2 сентября дан старт реализации социокультурного проекта «Инклюзивный диалог. Продолжаем» в Институте образования и гуманитарных наук БФУ им. И. Канта. Студенты 1 курса направлений «Педагогическое образование», «Психология» в рамках адаптационной недели примут участие в цикле встреч, направленных на приобретение опыта инклюзивной коммуникации, сопровождения лиц с депривацией зрения, работы в инклюзивной команде.
Вдохновителем проекта «Инклюзивный диалог» в 2023 году стала Иванна Цыба, студентка Высшей школы образования и психологии, наставником — Наталья Старовойт, доцент этой школы. В 2025 году проект «Инклюзивный диалог. Продолжаем» был поддержан грантовым конкурсом БФУ им. И. Канта. Главная идея мероприятия — продвижение ценностей, философии и стратегии инклюзивной культуры для устойчивого развития инклюзивного образования.
Наталья Старовойт: |
В этом году в реализации проекта участвуют студенты с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата. Вовлечение студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в позитивную студенческую повестку, социокультурная реабилитация данной категории обучающихся — важная задача современного вуза. БФУ им. И. Канта активно развивается как инклюзивный вуз. |
Иванна Цыба, студентка 5 курса направления «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) «Дошкольное образование. Логопедическая деятельность»: |
Самое главное в нашем проекте — возможность для участников, вчерашних школьников, сегодняшних студентов и завтрашних специалистов, прочувствовать, как люди с ограниченными возможностями здоровья ощущают мир, видят мир, живут в нем. В студенческой среде становится больше инклюзивных студентов: кто-то нуждается в помощи при передвижении, кто-то не совсем обычно общается, некоторые «видят» мир по-другому, не способны быстро реагировать и т. д. Но всем в стенах вуза нужна приятная и доброжелательная атмосфера. Мы пытаемся дать возможность студентам-первокурсникам соприкоснуться с миром других ощущений, чтобы быть готовым новые знания применять к разным категориям своих учеников, воспитанников, а сегодня принимать своих особых однокурсников такими, какие они есть, и помогать им. |
Мария Федорович, студентка 2 курса направления «Психология»: |
Сегодня я проводила занятия по ориентировке в корпусе с помощью трости и в темной маске. Студенты внимательно слушали инструктаж, затем активно ходили с тростью вместе с однокурсником-сопровождающим. Они тщательно обследовали тростью окружающее пространство, прислушивались к звукам предметов. Студенты в темных масках ощутили сначала дезориентировку в пространстве, постепенно у них улучшился слух, они стали обращать внимание на тактильные ощущения. А первокурсники, участвующие в роли сопровождающего, почувствовали высокую ответственность за одногруппника в маске. Студенты получили незабываемые впечатления и необычный опыт. Еще участникам встречи были предложены кейсы по коммуникации в инклюзивной студенческой среде. Первокурсники активно предлагали свои решения непростых коммуникативных задач. Смогли они и поиграть в тактильные игры, адаптированные под людей с нарушениями зрения, поучаствовать в звуковом тренинге. Ребята проявляли высокий интерес к шрифту Брайля. На мой взгляд, студенты смогли немного погрузиться в инклюзивное взаимодействие и поменять свое мнение о людях с ограничениями здоровья. Трансляция инклюзивных ценностей очень важна для всех групп студентов вуза. |
София Амосова, студентка 1 курса направления «Специальное (дефектологическое) образование»: |
Я очень рада, что нам удалось пообщаться напрямую с людьми с ограниченными возможностями здоровья, задать им вопросы. Интерактивные площадки (настольные игры для людей с нарушениями зрения, ходьба с тростью, рисование с закрытыми глазами и т. д.) позволили нам попробовать себя в роли человека с нарушениями зрения и понять их запросы. Спасибо большое за такую возможность! |
Эмилия Кошевацкая, студентка 1 курса направления «Специальное (дефектологическое) образование»: |
Благодаря этому проекту я узнала много нового, получила ценный опыт и почувствовала невероятный заряд положительных эмоций. Общение с ребятами подарило чувство нужности, радости и прилив сил. Особенно запомнились интерактивные игры. Например, угадывать предметы на ощупь. Это оказалось не только интересным, но и по-настоящему полезным опытом: мы смогли на мгновение оказаться в роли слабовидящих людей и понять, как они ощущают этот мир. Такие встречи помогают взглянуть на многое под другим углом, учат уважению, пониманию и вдохновляют. |
Личный кабинет для cтудента
Личный кабинет для cтудента
Даю согласие на обработку представленных персональных данных, с Политикой обработки персональных данных ознакомлен
Подтверждаю согласие