Исследователь БФУ им. И. Канта Александр Щекотуров оценил российские социальные медиа с позиции теории макдональдизации общества. Концепция макдональдизация, предложенная американским социологом Джорджем Ритцером, объясняет процесс рационализации повседневной жизни человека. Как отмечет автор концепции, макдонализация – это процесс перевода принципов бизнеса по производству фаст-фуда в принципы жизни современного общества. Макдональдизация как форма рациональности имеет ряд несомненных преимуществ. Усиливается эффективность различных институций, система дисциплинирует человека, развивается способность ставить цели. Однако рациональность превращает человека в экономический ресурс, встроенный в различные системы извлечения максимальных прибылей. Это приводит не только к дегуманизации, но и к утрате человеком личных качеств, его заточению в «железной клетке» рациональных систем. Рациональность становится основой веры и религии, любви и семьи, отношений с другими людьми.
В рамках теории макдональдизации уже исследованы такие формы человеческих взаимодействий, как здравоохранение, образование, волонтерство, семья и социализация.
«Макдональдилизированный агент обладает высокой эффективностью, его функционал предсказуем и полностью контролируем технологиями. Однако по мере совокупного усиления каждого компонента возрастает и обратная реакция — негативные последствия, главным из которых является вытеснение человека из структуры обменных отношений», — рассказал автор исследования, заведующий социологической лабораторией анализа, моделирования и прогнозирования рисков Александр Щекотуров.
«Важным этапом развития теории макдональдизации является рассмотрение феномена в двух плоскостях: глобальное — локальное и «ничто» (шаблонное) -"нечто" (оригинальное). От того, в каком квадранте окажется изучаемый феномен, зависят его свойства, сила и масштаб макдональдизирующего влияния».
«Практическая значимость моего исследования заключается в понимании скрытых смыслов и ценностей, которыми обладают многие феномены, возникающие в цифровую эпоху. Например, мы не замечаем, что как бы мы ни старались выделиться из массы пользователей, мы все равно строим нашу самопрезентацию по заданному шаблону. Это ограничивает нашу креативность и лишь внушает иллюзию собственной оригинальности. Скрытый смысл кроется в том, что чем больше мы вовлечены в мак-систему, например, в соцсети, тем больше мы готовы заменять содержание формой, а качество — количеством. Другими словами, таким людям интереснее создать видимость работы, а не продемонстрировать реальные результаты труда, собрать лайки, а не написать сложный пост. Еще один результат — это сформулированные предостережения от рисков и угроз стать «бургером» в макдональдизированной среде. Среди угроз — кибермошенничество, кибербуллинг, хейтинг, троллинг ввиду того, что мак-сети поощряют нас все больше рассказывать о себе, а любая приватная информация — помощь тем, кто хочет нам навредить. Простой совет, чтобы их избежать — прежде чем зайти в соцсеть и что-то там выложить, задать себе вопрос: а что я этим хочу получить и не поставит ли кого-либо эта информация в затруднительное положение?» — подчеркивает исследователь.
Личный кабинет для
Личный кабинет для cтудента
Даю согласие на обработку представленных персональных данных, с Политикой обработки персональных данных ознакомлен
Подтверждаю согласие