«Фестиваль «NAUKA O+» — один из самых масштабных социальных проектов в сфере популяризации науки, инноваций и профессии ученого в России. Крайне удачно, что формат мероприятия массовый, открытый и доступный. «NAUKA O+» нацелен, прежде всего на то, чтобы понятным языком рассказать о том, чем занимаются ученые. БФУ им. И. Канта, как и многие университеты страны, в рамках этого всероссийского фестиваля открыл свои двери для каждого, кто хочет познакомиться с успехами науки, получить информацию о передовых и прорывных исследованиях от тех, кто их ежедневно реализует».
“В лекции по психологии креативности рассказывалось о том, как важно находить оригинальные решения и отклоняться от традиционных схем мышления. Креативность называют навыком XXI века не случайно: сегодня мы понимаем, что именно креативные, хотя зачастую и очень простые идеи могут привести не просто к решению проблемы, но и даже спасти чью-то жизнь. Однако, если это так важно, почему нас этому так мало учат? На этот вопрос дает ответы французский профессор Тодд Любарт. Он еще в начале века говорил об опасности чрезмерного применения конвергентного мышления в образовании. Поэтому мы разобрали ряд практик, которые способствуют развитию креативности и увидели на примерах, как рождается тот самый «Ага!-момент». Еще мы посмотрели, как выглядят произведения искусства, созданные искусственным интеллектом в результате работы двух соревнующихся систем нейросети: генератора и дискриминатора. И кстати во время вопросов эта тема была поднята в зале. Молодой человек спросил меня: «Если нейросети уже умеют креативить за нас, не разучимся ли мы этому»? Свою лекцию я закончила мыслью Марка Твена: «Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда ты понял зачем!».
“Мы испытываем различные эмоции каждый день на протяжении всей жизни. Одни эмоции помогают нам жить, в то время как другие мешают общаться и лишают нас мотивации. В ходе моей мини-лекции мы разобрали, что же такое эмоции, с точки зрения нейробиологии, где в мозге они зарождаются, зачем они нужны и нужно ли их контролировать. Как чрезмерные эмоции могут превращаться в болезни и расстройства психики, каким образом можно их контролировать . А также поговорили об экспериментальных методах лечения депрессии, тревожного расстройства, фобий и патологической агрессии".
“Философ — что ты такое? Есть несколько гипотез. Говорят, что первым себя назвал философом Пифагор. Его спросили — часом, не мудрец ли он? И он ответил — что вы! Мудр только Бог, я же только стремлюсь к мудрости. Поэтому я любомудр, то есть, по-гречески, философ. Сократ говорил: я знаю, что ничего не знаю. Но другие не знают и этого. В основе философии лежит дух сомнения, а дух всезнайства с духом сомнения несовместим. Философия начинается с Фалеса Милетского — первого европейского геометра и математика. Затем был Пифагор и многие-многие другие философы. А весь современный мир — мир строгой науки, сложных машин, двоичной логики — придумал рационалист Готфрид Вильгельм Лейбниц. Пожалуй, его можно считать архитектором современной цифровой реальности. Ну а логика, на которой работают все компьютеры, была изобретена тоже философами. Эта сфера активно развивается до сих пор. Философия круче науки! Она до сих пор предписывает науке её цели, методы и критерии истины. Почему? Всё просто. Науку придумали философы. Изначально она возникла как философское учение об окружающем мире ещё в древней Греции. Однако фактически в том виде, в котором нам сегодня известна наука, её создали философы Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт. Они придумали, как извлекать научное знание. Но важно даже не то, что они изобрели научный метод. Можно придумать сколь угодно хорошую штуку, но умереть непризнанным гением. Важно ещё и то, что философы, заложившие основы науки, обладали административным ресурсом. Фрэнсис Бэкон был вторым человеком в Англии после короля. Рене Декарт был государственным деятелем, дипломатом. Лейбниц тоже. Политическая деятельность этих философов сыграла не последнюю роль в становлении науки как самостоятельной сферы”.
“Профессиональный путь каждого человека — то, о чем интересно говорить. Уверена, что все интересующиеся наукой представляют ту или иную ее область на примере конкретного ученого-вдохновителя, многие читают биографии и ищут в них советы для себя. Я рассказала о том, как я стала орнитологом, и что особенного и актуального с научной точки зрения в ходе этого становления удалось узнать. Я с большим удовольствием поделилась своим опытом, рассказав о некоторых аспектах из «личной жизни» большого баклана. Эта симпатичная рыбоядная птица — объект моего пристального внимания и известный «провокатор» общественности: крупный, живет многотысячными колониями, питается рыбой — а не нужно ли с ним бороться?! И как понять, насколько он плох или хорош. Об этом и многом другом мы поговорили с многочисленной зрительской аудиторией в ходе лекции. Благодарю организаторов и всех гостей”.
“В лекции речь шла о том, почему социальные сети – это характерная черта современного общества потребления, что за этим стоит. За основу своего анализа я взял теорию макдональдизации. Ее автор убедительно показал, каким образом принципы работы сети «Макдональдс» могут быть успешно адаптированы социальными институтами с целью развития большей эффективности и рациональности. Но автор — Джордж Ритцер — обращает внимание и на обратные стороны этого процесса, предостерегая общество от дегуманизации, то есть девальвации ценностей человеческого труда и кризиса духовных отношения. На примере социальных сетей я показываю, как наша жизнь становится, действительно, более комфортной, предсказуемой, но в то же время мы встаем перед фактом новых угроз дегуманизации, которые приготовило нам общество потребления в лице социальных сетей. Значимость этой темы в переосмыслении роли социальных медиа и в необходимости вдумчивого отношения к новым технологиям. Поднимая эти проблемы, мы задаем важный вопрос: как меняется общество, социальные отношения и сам человек в эпоху потребительского изобилия и технологического бума”.
Личный кабинет для cтудента
Личный кабинет для cтудента
Даю согласие на обработку представленных персональных данных, с Политикой обработки персональных данных ознакомлен
Подтверждаю согласие