Летом этого года БФУ им. И. Канта приступил к реализации масштабного и весьма амбициозного проекта, который получил название «Ядро–100». Заключается он в создании сотни суперсовременных мультимедийных образовательных пространств, которое свяжут входящие в университет институты в единое целое.
Но создание подобного рода пространств не самоцель. Этот шаг обусловлен новой образовательной идеологией БФУ им. И. Канта и целями учебного процесса.
Ректор БФУ Александр Федоров: |
Как известно, образование состоит из трех частей — обучение, воспитание и развитие. Каждая из этих частей имеет как цифровую, так и не цифровую составляющую. Смешение этих частей создает необходимость формирования очень мобильной и мощной цифровой платформы вуза. И для этого как раз и инициированы инфраструктурные изменения. |
С другой стороны, в образовании есть два базовых трека — персональный и групповой.
Ректор БФУ Александр Федоров: |
Мы хотим объединить их, чтобы остался цифровой след как элемент качественного образования. Поэтому и ведем работу по созданию нового дизайна образовательной среды. |
Пять видов учебных пространств
Итак, что конкретно планируется сделать?
Александр Федоров продолжает: |
Мы выбрали в университете сто пространств и разделили их на пять типов. Это потоковые пространства, предназначенные для лекционных, онлайн занятий. Это пространства для проектной работы, которые можно легко превратить в пространство для индивидуальных или групповых занятий, в пространства для тонкой настройки как групповых, так и индивидуальных проектов. Это высокотехнологичные образовательные пространства по модели Скрипториума, где система медийной техники создает условия коллективной работы с крупными базами данных, когда есть возможность с помощью большой активной панели связать студентов, находящихся в разных аудиториях, в разных местах… Следующий вид пространств — Оpen spaces — открытые пространства. Там можно заниматься любым видом деятельности — учиться, работать, перекусить, просто отдохнуть. Таких пространств планируется создать в университете около двадцати. Этого мало, но для первого шага достаточно. Еще один вид локаций — многофункциональные публичные образовательные пространства, которые призваны заменить актовые залы и очень крупные аудитории. |
Сформировать образовательное событие
Это, как пояснил Александр Федоров, будут пространства — трансформеры. В них не предусмотрено ничего стационарного. Все можно будет быстро менять и преобразовывать под конкретное мероприятие, под конкретный вид деятельности. Сейчас известно около дюжины типов образовательных процессов, среди которых, например, «перевернутый класс» — когда в аудитории физически нет преподавателя. Студенты приходят на занятия уже подготовленными, и они вместе с модератором разбирают элементы задания, которые оказались наиболее сложными или обсуждают актуальные стороны той или иной проблемы.
И оснащенная современными мультимедийными средствами аудитория помогает сделать обсуждение гораздо активнее и эффективнее, а в более широком плане позволяет сформировать образовательное событие, частью которого является фиксация цифрового следа.
Александр Федоров: |
Эта фиксация ненасильственная, она не преследует никаких целей, ее задача состоит лишь в том, чтобы понять, на какую часть образовательной программы фокусируется внимание студентов и понять, каков вклад этой части в формирование общего образовательного результата. |
Единый дизайн-код
Впрочем, перед БФУ стоит задача не только объединить все входящие него подразделения с помощью современных мультимедийных технологий, но и визуально.
И.о. проректора по управлению инфраструктурой и социальной деятельности Ольга Усманова: |
Мы хотим добиться того, чтобы университет, который состоит из зданий, построенных в разное время и в разных архитектурных стилях, визуально представлял собой одно целое. Очень важно, чтобы студенты всех входящих в БФУ институтов чувствовали себя комфортно в каждом из имеющихся корпусов. Дизайн аудиторий должен быть единым, узнаваемым, а предоставляемые для занятий инструменты и возможности — идентичными. Эффективности учебного процесса должны способствовать не только разного рода технические приспособления, мультимедийные технологии, но даже расстановка парт. Она ведь не обязательно должна быть классической. Столы можно поставить как угодно — кругом, по периметру, разбить на несколько островков. Словом, сделать так, чтобы было удобно. В учебном процессе должно помогать все. Даже стены. Причем, в самом прямом смысле — стены в новых аудиториях предполагается сделать такими, чтобы на них можно было писать. |
К сотрудничеству, как рассказала Ольга Леонидовна, были привлечены дизайнеры и архитекторы, например, Артур Сарниц и Никита Отришко.
Ольга Усманова: |
Было много споров и разных мнений, но в итоге мы пришли к мысли, что оформление аудитории должно быть предельно минималистично и предельно утилитарно, потому что такой дизайн позволит полностью сконцентрироваться на занятиях. |
Примечательно, что начать переустройство аудиторий планируется с корпуса на улице Чернышевского. Это бывшая гимназия им. Крауса и Гиппеля, построенная в 1882 году по проекту архитектора Вормса.
Ультрасовременные аудитории внутри исторического здания могут поначалу удивить, но это решение объективно находится в логике развития университета.
В университете отмечают, что проект «Ядро–100» способен и призван изменить не только внешнюю среду, но и содержание образовательного процесса, на это будут выделены средства, в том числе из федерального бюджета.
Варианты оформления новых пространств Макеты предоставлены студией «Финт»
Личный кабинет для cтудента
Личный кабинет для cтудента
Даю согласие на обработку представленных персональных данных, с Политикой обработки персональных данных ознакомлен
Подтверждаю согласие