28 сентября в институте живых систем БФУ им. И. Канта в рамках реализации национального проекта «Образование» по направлениям «Успех каждого ребенка» и «Современная школа» состоялась презентация Базовой школы Российской академии наук в Калининградской области. Участниками презентации стали воспитанники школы-интерната ШИЛИ. Всего более 100 человек, учащихся седьмых и одиннадцатых классов. 

В регионе площадкой РАН стала Школа-интернат-лицей-интернат (ШИЛИ). Цель нового проекта — создание условий для выявления и обучения талантливых детей, их ориентация на карьеру в области науки и высоких технологий. В качестве научного регионального партнера выступает БФУ им. И. Канта, в задачи которого входит научное консультирование учащихся, руководство исследованиями и проектами, экспертиза проектов, проведение профильных лекций, мастер-классов, разработка учебных курсов и факультативов, организация и проведение интеллектуальных конкурсов. В базовой школе РАН в Калининградской области опора сделана на физико-математическую, социо-гуманитарную и химико-биологическую предметные области.

6R1A7611.jpg

 

В субботу для воспитанников школы-интерната лицея-интерната в БФУ им. И. Канта стартовали лекции и практические занятия с профессорами РАН. Мероприятие объединило более 300 участников: учащихся, учителей и руководителей ведущих образовательных учреждений Калининградской области, для которых приглашенные гости — ведущие российские исследователи — представили открытые научные лекции.

Со словами приветствия на мероприятии выступили министр образования Калининградской области Светлана Трусенева и временно исполняющий обязанности ректора БФУ им. И. Канта Александр Федоров.

6R1A7586.jpg      6R1A7542.jpg

 

Светлана Трусенева:

«В течение первого учебного месяца мы сформировали новое расписание для ребят, общались с лекторами и возможными спикерами. У школьников огромный интерес к науке, будем его поддерживать всеми возможными силами. Мы благодарны университету, что преподаватели и исследователи открыты к диалогу с юными калининградцами и уже прорабатывают возможные темы научных индивидуальных и групповых работ».

 

6R1A7501.jpg

 

Александр Федоров:

"Самое главное, что мы должны сделать для школьников в рамках этого проекта -  создать мотивацию и навигацию. Мотивация заинтересовать ребят наукой — это наша основная цель. Навигация — понимание, куда идти и какое будущее ждет наших учащихся. В ваших силах, уважаемые школьники, понять, какую профессиональную дорогу  какую профессиональную роль вы выбираете. Желаю больших успехов!
"

6R1A7541.jpg      6R1A7528.jpg

 

Директор МАОУ Школы-интернат лицея-интерната Игорь Карпов рассказал о базовой школе РАН, о том, какие изменения произойдут в школе и о результатах работы школы:

«Основными результатами должны стать повышение качества образования путем организации на более высоком уровне работы с обучающимися, которые ориентированы на научные знания и достижения в науке, обеспечение устойчивой взаимосвязи учебной деятельности с практической направленностью, объединение сообщества профессионалов, нацеленных на решение актуальных проблем образования и науки. Самая главная цель — это обеспечение притока молодых ученых в научные и образовательные организации, а также в исследовательские центры». 

6R1A7648.jpg

 

Углубленная подготовка  школьников в базовой школе РАН будет опираться на те профили подготовки, которые уже существуют в ШИЛИ. Это физико-математический, социогуманитарный и химико-биологический профили. Обучение начнется уже с новой недели и будет проходить модульными блоками. Каждый модуль включает в себя как самостоятельные работы, так и аудиторные занятия.

В рамках презентации школы РАН состоялись научно-популярные лекции, которые представили ведущие ученые БФУ им.И.Канта, МГУ им. Ломоносова. 

6R1A7568.jpg     6R1A7517.jpg

 

Доктор биологических наук, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова Александр Каплан выступил с докладом на тему: "Подключение к мозгу с помощью компьютера: фантастика или реальность? ":

«Мозг работает на все 100% каждую секунду даже тогда, когда мы спим. Внешне он может работать, но на самом деле он перегружен. В результате конкретные действия, которые он должен сделать, не выполняются. Мозг загружен такой информацией, которую он не может „переварить“ и объединить ее в правильное решение. Вот ему нужно помогать. Это связано с тем, что мы живем в новом мире — мире высоких скоростных информационных потоков. Исследования, которые сейчас проводятся, показывают, что значительная часть населения в Европе уже хронически не может жить в этом мире — депрессии, невротические срывы и пр. Мы должны защищать человека от таких перегрузок. Надо так построить взаимодействие мозга с вычислительными средствами, чтобы это все было гармонично. Одно из решений в данной ситуации — подключаться к мозгу с помощью компьютера. Это значит, что мы будем обеспечены устройствами прямой связи между мозгом и компьютером. Эта связь будет построена на расшифровке электрической активности мозга, регистрируемой с кожной поверхности головы. Уже сейчас в больницах расшифровка электроэнцефалограммы может позволить понять намерение человека и активировать ту или иную иконку на экране компьютера. Такие действия осуществляются одним лишь мысленным усилием». 

6R1A7602.jpg


Доктор физико-математических наук, профессор, директор института физико-математических наук и информационных технологий БФУ им. И. Канта Артем Юров в своей лекции «Сумма новых технологий» рассказал о двух, неудержимо надвигающихся на нас инновациях.

«„Сумма новых технологий“. Я заимствовал в качестве образца заголовок знаменитой  книги Станислава Лема „Сумма технологии“ (а сам Лем использовал в том же качестве заголовок одного  из самых фундаментальных философских трактатов Фомы Аквинского „Сумма теологии“). Речь пойдет о двух, неудержимо надвигающихся на нас инновациях: искусственном интеллекте и квантовых технологиях.  Но самым главным героем доклада будет феноменологический закон Мура (или закон ускоренной отдачи), который приводит к воистину сумасшедшему ускорению в совершенствовании технологий.  Я сам поражен всей этой историей и постараюсь передать свое изумление, восторг и опасения за  15 минут доклада».

6R1A7621.jpg

 

Доктор филологических наук, профессор государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Наталья Брагина в своей лекции "Разные языки = разные миры? " об особенностях экзотических языков. По словам исследователя, научный мир до сих пор не пришел к единому мнению, влияет ли язык на мышление человека.

«Я думаю, что язык все же определяет мышление. Есть целый комплекс вещей, которые влияют на мышление, в том числе и язык. Изучая особенности, например экзотических языков редких народов или племен, испытываешь большое удивление. Ведь, например, в некоторых таких языках нет формы прошлого или будущего. Или глагол „дать“ представлен 15 другими глаголами в зависимости от признаков предмета, который дают».

 

6R1A7670.jpg

После экспресс-лекций от ведущих исследователей школьники имели возможность посетить мастер-классы — по IT, нейрофизиологии, генетике, астрофизике, игротехнике и физике  и др. направлениям.

Теперь такие образовательные сессии будут проводиться еженедельно.

6R1A7687.jpg