C 16 марта 2020 года БФУ им. И. Канта полностью ведет обучение в электронной образовательной среде. Этот период стоит использовать для модернизации применяемых технологий и методов обучения и полной реконструкции учебных и методических материалов дисциплин в соответствии с электронными формами обучения. В институте образования БФУ им. И. Канта отмечают, что простой перевод традиционных форм (лекция, семинарского занятия) в онлайн режим — это не выход из ситуации. Необходимы абсолютно новые форматы учебно-методического взаимодействия в цифровой образовательной среде, возможности которой позволяет эффективно и быстро перейти в систему индивидуального образовательного маршрута.

Александра Зёлко, руководитель социально-педагогической проектной лаборатории «Проектный инкубатор» института образования:

"Переход на дистанционное обучение мы рассматриваем как еще один проект, причем не только с прикладной точки зрения, но и с научной. Что для преподавателя значит работать дистанционно? Прежде всего, это пересмотр своей роли: теперь преподаватель — это наставник. Модели наставничества активно разрабатываются и апробируются на базе Лаборатории. Если меняется роль, то меняется и наполнение: функции, компетенции, проявление личностных особенностей. Уже не актуально выступать как «говорящая голова», хоть и из монитора, нужно продумывать другие формы работы.

Здесь могут помочь следующие действия:

1. Мониторинг существующих онлайн курсов и платформ по дистанционному обучению на перечисленных коллегами ниже платформах — какой-то курс, может, и не заменит всю дисциплину, но он будет посвящен одной из изучаемых тем.
2. Разработка собственного курса. Удобно это делать на stepik.org. Платформа Zoom сейчас очень популярна для проведения вебинаров, так как открыт доступ к бесплатному использованию. Но здесь важно решить, чем удобнее пользоваться именно вам. В интернете сейчас много обзоров по достоинствам и недостаткам тех или иных ресурсов.
3. Оценка своих возможностей: имеется ли в арсенале ноутбук или компьютер с видеокамерой и хорошим интернетом, наушники и микрофон, нет ли конфликта у браузера и выбранной платформы и т.д. Удобно использовать мобильные приложения вебинарных платформ.
4. Проработка вариантов домашнего задания. Это важно сделать сразу, так как если не до конца продумать прием и учет работ студентов, то процесс может затянуться во времени. Хорошо, если содержание дисциплины позволяет больше привлекать студентов и мотивировать их на активную обратную связь.

У нас в лаборатории реализуются курсы вожатской деятельности. Это трудоемкая подготовка, так как по ее результатам молодые люди отправляются работать в загородные оздоровительные лагеря и центры. Мы опираемся на изложенные выше идеи: так, для занятий мы уже используем разработанные нами темы на stepik:

1)  Курс подготовки вожатого
2)  Девиантное поведение
3) Личность вожатого и коммуникативная культура вожатого

1.jpg

 Мы также с удовольствием пользуемся разработками общественных организаций, которые активно используют вебинары в своей работе. Это и Российские Студенческие Отряды, и организации, занимающиеся поддержкой специалистов помогающих профессий.

2.jpg

Разумеется, на сайте kantiana.ru предоставлены в открытом доступе разработанные в лаборатории учебно-методические пособия, а также документы, которые необходимы для погружения в курс.

e44ee7cbbc916379ece9f5cfe8b53c50.jpg 

Для интерактивной работы, которая так важна в подготовке вожатых, мы используем проектный подход, который позволяет нам находиться с ребятами на связи, а им — упражняться для развития необходимых компетенций. Так, мы уже давно используем приложение Trello. Это удобный инструмент для работы с командами.

4.jpg

Кроме того, молодые люди упражняются в создании настольных игр, и уже работают над созданием игрового поля:

5.jpg

А также мы используем в работе интеллект-карты, которые позволяют ребятам дорабатывать свой продукт в соответствии с необходимыми условиями, например, спецификой лагеря, и т.п.

6.jpg

В итоге нашей работы планируется создание канала на Ютубе для прикрепления студентами домашних заданий, которые необходимо будет выполнить в видеоформате (например, «игровая эстафета»), там же разместим мастер-классы, которые мы уже разрабатываем вместе с магистрантами в разделе «Коллективное творческое дело».

Конечно, мы не забываем и про воспитательную функцию работы со студентами. Сотрудники Лаборатории находятся на постоянной связи со студентами и слушателями в социальных сетях и оказывают педагогическую поддержку, направленную на оказание превен¬тивной и оперативной помощи студентам в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, успешным продвижением в обучении, эффективной деловой и межличностной коммуникацией, жизненным самоопределением

Ксения Полупан, руководитель Службы обеспечения образовательного процесса, доцент Института образования:

"Цифровая трансформация жизнедеятельности современного человека создает совершенно новые модели и пути образования. Традиционная модель 4-6 летнего обучения в университете теряет свою актуальность и меняется на обучение в течении всей жизни — «пожизненную» модель обучения. Университет должен в первую очередь создать такие условия, где у обучающихся формируются навыки цифровой навигации, рассматривающиеся в качестве способности будущих выпускников функционировать в сфере занятости и в обществе в целом. Основными свойствами образовательной системы в цифровых условиях (не в условиях их внедрения, а в условиях их функционирования) являются гибкость, индивидуализированность и масштабируемость.

Данные свойства обеспечивается различными типами построения индивидуальной образовательной программы студента:
  
 — модульной (встраивание в готовую программу модулей «по желанию» студента);
 — матричной (конструирование структуры образовательной программы в соответствии со спецификой будущей профессиональной деятельности и потребностями обучающегося);
 — персональной (создание образовательной программы под индивидуальный набор компетенций обучающегося).

 Цифровые условия реализации программ высшего образования во всем мире создают возможности для формирования: моделей виртуального обмена и смешанной мобильности; новых моделей гарантии качества образования в мировом образовательном пространстве; нового вида поведения и деятельности всех участников образования.

  Педагогическими механизмами быстрого «входа» в ситуацию мы видим в создании и реализации:

 — новых форматов образовательного процесса, в организации которых обучающиеся принимают непосредственное участие (виртуальные лаборатории, виртуальные симуляторы, он-лайн кафедры и т.п.);
 — цифровой образовательной среды университета, обеспечивающей эффективные формы взаимодействия обучающегося с преподавателями, улучшающие их коммуникацию и создающие многочисленные петли обратной связи между обучающимися м преподавателями (отслеживание процесса формирования компетенций, внесение корректировок и изменений в образовательный контент, организация всех видов активностей обучающегося, не только учебной, но и внеучебной; работа на формировние персонального портфолио обучающегося и др.)

Оксана Локша, директор Центра непрерывного психолого-педагогического образования Института образования:

"В педагогике есть утверждение, что нет технологий, которые не учат. Главное — как их использовать. Я помню всего год назад на педагогическом форуме института образования разгорелась жаркая дискуссия о необходимости внедрения дистанционных технологий в учебный процесс. Мнения разделились 50/50. И вот в современных реалиях перед нами уже не возможность, а жёсткая необходимость. Лично я полагаю, что во многом для всей системы образования — это может стать необходимым толчком и поможет преодолеть некоторую инертность и консерватизм.

Для своих студентов-второкурсников Института образования, изучающих дисциплину «Практический курс первого иностранного языка», я подобрала курс с платформы www.coursera.com. Надо сказать, что большая часть контента на время дистанционного обучения была открыта для бесплатного доступа. Естественно, мне пришлось не только выбрать курс, но и пройти его самой, перед тем, как принять решение о его соответствии содержанию программы дисциплины. Курс рассчитан на пять недель и содержит различные виды заданий — видео, материал для самостоятельного изучения, тесты, итоговую письменную работу. Интересно отметить, что минимальный порог прохождения теста — 70%. Для координации работы группы и необходимых консультаций была создана группа в мессенджере. Итоговый контроль пройдёт в виде он-лайн конференции. Я уверена, что такая форма работы будет полезным новым опытом для моих студентов. Им, как будущим учителям, без современных технологий в работе точно не обойтись.

5db8b28f5457ddd02c97f27133a81536.jpg

Светлана Конюшенко, профессор Института образования:

«Образовательный процесс в режиме on-line требует перестройки как преподавателя, так и студента. Для института образования такая цифровая трансформация — это еще и способ научить студентов будущих педагогов применять дистанционные технологии в процессе обучения учеников. Наверное, именно этим, мы отличаемся от наших коллег из других институтов университета. Мы не только ответственны за качество on-line обучения по своим дисциплинам, но и должны стать примером для студентов как перевести образовательный процесс в режим онлайн в условиях форс-мажора.

Хорошо, что в университете есть и активно используются преподавателями система электронного образовательного контента — www.lms-3.kantiana.ru и автоматизированная информационная система балльно-рейтинговой оценки успеваемости и качества обучения — www.brs.kantiana.ru, т.к. именно здесь преподаватели могут размещать образовательный контент (текстов лекций, практических заданий и др.) по дисциплинам и имеют возможность оценить выполненные задания.

Главное, на наш взгляд, — не потерять связь со студентами, найти способы мотивации и поддержки. Первое на что мы обратили внимание — это на формирование у студентов понимания, что дистант требует ответственного отношения и должен быть результативным, причем студент сам заинтересован в подтверждение уровня освоения дисциплины.  Во-вторых, мы совместно со студентами выбрали платформу образовательной коммуникации. Если занятие проходит в режиме online, то используются возможности платформ Skype, Zoom, Google HangOuts, которые позволяют вести дискуссию или использовать свой рабочий стол и проводить трансляцию занятия.

В-третьих, если реализуется асинхронный режим обучения, то содержание образовательного контента дисциплины структурируется и добавляются ресурсы: массовые открытые онлайн-курсы (МООС) в полном объеме или частично, материалы информационной базы издательства ЮРАЙТ, видеоматериалы с канала youtube, а также используются возможности инфографики, способствующие повышению когнитивной компетенции студентов.

О цифровой трансформации образовательного процесса говорилось давно, и многие преподаватели для организации индивидуальных консультаций уже использовали мессенджеры (Viber, Whatsap) и ресурсы социальных сетей, в которых „живут“ наши студенты. Поэтому перестройка учебного процесса проходит спокойно и сложности преодолеваются совместными усилиями. В целом преподаватели имеют представления о процедуре дистанционного обучения и инструментов оценки образовательных результатов».

Елена Алексеева, доцент Института образования:

«Перестраивая свою работу под новые реалии, мы ушли в цифровую среду, интернет-платформы и онлайн-сервисы. Для проведения лекций, практических и лабораторных занятий в дистанционном формате нужны сервисы. Самым доступным оказался широко известный, простой и понятный инструмент — Скайп. Скайп позволяет проводить видео- и аудиозвонки. В групповых звонках участвует вся группа студентов. Практические занятия проходят комбинированно, это групповой видеозвонок по Скайпу и использование заданий, выложенных преподавателем в БРС, такое сочетание оказалось очень удобным в плане обратной связи (студенты прикрепляют свои решения, ответы, преподаватель тут же их проверяет, по скайпу консультирует студента). Мы так же активно используем социальные сети для прямого включения. Такая возможность есть Контакте, Facebook, Instagram. В социальных сетях уже есть студенты, их не нужно скачивать и устанавливать на компьютер, — трансляции смогут подключиться любые желающие из списка друзей. Организовывая самостоятельную работу студентов в нынешней обстановке, активно применяем Онлайн курсы, представленные на таких образовательных площадках, как „Открытое образование“, „Лекториум“, „Степик“, „Лектори“».