Все люди разные, все дети — особенные. А раз так, то любой педагог — это педагог инклюзивной школы. То есть — специалист, умеющий найти подход к детям с особыми образовательными потребностями и способный раскрыть их потенциал.

-  Современный учитель — это дирижёр оркестра, руководящий очень сложным, разнородным коллективом, где все музыканты — большие таланты. И у каждого — своя партия, которую надо исполнить наилучшим образом, — считает доцент Института образования БФУ им. Канта, руководитель лаборатории инклюзивного образования Наталья Старовойт.

Первые шаги на пути подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования были предприняты в БФУ им. И. Канта в 2013 году, когда в учебный план была введена дисциплина «Инклюзивное образование». В 2018 году начался набор в магистратуру, которая быстро приобрела популярность среди абитуриентов — главным образом уже состоявшихся педагогов, принявших решение повысить свой профессиональный уровень.

Эта международная сетевая программа осуществляется в партнерстве с Институтом инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета им. Максима Танка, который давно и успешно готовит педагогов самого широкого профиля. В том числе и дефектологов. Однако после трех лет успешной работы магистерской программы потребность в высококвалифицированных специалистах в области инклюзивного образования по-прежнему высока.

6R1A9721-2.jpg

Это, по словам Натальи Старовойт, объясняется несколькими факторами. Первый заключается в том, что в последние годы стало больше детей с ограниченными возможностями здоровья. Вернее, врачи, стали активней выявлять заболевания, обуславливающие особые образовательные потребности этих детей. В первую очередь речь идет о детях с некоторыми задержками в развитии.

Наличие второго фактора связано с активными миграционными процессами в регионе. Сейчас едва ли не в каждом классе есть дети, для которых русский язык — не родной. Но учителю нужно добиться того, чтобы такие ученики осваивали материал и успевали по всем предметам, не чувствуя при этом психологического дискомфорта.

Ну а кроме этого, высокая потребность в специалистах по инклюзивному образованию объясняется тем, что в Калининградской области долгое время не готовили дефектологов.

В этом году открыт набор на бакалаврскую программу с двумя профилями подготовки «Начальное образование. Инклюзивное образование», где будут готовить педагогов начальной школы с широким набором компетенций в области диагностической, коррекционно-развивающей, социально-реабилитационной работы с детьми с особыми образовательными потребностями и их родителями (законными представителями) в сотрудничестве со специалистами-психологами, логопедами, дефектологами.

Учебный процесс, как рассказала Наталья Старовойт, будет максимально практикоориентирован. Уже на первом курсе студенты отправятся в партнерские учебные заведения — ведущие калининградские школы и ресурсные центры, — чтобы сразу же окунуться в учебный и педагогические процессы. Опытом и знаниями со студентами будут делиться ведущие действующие педагоги, многие из которых прошли профессиональную подготовку и продолжают учиться, приобретая новые знания.

Вообще в мире инклюзивной педагогике уделяется большое внимание. Причем, не только со стороны властей, ученых, но и писателей.

«Когда нынешний ректор БФУ им. И. Канта Александр Федоров, еще будучи ректором НГПУ им. К. Минина, приезжал к нам в Калининград с открытыми лекциями, он посоветовал студентам несколько книг по педагогике. Среди них роман японского писателя Хайтани Кэндзиро „Взгляд кролика“, в которой речь идет о молодой учительнице начальной школы, работающий, как мы бы сейчас сказали, с детьми с особыми образовательными потребностями, — говорит Наталья Старовойт. — Мне кажется, что эта тонкая, глубокая, написанная с любовью к детям книга должна стать настольной для любого педагога. Я от души советую её всем, кто хочет посвятить себя этому нелегкому, но очень важному и благородному делу. Ну и, конечно, приглашаю абитуриентов поступать к нам на бакалавриат и в магистратуру».