Все чаще на удочку телефонных мошенников попадаются не только пенсионеры, но и молодые люди. Недавно на региональном портале «Клопс» вышла публикация о том, как аферисты больше месяца «обрабатывали» 20-летнюю калининградку. Девушка взяла кредит и продала квартиру, отдав деньги злоумышленникам, а родители выложили «выкуп» за пропавшую дочь.
Ежедневно в СМИ появляются заголовки об очередной жертве мошенников, а правоохранительные органы регулярно предупреждают население о все новых уловках и схемах обмана. Как у мошенников получается обманывать людей, рассказала доцент Высшей школы образования и психологии БФУ им. И. Канта, кандидат психологических наук Инна Карась.
Внушаемая личность
Мошенники манипулируют человеком, влияют на его сознание. Что такое манипуляция — это скрытое управление человеком с целью достижения выгоды. Легко на эту удочку ведутся личности с высокой степенью внушаемости и слабой информированностью о проблеме, |
отмечает психолог. |
Эмоциональные «приемчики»
Злоумышленники умеют эмоционально «заражать» собеседника: спрашивают, какая сегодня погода, как проходит рабочая пятница перед выходными и т.д.
Это прием разговорить человека, присоединиться к какому-то переживанию, а дальше перехватить инициативу и уже давать установки в беседе. Человек постепенно соглашается с голосом на том конце провода, идет на какие-то уступки, |
отмечает Инна Карась. |
Для того, чтобы выманить крупную сумму нужно вести человека долго — несколько часов, дней или даже месяцев. Это делает группа людей. Жертву буквально передают из рук в руки и находятся с ней в постоянном контакте, не оставляют в одиночестве, |
предупреждает эксперт. |
Страх убивает рассудительность
В сознании жителей нашей страны выработались определенные поведенческие модели, когда мы слышим по телефону: «это следователь по особо важным делам», «это полиция» или это «федеральная служба безопасности». Мошенники запугивают мнимыми статьями из Уголовного Кодекса. Быстро говорят, эмоционально напирают, спекулируют юридическими терминами и знаниями. Еще мошенники используют апелляцию к авторитету, например, ссылаются на начальство, руководство. Многие могут растеряться. И человек вот уже готов сотрудничать с целью, конечно, защиты себя, вдруг «мало ли что» |
Культурные традиции и неумение говорить «нет»
Аферисты пользуются тем, что людям неудобно отказать в разговоре, стыдно показаться в чем-то некомпетентным, не оказать содействие правоохранительным органам.
Со стороны мошенников идут прямые угрозы с суггестией — это психологическое воздействие на сознание человека, при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок. В таких ситуациях нужно пересматривать привычную вежливость и традиции. Человеку неудобно, стыдно положить трубку. А чем дольше длится разговор, тем сложнее будет это сделать. Если вы почувствовали что-то подозрительно, неприятное, не игнорируйте это чувство в себе. |
Как вести себя правильно?
Психолог настоятельно рекомендует научиться держать паузу в разговоре, обдумывать сказанное, управлять своими эмоциями — иначе их всплеск не даст сосредоточиться и принять разумное решение.
![]() |
Инна Карась, доцент Высшей школы образования и психологии БФУ им. И. Канта |
Страх, стыд, вина — это мишени воздействия манипуляторов. Поэтому каждому бы не мешало в этих состояниях разобраться. Какими мысленными конструкциями подпитываются эти эмоции? Например, «если я скажу нет, то я буду плохим человеком», или «если я скажу нет, то меня подвергнут наказанию». А применимо ли это убеждение во всех случаях жизни?. |
Личный кабинет для cтудента
Личный кабинет для cтудента
Даю согласие на обработку представленных персональных данных, с Политикой обработки персональных данных ознакомлен
Подтверждаю согласие