Не так давно в издательстве «Просвещение» было принято решение помимо основного учебника английского языка, по которому учатся в большинстве общеобразовательных школ России, выпустить дополнительную линейку учебных пособий с региональной спецификой.

Буквально на днях на сайте журнала «Просвещение. Иностранные языки» была опубликована электронная версия сборника — Spotlight on Kaliningrad.
Наш город стал одиннадцатым в стране, где появилось такое пособие. Составили его сотрудники Английской Школы №1 Калининграда — все они преподаватели, аспиранты, магистранты, бакалавры и выпускники БФУ им.И.Канта. Руководитель проекта — кандидат филологических наук, доцент БФУ им. Канта Ирина Громова.

 — Мы уже имели опыт сотрудничества с издательством «Просвещение», когда в соавторстве с председателем комиссии ЕГЭ в Твери Андреем Мишиным было написано учебное пособие "Английский язык. 10 лучших вариантов от «Просвещения». И мы очень горды тем, что издательство предложило нам поучаствовать в новом проекте. 

Пособие представляет собой сборник заданий, которые сделаны на основе местных краеведческих материалов.
Там, например, есть статьи о местном трамвайном депо и об истории калининградского трамвая, о зоопарке, о Доме Советов, загадке семи кёнигсбергских мостов и так далее. То есть, это пособие не только помогает школьникам изучить английский язык, но и знакомит их с историей области. В известном смысле Spotlight on Kaliningrad выполняет важную функцию популяризации региона, способствует увеличения его туристического потенциала.

«Если бы меня попросили описать наш город в одном предложении, я бы сказала: „Европейский город с русской душой“. Я не просто родилась в Калининграде, я коренная калининградка. Мой дедушка участвовал в штурме Кенигсберга. Он и бабушка приехали сюда из Ленинграда сразу после войны в 1946 году и приняли активное участие в строительстве и становлении города. Мои мама, свекровь, муж и дочь родились здесь. Я люблю свой город всей душой. Где бы я ни была: в Москве, Париже, Лондоне, Нью-Йорке я всегда возвращаюсь домой со щемящим чувством счастья в груди. Калининград — город, в который хочется возвращаться, несмотря на серое небо, тучки, ветер и дождь», — пишет Ирина Громова в предисловии к сборнику задач. 

S2A0868.jpg

Всего, кроме Ирины Громовой, в составлении учебника приняло участие 14 человек: выпускники БФУ им. И. Канта — Мария Князева, Мария Громова, Татьяна Лидяева, Юлия Ратникова, Анастасия Стадникова, Анна Фролова, аспирант Анастасия Слоним, магистранты — Глеб Банев, Севиндж Новрузова, Ангелина Филиппенко, Нина Джанунц и бакалавр Диана Воробьева.

Не все из составителей родились в Калининграде, но все они связаны с нашим университетом и все искренне любят наш город.

 

 — Я писала о выдающихся жителях Калининграде — о космонавте Алексее Леонове, олимпийской чемпионке Наталье Ищенко, драматурге Евгении Гришковце, командире глубоководного аппарата «Мир-2», с помощью которого был снят фильм «Титаник», Евгении Черняеве, Ирине Громовой, — рассказывает преподаватель Английской Школы №1 Анастасия Кичкирева. — Участвовать в этом проекте было очень интересно, в процессе работы я посмотрела на Калининград не просто как на город, в котором живу, а как один большой объект культурного наследия, о котором есть, что рассказать всей стране. 

По словам Ирины Громовой, сборник удалось составить достаточно быстро — примерно за три месяца. И это объясняется в первую очередь тем, что авторы были объединены общей идеей. В итоге задания по разным темам слились в одно целое.

Руководитель Английской школы №1 также отметила, что в составлении задачника большую помощь оказала книга председателя горсовета Калининграда Андрея Кропоткина — из неё было почерпнуто много интересной краеведческой информации. Насколько известно, работа калининградцев была высоко оценена коллегами из других регионов. Например, упоминавшийся выше председатель комиссии ЕГЭ в Твери Андрей Мишин взял
составленное здесь учебное пособие на апробацию в свою лингвистическую гимназию.  Впрочем, это объясняется еще и тем, что Мишин многократно бывал в Калининграде и испытывает к нему очень теплые чувства.

Важно еще отметить, что при создании сборника учитывалось множество языковых и методических аспектов, которые позволили сделать его интересным, актуальным, современным и полезным для преподавателей. Во-первых, все задания в нем выстроены в соответствии с общеевропейской шкалой языковой компетенции и соответствуют уровням А2-В2+. Во-вторых, задания сконструированы с учетом всех видов речевой деятельности: чтения, письма, говорения, аудирования, а также отработки лексики и грамматики, что позволяет их эффективно использовать на уроках в средней и старшей школе (5-11 класс). Особое внимание авторы уделили заданиям в формате ЕГЭ и ОГЭ, так как эти экзамены требует особо тщательной подготовки. И никогда не будет лишним включить в канву урока стандартные задания с необычным содержанием.