В рамках мероприятий по предупреждению распространения коронавирусной инфекции студенты БФУ им. И. Канта с 16 марта переведены на дистанционное обучение. Многие студенты и преподаватели рассматривают сложившуюся ситуацию как еще одну возможность проявить себя, освоить новые технологии и дистанционные формы, узнать что-то новое и поработать в необычных форматах. Профессор кафедры теории и истории государства и права БФУ им. И. Канта Светлана Лонская рассказала о плюсах и минусах онлайн-обучения, а также поделилась с преподавателями и студентами лайфхаками о том, как сделать дистанционное обучении максимально комфортным.

По мнению профессора, спорить о плюсах и минусах онлайн-обучения в настоящее время бессмысленно — выбора в наших обстоятельствах нет.

«Для меня очевидно, что информационные технологии настолько же перевернут образование, насколько это сделало изобретение книгопечатания или даже письменности в целом. Это ведь совершенно другая коммуникация, а образование существует только в коммуникативной среде. Меняется среда — меняется и образование. Главное, чтобы это не превратилось в цифровое неравенство, когда кто-то учится только по компьютеру, а кто-то получает элитарное образование, общаясь с преподавателем в аудитории. Человек — существо общественное; личный контакт, развитие эмоционального интеллекта — неотъемлемая часть нашего бытия. И сейчас, сидя дома, мы это особенно остро ощутим и поймем, если все продлится долго. Согласитесь, разглядывать картину „Последний день Помпеи“ на сайте Русского музея — это одно, а оказаться перед этим полотном в реальности — совершенно другое впечатление. Так и с образованием. Почувствуйте разницу. Всем коллегам желаю терпения и любопытства. И то и другое нам нужны, чтобы ответить на вызов со всей силой нашего интеллекта и опыта».

computer-1.jpg

Лайфхаки для преподавателей от Светланы Лонской:

1. В БФУ им. И. Канта есть своя электронная информационно-образовательная среда — LMS-3 Moodle и БРС. Сделайте эти ресурсы исходными узлами организации своего учебного процесса, через них направляйте студентов на нужные сайты, облачные ресурсы, формируйте рейтинг и оценки. Чтобы наш сервер не лопнул от объемов загружаемых материалов, много не размещайте на ЛМС и БРС напрямую, используйте сторонние ресурсы (преимущественно облачные) и делайте на них гиперссылки. Например, проверив задание в облачном ресурсе, в БРС переносите оценку, а в комментарии сделайте ссылку на облако.

2. Пересмотрите свой курс. От тематического планирования целесообразно перейти к еженедельному (на 2-3 недели вперед). Внутри недели надо выделить время для выполнения заданий самостоятельно и для онлайн-консультаций в режиме реального времени (в ЛМС — это форум объявлений или чат; можно через мессенджеры, соцсети, системы видеосвязи и т.д. — главное, чтобы было доступно всем). И везде — дедлайны! Например, с понедельника до 18.00 среды делаем задания (кто не сдал до 18.00 — тому ноль баллов в БРС), четверг — проверка, в пятницу с 10.00 до 11.30 — онлайн консультация. Видимо, придется нам всем освоить основы тайм-менеджмента и управления проектами. Если все работают дома, то это не означает, что все должны быть на связи 24 часа в сутки.

3. Поскольку всё приходится делать быстро, используйте только то, в чем освоились вы сами и студенты. Доступность (в пределах установленного графика) — основное. Отберите только те задания, которые можно перевести в электронную форму выполнения и проверки, опять же с учетом того, какими инструментами вы и студенты владеете и располагаете. Например, даже письменный экзамен можно провести через тестирование в БРС с помощью типа вопроса «свободный ответ», предварительно установив жесткое время выполнения. Поскольку я принимаю экзамен у студентов по форме «экзамен с открытой книгой», для меня такая электронная форма не страшна. Если хотите установить личность экзаменующегося, идите особым путем: принимайте как ответ загруженные сканы/фото выполненных от руки заданий.

Для разработки учебных материалов, заданий и совместной работы я использую:

genial.ly
learningapps.org
padlet.com

Также стоит присмотреться к:

classflow.com
miro.com
zoom.us
coreapp.ai

Отличные рекомендации дает Высшая школа экономики, всем советую изучить.

Подборка рекомендаций по e- learning, тайм-менеджменту и управлению проектами, а также удаленной работе:


Источник №1

Источник №2

Источник №3

hype-ru-nintchdbpict000264846110-1510164952-105.jpeg

Лайфхаки для студентов от Светланы Лонской:

1. Отсутствовать на занятиях и не думать об учебе можно успешно как в офлайн, так и в онлайне. Результат будет одинаков. Просто в условиях дистанционного обучения формы контроля становятся жестче. «Большой брат» ЛМС-БРС, не склонный к снисхождению и «вхождению в положение», теперь еще пристальнее следит и за вами, мои юные коллеги, и за нами, преподавателями. Поэтому приучаемся к самодисциплине и самоорганизации, учимся действовать в распределенной сети как команда и индивидуально, планируем свое время оптимально. Изучаем тайм-менеджмент.

2. Может быть технически мы и готовы к такому повороту событий, как переход на дистанционное обучение, а психологически, вероятно, нет. Поэтому помогайте друг другу, в том числе и своим преподавателям, потому что цель у нас общая: получить качественный учебный результат. Предлагайте технические решения, ищите новые форматы и ресурсы, интересные для вас. Будьте активнее. Методический опыт преподавателя плюс ваша продвинутость в IT могут дать потрясающий синергетический эффект. А вдруг потом всем так понравится, что в офлайн уже не захочется?

3. Этот форс-мажор учит нас быть ответственнее, самостоятельнее, активнее. Развивайтесь, не ждите, пока прозвенит звонок. А пока — послушайте (или пересмотрите) знаменитую речь Стива Джобса перед университетскими выпускниками, это, знаете ли, хорошо мотивирует.