Гаджет становится своеобразным придатком мозга
Ирина Симаева, доктор психологических наук, профессор института образования БФУ им. И. Канта: |
Современные гаджеты — очередной скачок современной технократической цивилизации. Компактные электронные устройства за последние несколько лет проникли практически во все сферы нашей жизни. Они слышат, видят, рассказывают и подсказывают, показывают видео, играют, считают, отвечают на вопросы, показывают время и выполняют ещё много разных дел, без которых дети раньше легко обходились. Гаджеты — отличные универсальные инструменты для коммуникации и развлечения, использование которых позволяет ребенку соответствовать темпу и характеру современной жизни, и отрицать их значение для детей — бессмысленно |
Ирина Симаева: |
Что касается влияния на психику, я бы отметила в первую очередь риск замещения или искажения гаджетами развития высших психических функций: памяти, мышления, воображения, речи, внимания. Долговременная память ребенка перемещается в гаджет, без которого он не может извлечь необходимую информацию. Гаджет выполняет за ребенка математические операции, анализирует историю и литературу, рисует картинки и схемы и т.д. Фактически он становится своеобразным придатком мозга, без которого в последующем ребенок будет затрудняться адаптироваться в обществе и пространстве, критически относиться к событиям и людям. |
Ирина Симаева: |
Мы не говорим сейчас о зависимости от гаджетов. Это — отдельная тема. В отсутствии контроля со стороны взрослых гаджет становится не только источником информации, но замещает авторитетного взрослого и настоящих друзей, устанавливает нормы поведения и предписывает ценности и убеждения. В частности, под влиянием блогеров самого разного уровня, сетевых сообществ, преследующих далеко не всегда одобряемые законом и обществом цели, искажается восприятие и понимание ценностей, других людей, возникают угрозы не только для эмоционального и социального развития, но и реальные риски для жизни. Да, мы привыкли к тому, что цифровизация проникла в нашу жизнь, и начинается это в раннем возрасте. Да, использование гаджетов вполне оправдано в образовательных учреждениях: детям показывают видео, присылают материалы в электронном виде, школьники занимаются с репетиторами через Skype. На YouTube много обучающих роликов, которые пробуждают в детях интерес к творчеству. Да, ребенок сидит дома, а не пропадает на улице в непонятных компаниях. |
Ирина Симаева: |
Словом, гаджеты — великолепный прогрессивный инструмент, и задача взрослых — контролировать его применение детьми для поиска информации и обучения в надежных источниках. А еще — не позволить им заменить семью и друзей в реальном мире |
Гаджеты — дополнение мира, а не способ его создания
Максим Кожемякин, психоаналитик, доцент института образования БФУ им. И. Канта: |
Чуть более ста лет назад З. Фрейд показал, что одним из условий психического здоровья является возможность переживать и реализовывать человеческие желания. Современный философ психоаналитического толка С. Жижек утверждает, что в настоящем картина изменилась на противоположную — чтобы быть психически и психологически здоровым нужно уметь не желать. Что в такой постановке вопроса представляют гаджеты для детей? Это — изобретения, которые всё время меняются, технически совершенствуются, создавая условия для новых возможностей использования: потрясающую воображение графику игр, новые социальные сети, фильтры для фотокамеры, редакторы изображений и т.д. Гаджет словно сообщает: «Желай меня! Смотри, какие новые возможности я даю!» Стоит ребёнку не устоять один-два раза, и дальше это желание захватывает, погружая его в мир, скорее, воображаемый, чем реальный. |
Максим Кожемякин: |
Если мы наблюдаем использование гаджетов детьми в таком разрезе, то очевидно, что риск не адаптироваться к реальности возрастает, что выражается в депрессии, повышенной тревожности, разного рода зависимостях, психопатии и прочем. С другой же стороны, если применять концепты воображаемого и реального к гаджетам, то последние в реальном их измерении — высокотехнологичные средства и не более того. Они упрощают доступ к познавательной информации, досугу, коммуникациям, хобби, являясь дополнением мира, а не способом его создания. Если удается отстоять такое понимание, то вот этой путаницы реального и воображаемого не происходит — вещь остается вещью |
Личный кабинет для cтудента
Личный кабинет для cтудента
Даю согласие на обработку представленных персональных данных, с Политикой обработки персональных данных ознакомлен
Подтверждаю согласие