19 октября в БФУ им. И. Канта состоялся Всероссийский фестиваль науки NAUKA 0+. В этом году БФУ им. И. Канта проводил фестиваль на двух площадках — в детском технопарке «Кванториум» и корпусе Института живых систем (ул. Университетская, 2).

«Nauka 0+» — всероссийский фестиваль науки, ежегодно проводимый с 2013 года. Фестивали науки рассчитаны на самую широкую аудиторию. Цель проведения — понятным и доступным языком рассказывать, что такое наука, чем занимаются ученые, как научный поиск улучшает качество жизни, какие перспективы он открывает современному человеку. Мероприятие этого года было посвящено великому русскому ученому Дмитрию Ивановичу Менделееву и советскому и российскому механику и математику С.А. Чаплыгину.

Региональная площадка фестиваля NAUKA 0+ была подготовлена Центром студенческой науки БФУ им. И. Канта.

6R1A6446.jpg

Максим Демин, и.о. проректора по научной работе БФУ им. И. Канта:

«Фестиваль „NAUKA O+“ — один из самых масштабных социальных проектов в сфере популяризации науки, инноваций и профессии ученого в России. Крайне удачно, что формат мероприятия массовый, открытый и доступный. „NAUKA O+“ нацелен, прежде всего на то, чтобы понятным языком рассказать о том, чем занимаются ученые. БФУ им. И. Канта, как и многие университеты страны, в рамках этого всероссийского фестиваля открыл свои двери для каждого, кто хочет познакомиться с успехами науки, получить информацию о передовых и прорывных исследованиях от тех, кто их ежедневно реализует».

В рамках фестиваля прошли мастер-классы сотрудников Кванториума («Виртуальные миры», «Основы медиатехнологий», «Создание макетов с помощью 3D-ручки»), выставка институтов БФУ им. И. Канта, где каждый желающий мог познакомиться с интересующими институтами и направлениями подготовки в университете, а также конференция в стиле TEDx.

6R1A6452.jpg

Александра Зелко, лекция «Психология креативности»:

"В лекции по психологии креативности рассказывалось о том, как важно находить оригинальные решения и отклоняться от традиционных схем мышления. Креативность называют навыком XXI века не случайно: сегодня мы понимаем, что именно креативные, хотя зачастую и очень простые идеи могут привести не просто к решению проблемы, но и даже спасти чью-то жизнь. Однако, если это так важно, почему нас этому так мало учат? На этот вопрос дает ответы французский профессор Тодд Любарт. Он еще в начале века говорил об опасности чрезмерного применения конвергентного мышления в образовании. Поэтому мы разобрали ряд практик, которые способствуют развитию креативности и увидели на примерах, как рождается тот самый «Ага! -момент». Еще мы посмотрели, как выглядят произведения искусства, созданные искусственным интеллектом в результате работы двух соревнующихся систем нейросети: генератора и дискриминатора. И кстати во время вопросов эта тема была поднята в зале. Молодой человек спросил меня: «Если нейросети уже умеют креативить за нас, не разучимся ли мы этому»? Свою лекцию я закончила мыслью Марка Твена: "Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда ты понял зачем! ".

Александр Богданов, лекция "Мы управляем эмоциями или эмоции управляют нами? ":

«Мы испытываем различные эмоции каждый день на протяжении всей жизни. Одни эмоции помогают нам жить, в то время как другие мешают общаться и лишают нас мотивации. В ходе моей мини-лекции мы разобрали, что же такое эмоции, с точки зрения нейробиологии, где в мозге они зарождаются, зачем они нужны и нужно ли их контролировать. Как чрезмерные эмоции могут превращаться в болезни и расстройства психики, каким образом можно их контролировать . А также поговорили об экспериментальных методах лечения депрессии, тревожного расстройства, фобий и патологической агрессии».

6R1A6580.jpg

Валентин Балановский, лекция "Философ: что ты такое? ":

«Философ — что ты такое? Есть несколько гипотез. Говорят, что первым себя назвал философом Пифагор. Его спросили — часом, не мудрец ли он? И он ответил — что вы! Мудр только Бог, я же только стремлюсь к мудрости. Поэтому я любомудр, то есть, по-гречески, философ. Сократ говорил: я знаю, что ничего не знаю. Но другие не знают и этого. В основе философии лежит дух сомнения, а дух всезнайства с духом сомнения несовместим. Философия начинается с Фалеса Милетского — первого европейского геометра и математика. Затем был Пифагор и многие-многие другие философы. А весь современный мир — мир строгой науки, сложных машин, двоичной логики — придумал рационалист Готфрид Вильгельм Лейбниц. Пожалуй, его можно считать архитектором современной цифровой реальности. Ну а логика, на которой работают все компьютеры, была изобретена тоже философами. Эта сфера активно развивается до сих пор. Философия круче науки! Она до сих пор предписывает науке её цели, методы и критерии истины. Почему? Всё просто. Науку придумали философы. Изначально она возникла как философское учение об окружающем мире ещё в древней Греции. Однако фактически в том виде, в котором нам сегодня известна наука, её создали философы Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт. Они придумали, как извлекать научное знание. Но важно даже не то, что они изобрели научный метод. Можно придумать сколь угодно хорошую штуку, но умереть непризнанным гением. Важно ещё и то, что философы, заложившие основы науки, обладали административным ресурсом. Фрэнсис Бэкон был вторым человеком в Англии после короля. Рене Декарт был государственным деятелем, дипломатом. Лейбниц тоже. Политическая деятельность этих философов сыграла не последнюю роль в становлении науки как самостоятельной сферы».

Кристина Чайка, "Как я стала орнитологом и что из этого получилось? ":


  «Профессиональный путь каждого человека — то, о чем интересно говорить. Уверена, что все интересующиеся наукой представляют ту или иную ее область на примере конкретного ученого-вдохновителя, многие читают биографии и ищут в них советы для себя. Я рассказала о том, как я стала орнитологом, и что особенного и актуального с научной точки зрения в ходе этого становления удалось узнать. Я с большим удовольствием поделилась своим опытом, рассказав о некоторых аспектах из „личной жизни“ большого баклана. Эта симпатичная рыбоядная птица — объект моего пристального внимания и известный „провокатор“ общественности: крупный, живет многотысячными колониями, питается рыбой — а не нужно ли с ним бороться?! И как понять, насколько он плох или хорош. Об этом и многом другом мы поговорили с многочисленной зрительской аудиторией в ходе лекции. Благодарю организаторов и всех гостей».

6R1A6516.jpg

Александр Щекотуров, лекция «Социальные сети как новые агенты макдональдизации»:

«В лекции речь шла о том, почему социальные сети — это характерная черта современного общества потребления, что за этим стоит. За основу своего анализа я взял теорию макдональдизации. Ее автор убедительно показал, каким образом принципы работы сети „Макдональдс“ могут быть успешно адаптированы социальными институтами с целью развития большей эффективности и рациональности. Но автор — Джордж Ритцер — обращает внимание и на обратные стороны этого процесса, предостерегая общество от дегуманизации, то есть девальвации ценностей человеческого труда и кризиса духовных отношения. На примере социальных сетей я показываю, как наша жизнь становится, действительно, более комфортной, предсказуемой, но в то же время мы встаем перед фактом новых угроз дегуманизации, которые приготовило нам общество потребления в лице социальных сетей. Значимость этой темы в переосмыслении роли социальных медиа и в необходимости вдумчивого отношения к новым технологиям. Поднимая эти проблемы, мы задаем важный вопрос: как меняется общество, социальные отношения и сам человек в эпоху потребительского изобилия и технологического бума».

IMG_0320.JPG