Не секрет, что туризм является крайне важной сферой экономики как для Калининградской области, так и для страны в целом. Специалистов в этой области в течение многих лет готовит Институт рекреации, туризма и физической культуры БФУ им. И. Канта. На уровне бакалавриата в вузе действуют две программы с лаконичными названиями — «Туризм» и «Гостиничное дело».

«Популярность этих направлений достаточно велика, потому что на рынке труда ощущается серьезный недостаток подобного рода специалистов, — говорит директор института д.г.н., профессор Валентин Корнеевец. — Выпускник всегда может найти интересную, творческую работу или открыть свое дело. При этом важно понимать, что связанный с туризмом бизнес очень живуч. После любых кризисов он достаточно быстро восстанавливается. И это мы наблюдаем сейчас своими глазами, когда после связанного с коронавирусом падения, происходит активное восстановление туристических потоков. При этом инвестиционные риски здесь не так высоки, как в других сегментах экономики».

Федеральная стратегия развития туризма предполагает вовлечение в эту сферу деятельности как можно большего количества регионов, и, учитывая положительный имидж БФУ им. И. Канта, за последнее время значительно увеличился спрос со стороны абитуриентов из других регионов России на обучение в нашем университете.
В институте, по словам Валентина Сергеевича, учатся представители Центральной России, Сибири, Дальнего Востока, Северного Кавказа. Большая работа проводится по интернационализации обучения: много ребят поступило из бывших республик СССР — Казахстана, Узбекистана, Армении, Прибалтики. Есть и те, кто прибыл из дальнего зарубежья — Гватемалы, Португалии, Греции, Кипра, Израиля. В этих странах достаточно хорошо развит туризм, но российское образование позволяет лучше понять потребности наших туристов (которые составляют значительную часть от общей массы гостей этих стран) и преуспеть в бизнесе.

Мультипликативный эффект

Важно понимать, что туристический бизнес — это не только турфирмы, экскурсии и гостиницы. Это весьма разветвленная сеть сопутствующих услуг и производств, находящихся в других сферах экономики. По-научному это называется — мультипликативный эффект.

«Посмотрите, что продается в нашем аэропорту, — говорит Валентин Сергеевич. — Это не только янтарь. Это разного рода сувениры, региональные продукты, разнообразные услуги. Все это кто-то должен производить. Причем, производить, понимая насколько это может быть интересно туристу». Большинство выпускников бакалавриата остаются в туристическом бизнесе, но даже если они покидают его, уходя в смежные направления (например, в торговлю), полученные в институте знания остаются с ними, помогая в строительстве карьеры и в ведении бизнеса.

В условиях развитой конкурентной среды

Подготовка в Институте рекреации, туризма и физической культуры очень серьезная. В частности, большое значении придается не только технологиям организации бизнеса, но и навыкам в области психологии. «Работа в сфере туризма — это в первую очередь работа с людьми, — напоминает Валентин Сергеевич. — И специалист, кем бы он ни был (экскурсоводом, сотрудником гостиницы или турбюро), должен понимать клиента, чувствовать его. Важно уметь предотвращать конфликтные ситуации, быть максимально доброжелательным и стрессоустойчивым».

Также в сфере туризма очень ценится креативность. «Для того, чтобы клиенту понравилось в твоей гостинице или в твоем ресторане, чтобы он посоветовал друзьям и знакомым пройденный им самим экскурсионный маршрут, вы должны предложить качественную, нестандартную услугу, — считает Валентин Корнеевец. — И нельзя все время делать одно и то же, ведь рынок расширяется, конкуренция растет, поэтому нужно постоянно придумывать что-то новое, развиваться. И мы как раз этому учим — успешно работать в условиях развитой конкурентной среды. Вот посмотрите, сколько в последнее время стало интересных экскурсий! Например, по таким направлениям как промышленный и гастрономический туризм, активный и спортивно-оздоровительный туризм». 

6R1A0232.jpg

Акцент на практику

Валентин Сергеевич подчеркивает, что обучение в институте — предельно практикоориентированное. Например, изучающие гостиничное дело студенты примеряют на себя практически все должности в отелях, начиная с горничных. Ведь, если выпускник, став руководителем департамента, не будет знать всех тонкостей работы соответствующих служб гостиницы, то он даже не сможет толком проконтролировать работу подчиненных. Около тридцати процентов занятий у бакалавров ведут успешные в своем деле практики. Это директора турфирм, начальники департаментов и директора гостиниц. При этом большая часть из них — выпускники института.

Свободная траектория обучения

Что касается магистерских программ, то их тоже две. Это «Организация и технология международного и внутреннего туризма» и «Инновационные стратегии развития гостиничного бизнеса».

Как рассказал Валентин Корнеевец, примерно половина магистрантов — это бывшие выпускники бакалаврских программ по этим же направлениям. Иногда те, кто учился на «Туризме», переходят на «Гостиничное дело», или наоборот. Причин для поступления в магистратуру, помимо получения хорошего образования, несколько. Одна из них заключается в том, что в соответствии с утвержденными профессиональными стандартами директором компании может быть только тот, кто окончил либо специалитет, либо магистратуру. Еще один нюанс: бакалавр не может вести занятия в университете, для это нужно стать, как минимум, магистром. Поэтому для тех, кто планирует строить преподавательскую карьеру, магистратура просто необходима.

Принимая во внимание, что в магистратуру часто поступают не имеющие первичной подготовки по выбранному направлению, например биологи, географы, историки, филологи и так далее — институт придерживается идеологии свободной траектории обучения. То есть, студент по личному выбору может смещать акценты своего образования, делать упор на то, что ему кажется необходимым. Для мотивированных, четко видящих свои цели людей — это большое преимущество.
Допустим, кто-то планирует стать руководителем туристического агентства или владельцем ресторана. И он может выстроить учебный процесс так, чтобы получить все необходимые знания, которые могут пригодиться в этом деле.

Туризм с хорошей физической формой

Второе направление института — физическая культура, довольно тесно связана с туризмом и гостиничным делом. 

«Мы готовим в первую очередь преподавателей физкультуры, но сейчас спрос на специалистов в этой области заметно вырос в связи с расширением сфер применения полученных в институте навыков и знаний, — объясняет Валентин Корнеевец. — В последние годы стал очень популярен здоровый образ жизни, поэтому высок спрос на соответствующих специалистов. Выпускник сможет без труда найти работу в фитнес-клубе или создать что-то свое — спортивную школу, секцию и так далее. В сфере туризмы постоянно требуются инструкторы с хорошей физической подготовкой, которые, например, могли бы организовывать активные виды отдыха и ряд направлений спортивного туризма. Ведь даже аниматоры по физической культуре в курортных комплексах должны обладать специальными навыками. Так что туризм и физическая культура очень тесно переплетены».