9 ноября на базе БФУ им. И. Канта состоялся Совет ректоров вузов Калининградской области. В мероприятии приняли участие губернатор Антон Алиханов, заместитель полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Роман Балашов, представители регионального правительства и руководители высших учебных заведений. На совете обсудили меры психологической поддержки обучающихся вузов, итоги приемной компании, подготовку кадров и преподавание русского языка в полиэтнических классах.
О психологической поддержке калининградских студентов
На сегодняшний день во всех крупных вузах доступны кабинеты психологической помощи. В БФУ работа психологической службы стартовала в марте 2022 года. Специалисты помогают студентам разобраться в себе, сделать продуктивными личные и семейные отношения, а также преодолеть трудные жизненные ситуации.
|
«За это время специалисты провели почти 1900 индивидуальных консультаций для студентов и сотрудников вуза, а также родственников участников СВО, еще 17 — групповых встреч и тренингов по авторской методике. На телефон доверия за помощью обратились почти 1200 человек. Зачастую вопросы связаны с тревожными состояниями, проблемами в межличностных и детско-родительских отношениях, адаптацией в вузе и регионе — это актуально для приезжих студентов», — отчиталась руководитель службы Наталия Бочарова. |
Еще одно важное достижение — более пяти тысяч студентов БФУ прошли психологическое тестирование, которое позволяет отследить общий уровень ментального и физического здоровья. Обучающиеся из группы риска находятся под наблюдением сотрудников психологической службы.
Наталия Бочарова, а также профильные специалисты КГТУ и Западного филиала РАНХиГС предложили проработать вопрос взаимодействия с врачами-психиатрами в трудных случаях, а также проводить регулярные встречи специалистов психологических служб вузов для обмена опытом и лучшими практиками.
По мнению членов Совета, на первых курсах следует ввести обязательный модуль, на котором психологи смогли бы решать сразу две задачи: проводить оценку психического здоровья и оказать своевременную помощь, а также дать рекомендации относительно наиболее подходящей траектории развития в рамках выбранной профессии.
Об итогах приемной кампании–2023
Результатами приема поделились ректоры БФУ, КГТУ и Западного филиала РАНХиГС.
В докладе ректор Александр Федоров отметил, что ежегодно БФУ показывает положительную динамику по итогам приема абитуриентов. Речь идет не только о количестве желающих поступить в вуз, но и качестве — 13 стобалльников и 10 победителей всероссийских олимпиад, много поступающих из других регионов нашей страны и иностранных государств.
В БФУ зачислено рекордное число студентов — 4086 человек на программы высшего и среднего образования. Наиболее популярные направления — юриспруденция, IT и медиа. На первый курс поступили почти тысяча иногородних студента из 79 регионов России и 457 иностранных студентов из 32 стран. Лидируют по числу поступивших из иностранных государств: Индия (рекорд вуза — 164 человека), Казахстан, Узбекистан, Туркменистан и Китай. Университету удалось сохранить высокий средний балл ЕГЭ — 75,72 в то время, когда средний балл ЕГЭ по стране — 70,38 баллов.
|
«Отмечу, что перед нами стоит серьезная задача к 2030 году — с открытием неокампуса необходимо значительно увеличить приток студентов и специалистов в регион», — подчеркнул Александр Федоров. |
О кадрах для региона
Центральной темой дискуссии Совета ректоров стала подготовка квалифицированных кадров, которые обеспечат развитие Калининградского региона. О текущей ситуации доложила первый заместитель министра экономического развития, промышленности и торговли Анастасия Абрамова.
По ее словам, в регионе к реализации в ближайшие годы заявлено более 400 проектов, которые создадут 23 тысячи новых рабочих мест. Как минимум по 50 проектам требуются 3,5 тысячи специалистов с высшим образованием. Прогнозируется серьезный рост занятости во всех секторах экономики. Однако уже сейчас наблюдается дисбаланс.
|
«На 15,5 тысяч вакансий от работодателей есть примерно четыре тысячи желающих найти работу. Большой спрос на инженеров, конструкторов, технологов, программистов, а также специалистов в области медицины и образования. По данным нашего Минздрава потребность в кадрах составляет 723 врача. Судя по объявлениям потребность в учителях составляет 237 вакантных места. При этом в регионе строятся девять школ, неокампус «Кантиана» БФУ, впереди ввод в эксплуатации Онкоцентра», — отметила Анастасия Абрамова. |
Для решения кадрового дефицита действуют социальные выплаты и жилищные сертификаты для учителей и врачей, происходит автоматизация процессов на производствах, действует программа релокации специалистов в регион.
|
«Но ключевое решение — активно развивать систему профессионального образования с учетом запроса приоритетных отраслей экономики вместе с вузами. Так, например, с корпорацией «Росатом» мы запустили проект «Баланс трудовых ресурсов», чтобы заблаговременно подготовить инженерно-технические кадры для будущего завода», — рассказала эксперт. |
|
Антон Алиханов, губернатор Калининградской области: |
|
Сегодня нет проблемы с тем, чтобы определить, какие кадры необходимы. Мы обозначили пять ключевых стратегических приоритетов развития региона: новая экономика, агропромышленный комплекс, туризм, здравоохранение и экология. Если калининградские вузы будут готовить специалистов в рамках проектов-маяков по каждому из направлений, то выпускники будут 100% востребованы, а потенциал региона будет повышаться. По сути, нам удалось задать рамки того, на чем стоит сфокурсировать внимание вузам. |
|

Ректор Александр Федоров отметил, что с большинством крупных игроков калининградского рынка вуз уже активно сотрудничает, в том числе в области подготовки кадров и создания совместных программ. Среди них: ОКБ «Факел», «АВТОТОР Холдинг», ООО «ЭнКОР ГРУПП», ООО «РЭНЕРА», «1С-Битрикс» и др.
О подготовке кадров для работы в полиэтнических классах
Председатель Совета ректоров, президент БФУ Андрей Клемешева отметил, что в регионе представлены 132 национальности. Основные потоки международной миграции в последние годы — Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан, Армения и Германия.
|
«Дети мигрантов обучаются в одном классе с детьми, для которых русский — родной язык. Приезжие школьники испытывают трудности в изучении русского языка, им необходима социальная адаптация», — отметил Андрей Клемешев. |
Спикер предложил провести соответствующее социолингвистические исследование в регионе, а также разработать модель повышения квалификации учителей и воспитателей. Руководители вузов договорились провести для этого мероприятие с привлечением своих специалистов.
Ещё по теме
Личный кабинет для cтудента
Личный кабинет для cтудента
Даю согласие на обработку представленных персональных данных, с Политикой обработки персональных данных ознакомлен
Подтверждаю согласие