Исследователи института гуманитарных наук БФУ им. И. Канта Варвара Попова, Вячеслав Савинцев и Анатолий Пушкарский выступили на 15-х Таврических философских чтениях «Анахарсис», организованных Крымским федеральным университетом им. В. И. Вернадского. Чтения проходили в городе Судак, пос. Новый свет (Крым) с 16 по 20 сентября. Исследователи обсудили актуальные проблемы профессиональных философских исследований, прагматику философского текста. Сотрудниками БФУ им. И. Канта были представлены доклады, посвященные осмыслению темы времени в трудах русских университетских философов рубежа XIX-XX вв. в свете становления гуманитарной эпистемологии. 

825b110c3eb4df167254cfeb44ca8e66 (1).jpg

Варвара Попова, сотрудник института гуманитарных наук БФУ им. И. Канта:

«Тема времени стала предметом активнейшего „философского разговора“ в среде передовых русских философов рубежа XIX-XX веков, вышел целый ряд теоретических и даже полемических статей: Н.Я. Грота, Г.И. Челпанова, А.И. Введенского в дискуссии с М.И. Каринским, Б.Н. Чичерина. Одним из главных импульсов этого обсуждения стала необходимость проработки подхода И. Канта к интерпретации времени, который был понимаем в среде русской философии очень по-разному, но актуальность Кантовой доктрины была бесспорна. Эта дискуссия показала, что, по выражению А.И. Введенского, следует „погодить сдавать Канта в архив“. В свете переосмысления наследия Канта тема времени стала важным этапом в становлении русской гуманитарной эпистемологии (в частности, методологии психологической науки), на этот процесс также повлияло развитие неклассической парадигмы науки и выработка самобытных русских философских концепций с учетом современных им зарубежных идей».

304ea592601811f4b75a887e70505464 (1).jpg

В докладе Анатолия Пушкарского рассмотрена проблема реализации профессиональной логической культуры в работе с философскими текстами.

«Профессором БФУ им. И. Канта В.Н. Брюшинкиным и его учениками был разработана системная модель аргументации, которая позволяет производить анализ философских текстов и выявлять черты культурной обусловленности мировоззрения автора рациональными средствами: логическими, когнитивными и риторическими». 

В докладе была показана эффективность указанной методологии при компаративистских историко-философских исследованиях.