Магистерские образовательные программы БФУ им. И. Канта по кластерам «Филология» и «Физика» успешно прошли международную аккредитацию и получили свидетельства Центра по оценке высшего образования Министерства образования Китая на максимально возможный срок — 6 лет.

Одновременно эти образовательные кластеры успешно прошли процедуру профессионально-общественной аккредитации с международным участием, также получив соответствующие свидетельства. С российской стороны аккредитацию проводил Национальный центр профессионально-общественной аккредитации, который входит в Европейскую, Азиатскую и Международную ассоциации гарантии качества. С китайской — Центр по оценке высшего образования Министерства образования КНР.

5.jpg

Комиссия по совместной российско-китайской аккредитации работала в БФУ им. И. Канта в ноябре 2018 года. Вывод о том, что кластер образовательных программ по направлению подготовки «Физика» и «Филология» в полной степени соответствует стандартам и критериям аккредитующих сторон, был сделан на основании анализа представленных документов, сведений и устных свидетельств студентов, преподавателей, выпускников и работодателей.

Эксперты отметили ряд достижений БФУ им. И. Канта по реализации образовательных программ. В частности, эксперты обратили внимание на то, что обновление программ осуществляется в соответствии, с запросами региона, общероссийскими и мировыми трендами; особо отметили современную материально-техническую базу для учебной и внеучебной деятельности, а также тесное сотрудничество со сферой труда региона, российскими и зарубежными организациями, профессиональными ассоциациями, образовательными организациями и др. Эксперты высоко оценили студентоцентрированность обучения, наличие обратной связи с основными стейкхолдерами.

6R1A9472.jpg

В рекомендациях, которые будут полезны для повышения качества реализации аккредитованных образовательных программ, эксперты рекомендовали совершенствовать методики преподавания в высшей школе на основе использования современных и инновационных технологий и инструментария обучения; расширить формы участия студентов в проектной и научно-исследовательской деятельности; систематически проводить мониторинг мнений обучающихся относительно качества образования, условий и организации учебного процесса в разрезе образовательных программ и др.

6R1A9559.jpg

Галина Мотова, заместитель директора Национального центра общественно-профессиональной аккредитации, отмечая важность проведения международной профессионально-общественной аккредитации, сказала:

«БФУ им. И. Канта уже не первый раз проходит международную аккредитацию. Национальный центр профессионально-общественной аккредитации работал в стенах БФУ им. И. Канта уже в третий раз. Мы проводили международную аккредитацию с привлечением европейских, а также азиатских экспертов. Сейчас БФУ им. И. Канта впервые прошел совместную российско-китайскую аккредитацию. Это значит, что два аккредитационных агентства — Национальный центр профессионально-общественной аккредитации (Россия) и Центр оценки качества Министерства образования Китая совместно провели эту процедуру. Силами одной комиссии был подготовлен единый отчет, но решений было принято два — российской стороной и китайской. В этом случае университет получает два сертификата признания качества. Вузу это дает узнаваемость образовательных программ, их конкурентоспособность, привлекательность для азиатских стран. В первую очередь, для китайских абитуриентов. Я знаю, что в БФУ им. И. Канта обучается сейчас 8 китайских студентов — это первые ласточки, и признание программ со стороны Министерства образования Китая является очень мощным стимулом для привлечения талантливых студентов из Азиатско-Тихоокеанского региона. Там очень целеустремленные ребята, которые рассматривают российские вузы как основу и хорошую базу для получения фундаментального образования. БФУ им. И. Канта территориально находится в центре Европы, имеет обширные связи с европейскими вузами, но в то же время решает очень важные задачи по экспорту российского образования в азиатские страны. Очень радует, что университет проводит такую продуманную и взвешенную политику. Я думаю, что это очень хороший шаг для совершенствования образовательных программ и, в целом, качества образования в вузе. Важно отметить также, что процедура аккредитации проводилась по европейским стандартам, а значит, аккредитованные программы будут внесены в Европейский реестр аккредитованных программ. По направлению „Физика“ экспертов очень впечатлила вся материально-техническая база, и в первую очередь, научно-технологический парк „Фабрика“. Что касается программ по филологии, то эксперты отметили высокий уровень подготовки, комфортную среду в вузе, очень большую приверженность студентов и преподавателей тому делу, которому они служат, той атмосфере, в которой они работают и учатся».

   

1.jpg

2.jpg

Ирина Кукса, первый проректор — проректор по образовательной деятельности БФУ им. И. Канта:

«Для нас очень ценна оценка профессионалов. Решение принималось на заседании Национального аккредитационного совета под председательством академика Российской академии образования Виктора Александровича Болотова. В состав комиссий входят ведущие в России эксперты в области высшего образования. Экспертами, номинированные Центром по оценке высшего образования Министерства образования КНР, стали: Сунь Чао, профессор Хэйлунцзянского университета, доктор наук, декан Школы русского языка, член Российско-Китайского литературного сообщества; Ли Цзянган, профессор Шаньдунского университета, доктор наук, заместитель декана Школы иностранных наук, заведующий кафедрой русского языка; Ву Сяошань, профессор Нанкинского университета, доктор наук, заместитель декана Школы Физики, член Китайского физического сообщества; Джао Фули, профессор Университета Сунь Ятсена, доктор наук, профессор Школы Физики, заместитель декана Научно-исследовательского института высшего образования, исполнительный директор Оптического сообщества (провинция Гуандун). Очень ответственно представлять страну на международном уровне — ведь по образованию в отдельно взятом университете эксперты получают представление о национальной системе высшего образования. И поэтому высокая оценка, заслуженно полученная нашими образовательными программами, нас особенно вдохновляет. Рекомендации, которые сформулированы экспертами, очень конкретны и полезны. Они станут основой для наших планов развития не только аккредитованных образовательных программ, но и других, да и в целом — для корректировки нашей образовательной политики».
Ирина Кукса.jpg

6R1A9615_-_1_.jpg

Артем Юров, директор института физико-математических наук информцаионных технологий:

«Экспертизу проходили четыре образовательные программы уровня магистратуры направления подготовки „Физика“: Функциональные наноматериалы и современные технологии; Функциональные наноматериалы для оптики и фотоники; Функциональные наноматериалы для биомедицины; Функциональные наноматериалы для приложений энергетики. Все эти программы были созданы в рамках программы повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Соответственно, экспертиза была на уровне именно международных программ, по самому „гамбургскому счету“. Прямо скажем, ранее у нас не было опыта реализации подобных мероприятий, и то, что нашу работу оценили настолько хорошо, — чрезвычайно приятная новость. Нам, действительно, за короткий срок, удалось создать комплекс современных образовательных программ, отвечающих международным стандартам. Что сделало это возможным? Я полагаю дело тут в совпадении целого ряда фундаментальных обстоятельств. Во-первых, эти программы были инспирированы ведущими учеными с высоким международным рейтингом, во-вторых, по нашей инициативе, магистерские программы постоянно (с момента становления) проходили локальную экспертизу, проводимую группой ведущих мировых специалистов в области наноматериаловедения. Наконец, в-третьих, критическую роль сыграла огромная скорость развития этого направления в мире. Моя гипотеза такова: темп изменений настолько высок, что небольшие, но эффективные научные группы (вроде нашей группы из БФУ) способны оказаться в списке лидеров за очень короткое время. Это чрезвычайно интересное и неожиданное наблюдение. Если гипотеза верна, то можно сделать два вывода. Первый относится к прошлому и может быть сформулирован так: „мы попали в яблочко“, когда выбрали именно эти направления для развития. Второй относится к будущему: сейчас самое главное не сбавить темп и удержаться на плаву».

6R1A9432.jpg

Татьяна Цвигун, директор Института гуманитарных наук:

«Международная экспертиза образовательных программ позволила прежде всего нам самим увидеть сильные и перспективные стороны своей деятельности, и этот „взгляд извне“ крайне важен. В качестве наших приоритетов в международном образовательном контексте эксперты особо отметили сотрудничество всех заинтересованных сторон — от университетской администрации и преподавателей до студентов и работодателей — в определении целей и задач разрабатываемых магистерских программ, развитую систему академической мобильности и налаженную систему информирования студентов о ее возможностях, активное взаимодействие с региональными структурами, международные научные и образовательные коллаборации и др. В то же время, как подчеркнули эксперты, имеющийся у нас научно-образовательный потенциал может быть реализован не только в уже привычном нам европейском измерении, но и в ориентации на тихоокеанский регион. В целом же экспертиза помогла нам убедиться в том, что наше движение к созданию нового кластера интегрированных магистерских программ имеет серьезные международные перспективы. Вообще образование в области филологии сегодня всё больше настраивается на преодоление дисциплинарной закрытости, на выход за пределы привычных предметно-образовательных моделей и обретение новой „научной идентичности“. Такие разработанные институтом и внедренные в учебный процесс магистерские программы, как „Русский как иностранный: теория и практика преподавания“ и особенно „Цифровые технологии в гуманитарных исследованиях“, получившие высокую оценку со стороны международной экспертной комиссии, открывают перед выпускниками широкий спектр новых профессиональных возможностей».

БФУ фил_англ.jpg

БФУ фил_рус.jpg

Напомним, что работа комиссии по международной аккредитации образовательных программ с участием экспертов из ведущих российских и китайских образовательных организаций завершилась в БФУ им. И. Канта 22 ноября. Оценка качества программ подготовки носила не формальный, а содержательный характер: насколько получаемое образование соответствует ожиданиям работодателей и студентов, современным трендам в развитии образования и требованиям аккредитующего центра.

БФУ физ_англ.jpg

БФУ физ_рус.jpg