50 лет назад сотрудник Калининградского государственного университета (историческое название БФУ им. И. Канта) Виктор Сергеевич Рыжов создал в вузе кабинет-музей Иммануила Канта. Открытие площадки состоялось 1974 году в рамках конгресса, посвященного 250-летию со дня рождения философа. После работы в университете Виктор Сергеевич ушел строить карьеру адвоката и судьи по боксу. Однако в 2024 году кантианец узнал о Международном кантовском конгрессе, который посвящен 300-летию философа и выразил желание принять в нем участие.
Виктор Сергеевич посетил корпус БФУ на Университетской, и встретился со мной (Михаил Степанов, автор текста), чтобы рассказать, как это было 50 лет назад.
***
Я ждал Виктора Сергеевича на крыльце корпуса. Завидел его еще издалека — он радостно помахал мне, хотя ранее мы не виделись. Вероятно, меня выдал висящий на шее фотоаппарат. Он подошел ближе, и я увидел перед собой улыбающегося добродушного мужчину в светло-коричневом хорошем пальто, с завязанным шарфом горчичного цвета и ярких бордовых брюках. Пожав мне руку, он долго смотрел мне в глаза и не отпускал ее, продолжая расплываться в улыбке.
— Мне тогда было где-то 22 года. Я работал в университете в кабинете криминалистики. Я обучал студентов судебно-оперативной фотографии, осмотру мест происшествия, использованию средств для обнаружения следов преступления. Здесь был мой кабинет, а за той дверью кафедра философии и научного Коммунизма, где деканом был Даниил Максимович Гринишин. Он был одним из главных организаторов конгресса. После него Гринишин подарил мне памятную монету из ФРГ. Она чеканилась специально к 250-летию Канта. Еще до Конгресса в 1973 году мы с ним ходили к могиле возлагать цветы, которые взяли из ботанического сада, — вспоминает Виктор Сергеевич, идя вдоль коридора и указывая на двери. Порой он делает паузы, чтобы сориентироваться, ведь за 50 лет планировка немного изменилась.
Кроме создания музея, Виктор Рыжов занимался информационным сопровождением конгресса в качестве фотографа. Именно его фотографии попали в альбом, который был создан по итогам конгресса. В него в том числе вошли снимки музея.
Я для музея хотел нарисовать портрет Канта и поставить его в самой большой аудитории (нынешний актовый зал), но партийный организатор тогда ответила отказом. Сказали нарисовать портрет Ленина. Дело в том, что они с Кантом родились в один день — 22 апреля.
— Забавно.
— Не то слово. Пришлось нарисовать Ленина. Однажды, когда я писал портрет, ко мне зашел декан литературоведческого факультета Дмитровский и сказал: «Виктор, а почему у тебя Ленин такой суровый? Сделай его помягче, с доброй искринкой в глазах». И я нарисовал его так, что он чуть-чуть по-доброму смотрел. Взгляд моего Ленина не звал в космические дали, а был приземленным. Обком партии утвердил портрет, и он провисел в университете лет пятнадцать.
Во время работы над проектом мне однажды приснилось, что я рисую, а Ленин улыбается. В этот момент заходит Иммануил Кант и говорит: «Володя, придет время — тебя не будут встречать и чествовать. А я буду всегда. И в этом университете, и во всем мире». Такое видение у меня было.
Из альбома конференции, посвященной 250-летию Иммануила Канта: |
Одним из главных итогов конференции следует считать возросшие в среде университетской молодежи, аспирантов и преподавателей интерес к проблемам марсистско-ленинской философии, ее идейно-техническим источникам, к актуальным проблемам современной идеологической политики. |
— Я в детстве жил на Больничной улице — это недалеко от острова Канта. Мы часто с ребятами гуляли недалеко от его могилы. С родителями тоже туда ходил. Они мне рассказали, что там покоится философ. На момент подготовки к конгрессу, я не читал его работ. Но мне стало интересно, поэтому я прочитал научные работы о его философии, которые писал Даниил Максимович Гринишин, профессор Владимир Павлович Нажимов и профессор (тогда еще простой преподаватель) Виктор Павлович Прокофьев.
Как рассказывает Виктор Сергеевич, музей стал точкой притяжения молодежи в пропитанном идеологией университетском пространстве.
— Музей часто мешал учебному процессу, отвлекал студентов. Потому что повсюду была идеология коммунизма, а тут диковинка — Кант какой-то. Студенты вместо занятий проводили время в музее. С одной стороны, конечно, хорошо, что экспонаты музея потом передали в Кафедральный собор. Там умело воссоздана атмосфера. Но в то же время грустно, что музея в том виде, каким его создавали мы, уже нет — переживает Виктор Сергеевич.
— Почему вы хотите принять участие в кантовском конгрессе в 2024 году?
Я хочу быть причастным. Все-таки это наш земляк. К тому же, он был российским подданным. Да и по большому счету вся наша жизнь связана с Кантом. Я участвовал в конгрессе 50 лет назад, лично засвидетельствовал все происходящее. Мне, как человеку, который там был, важно побывать на «Кант300».
Из альбома конференции, посвященной 250-летию Иммануила Канта: |
В качестве серьезного достижения в ходе подготовительных мероприятий следует считать создание при КГУ кабинета-музея Иммануила Канта, экспонаты которого были пополнены за счет фондов областной библиотеки Калининграда, калининградских творческих союзов, библиотеки Вильнюсского университета, даров Института философии Академии наук СССР и отдельных лиц Москвы, Ленинграда и других городов СССР. |
В материале упоминаются
Ещё по теме
Личный кабинет для
Личный кабинет для cтудента
Даю согласие на обработку представленных персональных данных, с Политикой обработки персональных данных ознакомлен
Подтверждаю согласие