12 ноября студентам БФУ им. И. Канта презентовали федеральный проект «Истоки патриотизма: опыт русской истории и культуры для школьной и студенческой молодежи». Команда специалистов из ведущих вузов России — БФУ им. И. Канта, МГУ им. М. В. Ломоносова, Московского государственного института культуры, Высшего театрального училища имени М. С. Щепкина записали онлайн-курсы с бесплатным доступом на платформе «Универсариум». Специальным гостем мероприятия выступила автор курса «Истоки патриотизма в русской живописи», профессор Московского государственного института культуры, доктор культурологии Наталья Синявина. В работе эксперт представила свой взгляд на поиск оснований для патриотической картины мира в истории русской живописи.
В интервью kantiana.ru Наталья Синявина рассказала, какие художественные особенности присущи живописным работам в попытке передать любовь к Родине, какой уникальный образ используют авторы для России и что общего в работах древнерусских мастеров и авангардистов.
— Наталья Владимировна, расскажите, пожалуйста, что послужило отправной точкой для разработки программы курса «Истоки патриотизма в русской живописи»?
— Я выделила для себя наиболее значимые эпохи, когда художественный образ России был представлен наиболее ярко. Прежде всего это Древняя Русь и зарождение христианства, появление иконописи. Далее это период 15–16 веков, когда Русь находилась в чрезвычайно сложной ситуации, оставшись единственным православным государством. Желание сохранить православие не только в своей стране, но и за рубежом, находит отражение в объединении всех святых в иконостасе. Появление высокого русского иконостаса — это следующая знаковая точка.
XIX век — период, когда Россия начинает рефлексировать, искать себя на карте мира и свой образ. Она Восток или Запад? Это выливается в спор славянофилов и западников. И поэтому интерес русских художников в этот момент переключается на изображение «собственной России», как раз в образе матери, в образе такой богини, как мы видим это у Алексея Венецианова. И в том же XIX веке русская живопись проделывает колоссальный рывок — прежде всего, обратите внимание на работы Василия Сурикова с его глубокой погруженностью в материал. XX век — это Филипп Малявин, Кузьма Петров-Водкин, у которых тема материнства проходит красной нитью. Обратите внимание на Ираклия Тоидзе, у которого Россия тоже показана в образе матери, которая просит ее защитить.
Таким образом, курс выстроился в логике демонстрации образа Руси, России на протяжении веков — какой ее видели художники.— Как раскрыт образ России у мастеров разных эпох?
— В Древней Руси образ Богоматери представлен в нескольких вариантах, поскольку ее иконография очень разнообразна. Ее образ олицетворяет тему материнства и жертвенности, что характерно для русской культуры.
Посмотрите на работу Петрова-Водкина 1913-1915 гг. «Мать» или изображение девушек на берегу Волги, у него также есть «Петроградская Мадонна» 1918 года. На примере его работ можно проследить, каким образом меняется его отношение к теме материнства и к России как к стране, Отечеству, которое он несомненно любит и за которое переживает.
Малявин с его «Вихрем», русскими крестьянками, которые олицетворяют вот эту удаль, которая есть в русском человеке, женщине, которая, как мы знаем, и в горящую избу может войти. Самохвалов пишет новую советскую женщину — она девушка, в которой видим образ молодой России. В послереволюционный период Казимир Малевич уделяет внимание крестьянской теме — видно, как ему близка эта тема.
— Такой образ характер именно для русской культуры. В мифологии других стран мы встречаем отражение культа предков, но не матери. Возьмем, к примеру, Древнюю Грецию — много богинь, но женщина в греческом обществе не значила вообще ничего, она не принимает каких-то решений. Эпоха Возрождения и образ Мадонны — но здесь нет какой привязки к национальному компоненту Италии. То есть это возрождение античного образа богини, пропущенного через призму христианских ценностей.
Китай и Япония — здесь в основном пейзажная живопись, как отражение даосизма, синтоизма, буддизма и нивелирования, растворения личности в природе.
— Как, на ваш взгляд, специфика живописного языка (композиция, цвет, символика) позволяет транслировать патриотические идеи иначе, чем, например, литературные или исторические тексты?
— В работах начала XX века увидим сферическую перспективу, взгляд сверху, это то, что присутствует как раз у Петрова-Водкина и у многих художников этого периода, благодаря чему мы видим широту простора территории России. Иногда это низкая линия горизонта, как у Васнецова, и поле кажется бескрайним, сливающимся где-то далеко с небом. За счет этого демонстрируются размеры нашей страны. У нас очень многие категории показаны через пространство — самая большая страна, самая длинная река, самое глубокое озеро. Вот этот простор территории все живописцы пытаются отразить.
Используются цвета из древнерусской живописи, иконописи — ни один мастер 20 века не прошел мимо этой палитры, которые использовали древнерусские мастера: чистый синий, красный, зеленый — все это мы находим в живописи авангардистов начала 20 века. Это их сознательный выбор, они пишут даже об этом трактаты — это и Кандинский, и Петров-Водкин, и Малевич, и Филонов.
— Онлайн-формат предполагает особую подачу материала. Какие методические приемы вы использовали, чтобы сделать курс не просто информативным, но и увлекательным?
— Я постаралась исключить сложные термины и сделать рассказ о русской живописи эмоциональным — за счет личных историй, иллюстраций, интересных событий и фактов.
Например, при рассказе об Андрее Рублеве я упоминаю интересный факт. В Спасо-Андрониковом монастыре в начале 2000-х годов проходили реставрационные работы, при которых обнаружили захоронение двух монахов-чернецов начала 15 века. По итогам анализа и экспертиз было установлено, что монахи занимались, скорее всего, живописью, так как довольно часто они контактировали со свинцом, а именно в красках использовался свинец. Также известно, что Андрей Рублев вместе со своим товарищем Даниилом Черным действительно умерли примерно в одно время, в 1430-е годы.
Когда с помощью компьютерной программы был сделан портрет одного из чернецов, то на эксперта смотрело лицо, удивительно похожее на Анатолия Солоницына, который играл в одноименном фильме Андрея Тарковского «Андрей Рублев». Предоставляете, автор угадал тип лица, а каждая эпоха имеет свой тип лица.
— Как, на ваш взгляд, можно описать патриотическую картину мира, отличается ли она у студентов и у преподавателей?
— Со своими студентами я довольно часто разговариваю на эту тему, что для них патриотизм. Для молодых людей — это прежде всего семья и очень близкий круг людей, а государство — какая-то система. Для поколения, которое росло в СССР, патриотизм не ограничивается любовью к семье, а также включает любовь к государству. И вот это разделение — государство и Отечество — происходит в 19 веке. Не случайно война 1812 года получает название «Отечественная». Для гармоничного развития важно в восприятии объединить ценности семьи и государства.
Приглашаем студентов и преподавателей познакомиться с курсами проекта «Истоки патриотизма: опыт русской истории и культуры для школьной и студенческой молодежи»:
Курс «Истоки патриотизма в русской литературе»
Курс «Истоки патриотизма в русской живописи»
Курс «Истоки патриотизма в истории возникновения русского театра»
Курс «Русская история: истоки и многообразие патриотизма»
Проект «Истоки патриотизма: опыт русской истории и культуры для школьной и студенческой молодежи» Фонда поддержки творческих инициатив «Мир» реализуется при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в рамках федерального проекта «Мы вместе (Воспитание гармонично развитой личности)».
Личный кабинет для cтудента
Личный кабинет для cтудента
Даю согласие на обработку представленных персональных данных, с Политикой обработки персональных данных ознакомлен
Подтверждаю согласие