компьютерной техникой, аудиотехникой (акустический усилитель и колонки), видеотехникой (мультимедийный проектор, телевизор), электронной доской, документ-камерой, мультимедийной системой. Перечень специальных технических средств и программного обеспечения для обучения студентов с нарушениями слуха:
Для слабовидящих обучающихся в лекционных и учебных аудиториях предусмотрена возможность просмотра удаленных объектов при помощи видеоувеличителей для удаленного просмотра. Компьютерные тифлотехнологии базируются на комплексе аппаратных и программных средств, обеспечивающих преобразование компьютерной информации в доступные для незрячих и слабовидящих формы (звуковое воспроизведение, рельефно-точечный или укрупненный текст), и позволяют им самостоятельно работать на обычном персональном компьютере с программами общего назначения. Перечень специальных технических средств и программного обеспечения для обучения студентов с нарушениями зрения:
Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата используются альтернативные устройства ввода информации. Используются специальные возможности операционных систем, таких как экранная клавиатура, с помощью которой можно вводить текст, настройка действий при вводе текста, изображения с помощью клавиатуры или мыши. Перечень специальных технических средств и программного обеспечения для обучения студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
Для проведения занятий по некоторым темам и в зависимости от индивидуальных образовательных потребностей студентов с ограниченными возможностями здоровья также могут использоваться:
Хранением, эксплуатацией и обслуживанием оборудования и специальных технических средств для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья занимается профилирующая структурное подразделение:
Профилирующее структурное подразделение обеспечивает техническое, организационно-педагогическое и социальное сопровождение согласно индивидуальным образовательным потребностям. Техническое сопровождение направленно на подбор наиболее удобных и способствующих компенсации и развитию программно-аппаратурных комплексов в зависимости об индивидуальных особенностей студентов, консультации по использованию специализированного оборудования. Организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль учебной деятельности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного образования. Организационно-педагогическое сопровождение включает: контроль за посещаемостью занятий; помощь в организации самостоятельной работы; организацию индивидуальных консультаций; организационное содействие в прохождении промежуточных аттестаций, сдаче зачетов, экзаменов, ликвидации академических задолженностей; коррекцию взаимодействия обучающегося и преподавателя в учебном процессе; консультирование преподавателей и сотрудников по психофизическим особенностям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, коррекцию трудных ситуаций; инструктажи для преподавателей и сотрудников и иную деятельность. Социальное сопровождение представляет собой совокупность мероприятий, сопутствующих образовательному процессу и направленных на социальную поддержку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при инклюзивном образовании, включая содействие в решении бытовых проблем, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения. Учебный материал подобран и разработан с учетом возможности предоставления его в различных формах, обеспечивающих обучающимся с нарушениями слуха получение информации визуально, с нарушениями зрения — аудиально. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом их особенностей и образовательных потребностей. При составлении индивидуального плана предусматриваются различные варианты проведения занятий: в Университете (в академической группе или индивидуально), либо на дому с использованием дистанционных образовательных технологий. Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, адаптированные для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, позволяющие оценить достижение ими результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, предусмотренных образовательной программой. Форма проведения текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости таким обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации. |
Наличие версии официального сайта для слабовидящих |
На сайте БФУ им.И.Канта для людей с нарушениями зрения предусмотрена функция увеличения шрифта. |
Условия питания |
Условия питания для обучающихся, в том числе для лиц с ограниченными возможностями Столовые и кафе, обеспечивающие студентов полноценным здоровым питанием, работают с 10 до 17 ч., с понедельника по пятницу, и размещены в учебных корпусах университета:
|
Доступ в здания для лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Об материально-технических условиях, обеспечивающих возможность беспрепятственного доступа поступающих с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов в аудитории, туалетные и другие помещения, а также в указанных помещениях (в том числе наличие пандусов, подъемников, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов) БФУ им. И. Канта стремится к созданию условий для беспрепятственного и удобного передвижения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов. На территории университета выделены места для парковки автотранспортных средств обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов. 11 корпусов университета, среди которых корпуса №№ 1,2, 17 (по ул. А. Невского, 14), № 5 (ул. Чернышевского, 56), №№ 7, 9 (ул. Фрунзе, 6 и 9 Апреля, 5) оборудованы пандусами. В 7 корпусах университета, например №№ 2, 5, 7, 9 имеются специальные лифты или подъемники для маломобильных групп населения. В учебных корпусах №№ 2 (ул. А. Невского), № 28 (ул. Горького, 23), № 32 (ул. Гайдара, 6) имеются санитарные узлы, доступные для маломобильных студентов. Во второй половине 2014 года университетом совместно с КРООИ «Ковчег» была начата работа по комплексному обследованию учебных корпусов университета и созданию паспортов доступности, в соответствии с которыми будут проводиться мероприятия по обеспечению доступной среды. В настоящий момент идет подготовка аукционной документации на выполнение комплекса работ, предусмотренного уже разработанными паспортами доступности. В январе 2015 года в университет состоялась поставка первого ступенькохода, размещение которого произведено в учебном корпусе № 3 по ул. Университетская, д. 2. |
Объекты для проведения практических занятий |
Для обеспечения образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в корпусе оборудован специализированный кабинет. Кабинет расположен на первом этаже, лестницы оснащены пандусами, рекреации и коридоры помещения оснащены аудио-визуальной системой информирования. Таким образом студенты с ограниченными возможностями здоровья могут беспрепятственно входить и выходить из кабинета и санитарно-гигиенического помещения, самостоятельно передвигаться по территории. Кабинет обеспечения образовательного процесса для обучающих с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов оборудован специализированной мебелью: отдельные рабочие столы, кресла. Для слабослышащих обучающихся средством оптимизации учебного процесса является использование сурдотехнических средств. Учебная аудитория, в которой обучаются студенты с нарушением слуха, оборудована компьютерной техникой, аудиотехникой (акустический усилитель и колонки), видеотехникой (мультимедийный проектор, телевизор), электронной доской, документ-камерой, мультимедийной системой. Перечень специальных технических средств и программного обеспечения для обучения студентов с нарушениями слуха: Персональный компьютер с микшерным усилителем Акустическая система (звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования, FM-система) Аудиотехника (акустический усилитель и колонки, наушники) Видеотехника (мультимедийный проектор, телевизор) Электронная доска Документ-камера Микрофоны беспроводные Многофункциональный компьютерный комплекс «Нейро-Аудио» Аудиовизуальный комплекс Для слабовидящих обучающихся в лекционных и учебных аудиториях предусмотрена возможность просмотра удаленных объектов при помощи видеоувеличителей для удаленного просмотра. Компьютерные тифлотехнологии базируются на комплексе аппаратных и программных средств, обеспечивающих преобразование компьютерной информации в доступные для незрячих и слабовидящих формы (звуковое воспроизведение, рельефно-точечный или укрупненный текст), и позволяют им самостоятельно работать на обычном персональном компьютере с программами общего назначения. Перечень специальных технических средств и программного обеспечения для обучения студентов с нарушениями зрения: Персональный компьютер с большим монитором (19-24”), с программой экранного доступа JAWS, программой экранного увеличения MAGic Ручное увеличивающее устройство (портативная электронная лупа) Электронный увеличитель для удаленного просмотра Программы синтеза речи TTS (Text-To-Speech) Программа экранного доступа с синтезом речи Программа экранного увеличения Устройство для сканирования Индивидуальные комплекты для письма по Брайлю (письменные принадлежности для письма по брайлю, тетрадь для письма по Брайлю, специальная бумага для письма и печати по Брайлю) Специализированный плеер-диктофон Редактор текста (программа для перевода обычного шрифта в брайлевский и обратно) Дисплей с использованием системы Брайля (рельефно-точечный шрифт) 40 знаковый или 80 знаковый, или портативный дисплей Принтер с использованием системы Брайля (рельефно-точечный шрифт) Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата используются альтернативные устройства ввода информации. Используются специальные возможности операционных систем, таких как экранная клавиатура, с помощью которой можно вводить текст, настройка действий при вводе текста, изображения с помощью клавиатуры или мыши. Перечень специальных технических средств и программного обеспечения для обучения студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Стол рабочий (передвежной) регулируемый по высоте Персональный компьютер, оснащенный выносными компьютерными кнопками и специальной клавиатурой. Персональный компьютер, оснащенный ножной или головной мышью и виртуальной экранной клавиатурой. Персональный компьютер, оснащенный компьютерным джойстиком или компьютерным роллером и специальной клавиатурой. Стабилоанализатор компьютерный с биологической обратной связью «Стабилан-01» Для проведения занятий по некоторым темам и в зависимости от индивидуальных образовательных потребностей студентов с ограниченными возможностями здоровья также могут использоваться: - графический планшет; - вибротестер МБН; - аппаратно-программный комплекс «Нейро-КМ» с видеомониторингом; - аппаратно-программный комплекс StarTrace «Видеоанализ движений»; - компьютерный комплекс для тестирования «НС-ПсихоТест»; - слухоречевой (логопедический) тренажер «Дэльфа-142.1» для реабилитации в условиях инклюзивного образования. Хранением, эксплуатацией и обслуживанием оборудования и специальных технических средств для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья занимается профилирующая структурное подразделение: · для студентов с нарушениями зрения – Лаборатория образовательной инноватики (корпус БФУ им. И. Канта №4 по адресу Чернышевского, 56А) · для студентов с нарушением слуха и опорно-двигательного-аппарата – Лаборатория клинической психодиагностики и консультирования (корпус БФУ им. И. Канта №5 по адресу Чернышевского, 56, аудитория 209). Профилирующее структурное подразделение обеспечивает техническое, организационно-педагогическое и социальное сопровождение согласно индивидуальным образовательным потребностям. Техническое сопровождение направленно на подбор наиболее удобных и способствующих компенсации и развитию программно-аппаратурных комплексов в зависимости об индивидуальных особенностей студентов, консультации по использованию специализированного оборудования. Организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль учебной деятельности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного образования. Организационно-педагогическое сопровождение включает: контроль за посещаемостью занятий; помощь в организации самостоятельной работы; организацию индивидуальных консультаций; организационное содействие в прохождении промежуточных аттестаций, сдаче зачетов, экзаменов, ликвидации академических задолженностей; коррекцию взаимодействия обучающегося и преподавателя в учебном процессе; консультирование преподавателей и сотрудников по психофизическим особенностям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, коррекцию трудных ситуаций; инструктажи для преподавателей и сотрудников и иную деятельность. Социальное сопровождение представляет собой совокупность мероприятий, сопутствующих образовательному процессу и направленных на социальную поддержку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при инклюзивном образовании, включая содействие в решении бытовых проблем, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения. Учебный материал подобран и разработан с учетом возможности предоставления его в различных формах, обеспечивающих обучающимся с нарушениями слуха получение информации визуально, с нарушениями зрения — аудиально. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом их особенностей и образовательных потребностей. При составлении индивидуального плана предусматриваются различные варианты проведения занятий: в Университете (в академической группе или индивидуально), либо на дому с использованием дистанционных образовательных технологий. Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, адаптированные для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, позволяющие оценить достижение ими результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, предусмотренных образовательной программой. Форма проведения текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости таким обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации. |
Учебные кабинеты |
В БФУ им.И.Канта предусмотрены специализированные кабинеты для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению, где
Дорабатывается программное обеспечение для проведения контроля знаний для ЛОВЗ по зрению (звуковое сопровождение); разработка специализированных методик обучения (в рамках направления «Лингвистика», профиль «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» разработана методика преподавания иностранного языка для обучения лиц с ограниченными возможностями и отклонениями в развитии). |
Средства обучения и воспитания | |
Работа с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья является одним из важнейших направлений организации работы в университете. Работа ведется в нескольких основных направлениях: - обеспечение проведения вступительных испытаний для абитуриентов из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья на основании заявления о приеме, содержащего сведения о необходимости создания соответствующих специальных условий; — в сотрудничестве с Калининградской региональной общественной организацией инвалидов «Ковчег» разработаны паспорта доступности объектов социальной инфраструктуры – учебных корпусов и общежитий с целью создания максимально комфортных условий для учебы в университете; - В БФУ им.И.Канта для лиц с ограниченными возможностями зрения предусмотрены специальные средства и технологии обучения: сформирован фонд учебных аудиоматериалов; подготовлены 20 специализированных аудиоучебников по дисциплинам базовой части большинства образовательных программ высшего образования; созданы специализированные учебные места для инвалидов по зрению; УМК размещены на портале LMS-kantiana, что создает возможность использования их с удаленного доступа; портал тестирования дает возможность проходить как текущую, так и промежуточную аттестацию с удаленного доступа. Дорабатывается программное обеспечение для проведения контроля знаний для ЛОВЗ по зрению (звуковое сопровождение); разработка специализированных методик обучения (в рамках направления «Лингвистика», профиль «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» разработана методика преподавания иностранного языка для обучения лиц с ограниченными возможностями и отклонениями в развитии. - психолого-педагогическое сопровождение ЛОВЗ в процессе обучения (подготовлены преподаватели, владеющие системой Брайля для оказания помощи в процессе обучения ЛОВЗ по зрению; к студентам из числа ЛОВЗ прикреплены волонтеры, прошедшие подготовку в лаборатории инклюзивного образования; при необходимости (ухудшение состояния здоровья, необходимость лечения/реабилитации на выезде) – студенты переводятся на индивидуальный график обучения, им разрешается осваивать программы с удаленного доступа при взаимодействии с преподавателями через порталы LMS и тестирования; психологическая поддержка через соответствующую службу); - создание безбарьерной среды в Калининграде и области для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья; - организация досуговой деятельности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (проведение выездных акций, адресная помощь, программы арт-терапии совместно с обществом детей-инвалидов «Мария», совместные постановки спектаклей студентами направлений подготовки «Психология», «Социальная работа» с детьми с ментальными нарушениями и др.). - развитие партнёрских отношений между вузом, работодателями, государственными структурами и общественными объединениями по решению проблем трудовой занятости людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. - содействие в трудоустройстве выпускников и студентов из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, информирование об актуальных вакансиях в регионе. Волонтёрская организация БФУ им. И. Канта, образованная в 2009 г., на сегодняшний день имеет несколько крупных проектов по работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Так, совместно с Калининградской региональной общественной организацией инвалидов «Ковчег» волонтеры БФУ им. И. Канта приняли участие в работах по открытию первого пляжа для инвалидов-колясочников в г. Зеленоградск на берегу Балтийского моря.
Одним из приоритетных направлений деятельности Волонтерского центра является работа с лицами с ограниченными возможностями. Для наиболее эффективного направления этой деятельности Центр обеспечен условиями для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Центр оснащен подъемником для инвалидных колясок, вертикальными подъемными платформами, таблицами со шрифтом Брайля, предупредительными знаками для слабовидящих людей — «Желтыми кругами». Социальное направление — одно из приоритетных направлений Волонтерского центра. В рамках социального направления осуществляется помощь инвалидам, осуществляется взаимодействие с различными благотворительными фондами. Также активисты принимают участие в волонтерской программе Национального чемпионата конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс». |
Объекты спорта |
|
Видеопаспорт доступности БФУ |
Паспорта доступности
Личный кабинет для
Личный кабинет для cтудента
Даю согласие на обработку представленных персональных данных, с Политикой обработки персональных данных ознакомлен
Подтверждаю согласие