9 ноября на базе БФУ им. И. Канта состоялся Совет ректоров вузов Калининградской области. В мероприятии приняли участие губернатор Антон Алиханов, заместитель полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Роман Балашов, представители регионального правительства и руководители высших учебных заведений. На совете обсудили меры психологической поддержки обучающихся вузов, итоги приемной компании, подготовку кадров и преподавание русского языка в полиэтнических классах.
О психологической поддержке калининградских студентов
На сегодняшний день во всех крупных вузах доступны кабинеты психологической помощи. В БФУ работа психологической службы стартовала в марте 2022 года. Специалисты помогают студентам разобраться в себе, сделать продуктивными личные и семейные отношения, а также преодолеть трудные жизненные ситуации.
«За это время специалисты провели почти 1900 индивидуальных консультаций для студентов и сотрудников вуза, а также родственников участников СВО, еще 17 — групповых встреч и тренингов по авторской методике. На телефон доверия за помощью обратились почти 1200 человек. Зачастую вопросы связаны с тревожными состояниями, проблемами в межличностных и детско-родительских отношениях, адаптацией в вузе и регионе — это актуально для приезжих студентов», — отчиталась руководитель службы Наталия Бочарова. |
Еще одно важное достижение — более пяти тысяч студентов БФУ прошли психологическое тестирование, которое позволяет отследить общий уровень ментального и физического здоровья. Обучающиеся из группы риска находятся под наблюдением сотрудников психологической службы.
Наталия Бочарова, а также профильные специалисты КГТУ и Западного филиала РАНХиГС предложили проработать вопрос взаимодействия с врачами-психиатрами в трудных случаях, а также проводить регулярные встречи специалистов психологических служб вузов для обмена опытом и лучшими практиками.
По мнению членов Совета, на первых курсах следует ввести обязательный модуль, на котором психологи смогли бы решать сразу две задачи: проводить оценку психического здоровья и оказать своевременную помощь, а также дать рекомендации относительно наиболее подходящей траектории развития в рамках выбранной профессии.
Об итогах приемной кампании–2023
Результатами приема поделились ректоры БФУ, КГТУ и Западного филиала РАНХиГС.
В докладе ректор Александр Федоров отметил, что ежегодно БФУ показывает положительную динамику по итогам приема абитуриентов. Речь идет не только о количестве желающих поступить в вуз, но и качестве — 13 стобалльников и 10 победителей всероссийских олимпиад, много поступающих из других регионов нашей страны и иностранных государств.
В БФУ зачислено рекордное число студентов — 4086 человек на программы высшего и среднего образования. Наиболее популярные направления — юриспруденция, IT и медиа. На первый курс поступили почти тысяча иногородних студента из 79 регионов России и 457 иностранных студентов из 32 стран. Лидируют по числу поступивших из иностранных государств: Индия (рекорд вуза — 164 человека), Казахстан, Узбекистан, Туркменистан и Китай. Университету удалось сохранить высокий средний балл ЕГЭ — 75,72 в то время, когда средний балл ЕГЭ по стране — 70,38 баллов.
«Отмечу, что перед нами стоит серьезная задача к 2030 году — с открытием неокампуса необходимо значительно увеличить приток студентов и специалистов в регион», — подчеркнул Александр Федоров. |
О кадрах для региона
Центральной темой дискуссии Совета ректоров стала подготовка квалифицированных кадров, которые обеспечат развитие Калининградского региона. О текущей ситуации доложила первый заместитель министра экономического развития, промышленности и торговли Анастасия Абрамова.
По ее словам, в регионе к реализации в ближайшие годы заявлено более 400 проектов, которые создадут 23 тысячи новых рабочих мест. Как минимум по 50 проектам требуются 3,5 тысячи специалистов с высшим образованием. Прогнозируется серьезный рост занятости во всех секторах экономики. Однако уже сейчас наблюдается дисбаланс.
«На 15,5 тысяч вакансий от работодателей есть примерно четыре тысячи желающих найти работу. Большой спрос на инженеров, конструкторов, технологов, программистов, а также специалистов в области медицины и образования. По данным нашего Минздрава потребность в кадрах составляет 723 врача. Судя по объявлениям потребность в учителях составляет 237 вакантных места. При этом в регионе строятся девять школ, неокампус «Кантиана» БФУ, впереди ввод в эксплуатации Онкоцентра», — отметила Анастасия Абрамова. |
Для решения кадрового дефицита действуют социальные выплаты и жилищные сертификаты для учителей и врачей, происходит автоматизация процессов на производствах, действует программа релокации специалистов в регион.
«Но ключевое решение — активно развивать систему профессионального образования с учетом запроса приоритетных отраслей экономики вместе с вузами. Так, например, с корпорацией «Росатом» мы запустили проект «Баланс трудовых ресурсов», чтобы заблаговременно подготовить инженерно-технические кадры для будущего завода», — рассказала эксперт. |
Антон Алиханов, губернатор Калининградской области: | |
Сегодня нет проблемы с тем, чтобы определить, какие кадры необходимы. Мы обозначили пять ключевых стратегических приоритетов развития региона: новая экономика, агропромышленный комплекс, туризм, здравоохранение и экология. Если калининградские вузы будут готовить специалистов в рамках проектов-маяков по каждому из направлений, то выпускники будут 100% востребованы, а потенциал региона будет повышаться. По сути, нам удалось задать рамки того, на чем стоит сфокурсировать внимание вузам. |
Ректор Александр Федоров отметил, что с большинством крупных игроков калининградского рынка вуз уже активно сотрудничает, в том числе в области подготовки кадров и создания совместных программ. Среди них: ОКБ «Факел», «АВТОТОР Холдинг», ООО «ЭнКОР ГРУПП», ООО «РЭНЕРА», «1С-Битрикс» и др.
О подготовке кадров для работы в полиэтнических классах
Председатель Совета ректоров, президент БФУ Андрей Клемешева отметил, что в регионе представлены 132 национальности. Основные потоки международной миграции в последние годы — Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан, Армения и Германия.
«Дети мигрантов обучаются в одном классе с детьми, для которых русский — родной язык. Приезжие школьники испытывают трудности в изучении русского языка, им необходима социальная адаптация», — отметил Андрей Клемешев. |
Спикер предложил провести соответствующее социолингвистические исследование в регионе, а также разработать модель повышения квалификации учителей и воспитателей. Руководители вузов договорились провести для этого мероприятие с привлечением своих специалистов.
Ещё по теме
Личный кабинет для
Личный кабинет для cтудента
Даю согласие на обработку представленных персональных данных, с Политикой обработки персональных данных ознакомлен
Подтверждаю согласие