Балтийское море хранит в себе много тайн, но готово щедро поделиться удивительными открытиями с теми, кто всерьез готов приняться за их разгадку. Для всех, кто интересуется морским природным и культурным наследием, в БФУ им. И. Канта стартует новая образовательная программа магистратуры. Она реализуется в партнерстве с Севастопольским государственным университетом — членом Морского консорциума.
Сегодня наш гость — директор научно-образовательного центра «Геоэкология и морское природопользование», заместитель директора по научной работе Атлантического отделения Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН, кандидат геолого-минералогических наук Лейла Джангировна Баширова.
— «Морское природное и культурное наследие» — довольно емкое название. О чем эта программа?
— Название действительно емкое и для непосвященного человека может показаться абстрактным. Хотя на самом деле, если вдуматься... «морское» — все, что связано с морем. Культурное наследие — то, что оставляет после себя человек, цивилизация. Это затопленные суда и химическое оружие, маяки, исторические суда, базирующиеся на берегу, исторические здания и монументы, связанные с морем. Природное наследие — то, что оставила нам природа. Это древние затопленные пни в Зеленоградске — следы реликтового янтарного леса, древние береговые линии — следы наступления моря на сушу, подводные ландшафты...
— Обычно изучением наследия занимаются историки, а здесь программа связана с экологией и природопользованием. Почему?
— Все то наследие, которое находится в российской Балтике нужно не только охранять и изучать, его еще и нужно правильно использовать, популяризировать там, где это возможно. Поэтому это очень важно — знать, как на сохранность объектов наследия влияет окружающая среда.
Если на дне моря лежит деревянное судно, то оно может разрушаться из-за морских организмов, на его структуру влияет определенная температура, соленость, даже состав осадков на дне, шторма. Это как раз задача для экологов. |
Кроме того, необходимо правильно планировать деятельность человека на море с учетом знаний о расположении объектов и территорий морского наследия. Для этого составляются морские пространственные планы. Балтийское море испытывает колоссальную нагрузку от хозяйственной деятельности человека, как и другие маленькие полузамкнутые моря, поэтому нужно владеть знаниями о том, как состыковать разные виды деятельности, интегрировать в морские пространственные планы морское наследие. Нужно понимать, где нужно выделять охранные зоны, какие объекты и территории можно использовать для туризма — например, затонувшие суда могут стать частью подводного туристического маршрута.
— Поступить в магистратуру сможет выпускник любого направления?
— Учиться могут выпускники разных программ бакалавриата и специалитета. В магистратуре довольно широкий спектр выпускных квалификационных работ, для исследования можно взять любой аспект. Например, историкам может быть интересна археология, экологам — условия, в которых сохраняются на дне моря и океана затонувшие объекты. Юристам — морское право— ведь у нас до сих пор неоднозначен статус морского наследия. Для химиков и биологов — это возможность и дальше развиваться по своему базовому образованию. Если человек любит программировать, он может выбрать тему, связанную с созданием базы данных по визуализации объектов морского наследия. Другие варианты: создание сайтов и геоинформационных систем.
— Где будут работать будущие магистры?
— Возможностей очень много не только в нашем регионе, но и в любом другом, где есть море!
Идея создания этой образовательной программы возникла из-за катастрофического дефицита специалистов. Мы давно дружим с Музеем мирового океана, многие наши сотрудники являются разработчиками экспозиций, реализуем совместные проекты. Когда мы стали работать над международным проектом по морскому наследию в 2017–2020 годах, создавать базу данных объектов, оказалось, что у нас дефицит морских археологов. Очень мало специалистов, которые разбираются в правовом статусе морского наследия или умеют составлять паспорт объекта, чтобы включить его в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.
В Музее мирового океана строится новый корпус «Планета океан». Для него нужны специалисты, вот-вот будет запущен Центр подводных исследований, куда тоже нужны эксперты по морскому природному и культурному наследию.
Выпускников программы будут ждать в органах власти и, конечно же, в научных институтах. В Калининградской области острый дефицит таких специалистов, они буквально нарасхват.
Выпускник магистратуры может найти себя в широком спектре профессий — это и эколог, и сотрудник национальных парков, особо охраняемых природных территорий, органов власти, работник музея или музейного центра, преподаватель, ученый, программист. |
— Интересно учиться?
— В программу обучения входят как фундаментальные, так и прикладные дисциплины — от институциональных основ изучения морского наследия, исторических аспектов морского природопользования Балтики, до прибрежной и морской археологии, музеефикации памятников наследия и так далее.
У нас работают как преподаватели БФУ им. И. Канта, так и привлеченные специалисты — ученые Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН, руководство Музея мирового океана. Более того, это сетевая магистратура. У нас будут читать лекции коллеги из Казанского федерального университета (где есть отдельное направление в области археологии, кафедра реставрации наследия), из Эрмитажа. Конечно, из Севастопольского государственного университета, где очень много специалистов по морской археологии.
— Во время учебы ваши магистранты будут знакомиться с морем?
— Обязательно! БФУ им. И. Канта и Институт океанологии реализуют совместный проект «Плавучий университет». Студенты выходят в открытое море на научно-исследовательских судах, могут попробовать себя в экспедиционных отрядах, послушать лекции от ведущих ученых.
С помощью геоакустического оборудования судно может пройти над местом, где расположен затонувший корабль, и получить картинку. А далее — измерения, поиск и идентификация объекта, история кораблекрушения, и так далее. Самое главное — поиск таких мест.
Казалось бы, все исхожено на Балтике, тем более в нашей зоне. Но прошлом году как раз студентка БФУ им. И. Канта во время вахты на судне нашла на дне море затопленный корабль, который ранее был неизвестен.
Кроме того, магистранты смогут принимать участие в научно-исследовательских экспедициях, заниматься реальной научной работой.
— Нужно ли сдавать вступительные экзамены или ЕГЭ?
— Вступительное испытание — это конкурс портфолио, в которое входит мотивационное эссе и информация о достижениях, публикациях и т. д.
Мы ждем всех, кто заинтересован темой морского природного культурного наследия!
*Образовательную программу магистратуры «Морское природное и культурное наследие» реализует НОЦ «Геоэкология и морское природопользование» Института живых систем БФУ им. И. Канта.
Личный кабинет для
Личный кабинет для cтудента
Даю согласие на обработку представленных персональных данных, с Политикой обработки персональных данных ознакомлен
Подтверждаю согласие