В БФУ им. И. Канта в прошлом году открылась новая магистерская программа «Экспериментальная лингвистика и искусственный интеллект», направление 45.04.02 «Лингвистика». На нее поступили студенты из разных стран и городов: Калининграда, Пскова, Архангельска, Петрозаводска, Липецка, Джамбула, Новочеркасска, Баймака, Темиртау, Вильнюса и Боготы. Столь широкая география подчеркивает растущий интерес к междисциплинарным лингвистическим исследованиям и привлекательность программы, ориентированной на современную научную повестку.
Создание новой магистерской программы укрепило роль Высшей школы лингвистики БФУ как кузницы научных кадров, где формируются компетентные специалисты, способные работать на стыке гуманитарного и технологического направлений. За время обучения магистранты продемонстрировали высокую мотивацию и готовность осваивать комплексные задачи, связанные с программированием, обработкой данных и статистическими методами анализа лингвистических данных, а участие студентов в реальных научных проектах позволило им быстро выйти на уровень самостоятельных исследовательских инициатив.
В рамках учебной педагогической практики магистранты провели занятия для первокурсников по дисциплине «Стратегии личностно-профессионального развития». Магистранты рассказали о том, чем занимается современная экспериментальная лингвистика, как организована научная работа в магистратуре и ответили на многочисленные вопросы аудитории. Подобный формат позволил студентам младших курсов узнать о реальных примерах научной деятельности, лучше понять возможные траектории своего развития в профессии и почувствовать причастность к академическому сообществу. Несколько студентов-первокурсников примут участие в экспериментальных проектах магистрантов, что станет первым шагом к их будущей исследовательской деятельности.
Этот позитивный опыт взаимодействия послужил основанием для расширения данной инициативы. Во втором семестре будет организована серия лекций для студентов четвертого года обучения в рамках дисциплины «Этика профессии». Предполагается, что подобные мероприятия помогут выпускникам ориентироваться в научных возможностях университета, познакомят их с актуальными направлениями исследований и будут способствовать формированию профессиональной идентичности. В дальнейшем планируется сделать подобные встречи регулярной частью образовательного процесса, укрепляя преемственность и развивая исследовательскую культуру среди студентов-лингвистов.
| Елизавета Шевченко, директор Высшей школы лингвистики: |
| Для Высшей школы лингвистики принципиально важно знакомить студентов-лингвистов с реальными примерами исследований по новейшим направлениям развития лингвистики. Опыт взаимодействия магистрантов со студентами младших курсов убедительно показал, что живая коммуникация значительно повышает интерес к науке и помогает студентам лучше понимать перспективы лингвистического образования. Подобные встречи позволяют увидеть, как лингвистика становится частью крупных технологических процессов и какие возможности открываются перед будущими специалистами. Мы планируем расширять этот формат и активно включать его в образовательный процесс на регулярной основе, стимулируя исследовательскую активность на всех этапах обучения. Такие инициативы повышают академическую культуру и способствуют формированию сильного и мотивированного профессионального сообщества, обеспечивая научную преемственность поколений. |
| Елена Боярская, научный руководитель программы: |
| Открытие программы подтвердило устойчивый интерес студентов к междисциплинарным исследованиям, выполняемым на стыке лингвистики и технологий искусственного интеллекта. Особое внимание уделяется тому, чтобы магистранты во время обучения осваивали самые современные методы анализа данных и приобретали навыки работы с инструментами, востребованными в научной и профессиональной среде. Мы видим у студентов зрелый исследовательский подход и готовность включаться в полноценные научные проекты. В рамках программы и далее будут поддерживаться все инициативы, направленные на профессиональный рост студентов. |
| Евгения Фонова, руководитель практики: |
| Учебная педагогическая практика — это первые шаги студентов к профессиональной деятельности в качестве преподавателей университета. Рассказать простыми словами о такой сложной науке как экспериментальная лингвистика для обучающихся первого курса, чтобы заинтересовать их в профессии, замотивировать к осознанному освоению теоретических и практических дисциплин несомненно важно как для начинающих лингвистов, так и для магистрантов. Наша цель — развивать научную лингвистическую школу в университете, а для этого необходимо постоянно ее подпитывать новыми кадрами, как педагогическими, так и исследовательскими. Очень надеемся увидеть среди выпускников программы будущих звезд экспериментальной лингвистики, готовых делиться полученными знаниями в стенах alma mater, зажигая свет в глазах молодых поколений лингвистов. |
| София Дылейко, староста 1 группы, 1 курс (лингвистика, перевод и переводоведение): |
| Занятие было очень интересное! Студенты захватывающе рассказывали о своем обучении, было видно, что им действительно нравится учиться на экспериментальной лингвистике. Я даже не подозревала, что лингвистика может быть связана с программированием и психологией. Мои однокурсники тоже остались впечатлены рассказом. Теперь мы знаем, что наше обучение в БФУ не заканчивается на получении базового высшего образования, нас ждет увлекательное продолжение в магистратуре в контексте экспериментальной лингвистики. |
В материале упоминаются
Личный кабинет для cтудента
Личный кабинет для cтудента
Даю согласие на обработку представленных персональных данных, с Политикой обработки персональных данных ознакомлен
Подтверждаю согласие