— Он очень тонко чувствовал окружающий мир и умел грамотно его экстраполировать в текст. Автор сумел населить миры своих сказок персонажами, которые с детства учили и учат нас добру, которое само по себе незыблемо, и это «пушкинское добро» хорошо запоминается маленькому читателю.
— В какой последовательности стоит читать произведения?
— Мы привыкли воспринимать Пушкина в хронологии школьной программы: «Повести Белкина», «Дубровский», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», –это отчасти верно и своевременно. Главное: нужно выработать в себе привычку возвращаться к прочитанному, чтобы переосмыслить материал. Поэтому, хронологию можно оставить такой, Пушкин – он разный, но важно заново открывать его для себя в более осознанном возрасте.
— Можно ли считать, что в школьной программе творчество Александра Сергеевича Пушкина не столько про взаимную любовь, сколько про «семя знания», которое обязательно взойдет, чем старше мы станем?
— Да, это точно так. В школьном возрасте мы считываем первичные смыслы: добро, любовь, дружба. Становясь старше, мы находимся в ином контексте мировосприятия: растем мы, с нами растет наш внутренний Пушкин.
— На ваш взгляд, почему принято считать, что Пушкин – «наше все», и так ли это?
— Я думаю, он стал символом времени за свою неподкупную искренность, именно таким мы и хотели бы видеть наше прошлое: реалистичным, со своими проблемами и ожиданиями. И вот, нашелся человек, который смог в своих произведениях выразить эти мысли, желания и идеи народа. В дальнейшем Пушкин стал у каждого свой, совершенно разный, преломляющийся, но каждый его видит каким-то, нет безоценочного суждения о нем.
— Вам не кажется, что порой идеализация писателя доходит до фанатизма? Как будто кроме него в многовековой русской литературе больше никого и не было.
Когда мы говорим «Пушкин», мы имеем в виду не человека, а эпоху и ее расцвет. В нем мы находим всех русских классиков, мыслителей, историков и поэтов. Всех их мы называем нарицательно «Пушкиным», открывая галерею имен, первым пролистываем обложку с портретом Александра Сергеевича.
— За что стоит любить поэта?
— Я уважаю его за то, что он отдал всю жизнь литературе и сумел остаться счастливым. Не могу сказать, что люблю слишком сильно, потому что время идет, и Пушкин далеко не единственный классик на кого стоит оглядываться. Те же Толстой, Достоевский, Чехов, поэты серебряного века, – они все правомерно вписаны в историю наравне с Пушкиным.
— Кто твой «Пушкин»?
— Мой «Пушкин» – Цветаева. Она и сама писала про него. Это связь сквозь времена – через ее восприятие я вижу поэта настоящим.
— Становится ли «наше все» – примером надоедливой рекламной кампании? Бренд «Пушкинской карты», как возможности молодежи просвещаться – это круто, но бренд «Пушкина» как туристического маршрута по литературе, за грани которого многие не хотят выходить – это грустно.
— Работая в библиотеке и опираясь на исследования социологов, я могу сказать, что не читающая молодежь – это стереотип. Среди жителей нашего региона всегда был и есть спрос на умную литературу. Люди находятся в постоянном поиске смыслов, потоке сознания и хотят ответов на вопросы, которые не находят в себе. За ними они обращаются к книгам, вечным темам в них, и на фоне триллеров и книг по психологии, они выбирают русскую классику. Люди читают и не ограничивают себя навязанным ассоциативным рядом. Им интересна история, и они желают в нее окунуться.
— Наследники Пушкина — кто они в наше время?
— Есть традиционалисты, которые используют существующие приемы работы с текстом, фонетикой и темами: любовь и ненависть, добро и зло, дружба и вражда – они зачастую ничего принципиально нового не выражают, разве что находят ответы для самих себя. А есть современники, которые описывают наш быт уже новым языком. Они уходят в эксперименты: с формой, с аудиальностью, с подачей и это всегда интересно. Пушкин – наша точка отсчета, эпицентр литературы, он из новатора своего поколения стал классиком для нас, и уже от него мы начинаем отсчет нашего времени.
— Сленг и англицизмы – враги или друзья русскому языку?
Сленг часто бывает уместен, если используется в меру. Однако, обладая таким богатым языком, молодым авторам нужно прежде всего опирать на него. Языку важно оставаться независимым. Русский язык очень синонимичен, и в нем есть множество возможностей сказать об одном и том же по-разному. Тенденция к упрощению и минимализму во многом берется из массовой культуры, где есть повсеместное желание и неоправданная необходимость заменять полное предложение более емким англицизмом. Чтобы решить эту проблему, стоит начать грамотно писать везде: в Интернете, газетах, рекламных вывесках. Чтобы на всех уровнях было некое лексическое единство.
— О чем хочет читать русский человек?
— Современный русский человек хочет читать о себе. Хочет читать о том, что все будет хорошо, о том, что любая проблема имеет исключительное решение, и что в этой проблеме мы не одни. Он погружает себя в контекст этой проблемы через литературу и хочет верить, что он не один и со всем можно справиться.
— Какие литературные события проходят в регионе?
—Событий много. Сильное затишье было во время ковидных ограничений, когда каждый ушел в себя, начал нарабатывать свой материал. Постепенно мы возвращаемся и вливаемся в привычный режим. Из грядущего: 11 июня в пространстве «Сигнал» пройдет открытый поэтический микрофон от проекта «Голоса», где все желающие смогут прочесть свои работы и произведения понравившихся им авторов. Также 11 июня в 12 часов дня на площадке Калининградской областной научной библиотеки состоится встреча литературного клуба «Прочитано», темой обсуждения станет роман писателя модерниста Бориса Виана «Пена дней», вход свободный.
— Заканчивая интервью, не могу не спросить о читаемой книге сейчас. Какая она?
— На столе у меня лежит роман Алексея Борисовича Сальникова «Опосредованно». Книга про альтернативную реальность, в этот раз затронувшая стихи, которые для героев становятся и горем, и утешением, и частью быта. Пожалуй, так оно и должно быть, когда занимаешься литературой, поэтому роман в каком-то смысле олицетворяет мою работу и жизнь.
Автор: Ида Башкатова
Личный кабинет для
Личный кабинет для cтудента
Даю согласие на обработку представленных персональных данных, с Политикой обработки персональных данных ознакомлен
Подтверждаю согласие