28 сентября в институте живых систем БФУ им. И. Канта в рамках реализации национального проекта «Образование» по направлениям «Успех каждого ребенка» и «Современная школа» состоялась презентация Базовой школы Российской академии наук в Калининградской области. Участниками презентации стали воспитанники школы-интерната ШИЛИ. Всего более 100 человек, учащихся седьмых и одиннадцатых классов.
В регионе площадкой РАН стала Школа-интернат-лицей-интернат (ШИЛИ). Цель нового проекта – создание условий для выявления и обучения талантливых детей, их ориентация на карьеру в области науки и высоких технологий. В качестве научного регионального партнера выступает БФУ им. И. Канта, в задачи которого входит научное консультирование учащихся, руководство исследованиями и проектами, экспертиза проектов, проведение профильных лекций, мастер-классов, разработка учебных курсов и факультативов, организация и проведение интеллектуальных конкурсов. В базовой школе РАН в Калининградской области опора сделана на физико-математическую, социо-гуманитарную и химико-биологическую предметные области.
В субботу для воспитанников школы-интерната лицея-интерната в БФУ им. И. Канта стартовали лекции и практические занятия с профессорами РАН. Мероприятие объединило более 300 участников: учащихся, учителей и руководителей ведущих образовательных учреждений Калининградской области, для которых приглашенные гости — ведущие российские исследователи — представили открытые научные лекции.
Со словами приветствия на мероприятии выступили министр образования Калининградской области Светлана Трусенева и временно исполняющий обязанности ректора БФУ им. И. Канта Александр Федоров.
Светлана Трусенева:
«В течение первого учебного месяца мы сформировали новое расписание для ребят, общались с лекторами и возможными спикерами. У школьников огромный интерес к науке, будем его поддерживать всеми возможными силами. Мы благодарны университету, что преподаватели и исследователи открыты к диалогу с юными калининградцами и уже прорабатывают возможные темы научных индивидуальных и групповых работ».
Александр Федоров:
«Самое главное, что мы должны сделать для школьников в рамках этого проекта — создать мотивацию и навигацию. Мотивация заинтересовать ребят наукой — это наша основная цель. Навигация — понимание, куда идти и какое будущее ждет наших учащихся. В ваших силах, уважаемые школьники, понять, какую профессиональную дорогу какую профессиональную роль вы выбираете. Желаю больших успехов!»
Директор МАОУ Школы-интернат лицея-интерната Игорь Карпов рассказал о базовой школе РАН, о том, какие изменения произойдут в школе и о результатах работы школы:
«Основными результатами должны стать повышение качества образования путем организации на более высоком уровне работы с обучающимися, которые ориентированы на научные знания и достижения в науке, обеспечение устойчивой взаимосвязи учебной деятельности с практической направленностью, объединение сообщества профессионалов, нацеленных на решение актуальных проблем образования и науки. Самая главная цель — это обеспечение притока молодых ученых в научные и образовательные организации, а также в исследовательские центры».
Углубленная подготовка школьников в базовой школе РАН будет опираться на те профили подготовки, которые уже существуют в ШИЛИ. Это физико-математический, социогуманитарный и химико-биологический профили. Обучение начнется уже с новой недели и будет проходить модульными блоками. Каждый модуль включает в себя как самостоятельные работы, так и аудиторные занятия.
В рамках презентации школы РАН состоялись научно-популярные лекции, которые представили ведущие ученые БФУ им.И.Канта, МГУ им. Ломоносова.
Доктор биологических наук, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова Александр Каплан выступил с докладом на тему: «Подключение к мозгу с помощью компьютера: фантастика или реальность?»:
«Мозг работает на все 100% каждую секунду даже тогда, когда мы спим. Внешне он может работать, но на самом деле он перегружен. В результате конкретные действия, которые он должен сделать, не выполняются. Мозг загружен такой информацией, которую он не может «переварить» и объединить ее в правильное решение. Вот ему нужно помогать. Это связано с тем, что мы живем в новом мире — мире высоких скоростных информационных потоков. Исследования, которые сейчас проводятся, показывают, что значительная часть населения в Европе уже хронически не может жить в этом мире — депрессии, невротические срывы и пр. Мы должны защищать человека от таких перегрузок. Надо так построить взаимодействие мозга с вычислительными средствами, чтобы это все было гармонично. Одно из решений в данной ситуации — подключаться к мозгу с помощью компьютера. Это значит, что мы будем обеспечены устройствами прямой связи между мозгом и компьютером. Эта связь будет построена на расшифровке электрической активности мозга, регистрируемой с кожной поверхности головы. Уже сейчас в больницах расшифровка электроэнцефалограммы может позволить понять намерение человека и активировать ту или иную иконку на экране компьютера. Такие действия осуществляются одним лишь мысленным усилием».
Доктор физико-математических наук, профессор, директор института физико-математических наук и информационных технологий БФУ им. И. Канта Артем Юров в своей лекции «Сумма новых технологий» рассказал о двух, неудержимо надвигающихся на нас инновациях.
««Сумма новых технологий». Я заимствовал в качестве образца заголовок знаменитой книги Станислава Лема «Сумма технологии» (а сам Лем использовал в том же качестве заголовок одного из самых фундаментальных философских трактатов Фомы Аквинского «Сумма теологии»). Речь пойдет о двух, неудержимо надвигающихся на нас инновациях: искусственном интеллекте и квантовых технологиях. Но самым главным героем доклада будет феноменологический закон Мура (или закон ускоренной отдачи), который приводит к воистину сумасшедшему ускорению в совершенствовании технологий. Я сам поражен всей этой историей и постараюсь передать свое изумление, восторг и опасения за 15 минут доклада».
Доктор филологических наук, профессор государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Наталья Брагина в своей лекции «Разные языки = разные миры?» об особенностях экзотических языков. По словам исследователя, научный мир до сих пор не пришел к единому мнению, влияет ли язык на мышление человека.
«Я думаю, что язык все же определяет мышление. Есть целый комплекс вещей, которые влияют на мышление, в том числе и язык. Изучая особенности, например экзотических языков редких народов или племен, испытываешь большое удивление. Ведь, например, в некоторых таких языках нет формы прошлого или будущего. Или глагол «дать» представлен 15 другими глаголами в зависимости от признаков предмета, который дают».
После экспресс-лекций от ведущих исследователей школьники имели возможность посетить мастер-классы — по IT, нейрофизиологии, генетике, астрофизике, игротехнике и физике и др. направлениям.
Теперь такие образовательные сессии будут проводиться еженедельно.
Личный кабинет для cтудента
Личный кабинет для cтудента
Даю согласие на обработку представленных персональных данных, с Политикой обработки персональных данных ознакомлен
Подтверждаю согласие