14 марта в Кафедральном соборе на острове Иммануила Канта пройдет торжественный мемориальный концерт. Мероприятие пройдет в рамках разработанного учеными БФУ им. И. Канта Фестиваля Густава Кирхгоффа. Фестиваль приурочен к 200-летию со дня рождения великого физика. Управлять симфоническим оркестром будет прямой потомок ученого — дирижер Михаил Кирхгофф. Музыкант рассказал о том, как он собирал программу концерта, а также о том, почему не слушает музыку в свободное от работы время.
— Как вы узнали о своей родственной связи с великим ученым?
— Еще в раннем детстве со слов отца. Он много мне об этом рассказывал, но тогда я не придавал этому большого значения. С возрастом мне стало действительно интересно. В моем распоряжении появились рукописи, архивные документы, которые подтверждают наше родство с Густавом Кирхгоффом. Мой отец и бабушка Александра Йогель много писали об этом. Поэтому нет никаких сомнений, что я не однофамилец, а прямой потомок ученого.
— Сказалось ли это знание на вашем восприятии себя?
— Наверное, я почувствовал больше ответственности перед самим собой, делом которым я занимаюсь и великими предками. Кстати говоря, мой предок по линии матери отца, был первым танцмейстером в Москве. На балу у Петра Йогеля Александр Сергеевич Пушкин встретил Наталью Гончарову.
Я понял, что нужно подходить к делу с осознанием, что в роду были люди, которые добились на этой земле всего. Я не должен уронить честь рода.
— При знакомстве с людьми вы распространяетесь о своем родстве?
— Обычно нет. Рассказываю, только если спрашивают.
|
|
Отрывок из дневника Александры Йогель (в замужестве Кирхгофф) — Бабушки Михаила Кирхгоффа — в котором она размышляет о будущем своего сына (отца Михаила): «…А в сыне, быть может, сказывалась страсть к изысканиям его знаменитого предка, профессора Гейдельбергского университета — Густава Роберта Киргоффа. Какие из всех этих влияний возьмут верх в моем мальчишке? Поживем — увидим. А пока он сладко спит…». |
— Почему вы решили принять участие в фестивале?
— Это чистая случайность. Меня познакомили с руководителем проекта профессором Михаилом Анатольевичем Никитиным. Я был этому очень рад. Он рассказал, что собирается проводить фестиваль Кирхгоффа. Михаил Анатольевич так же был рад, что встретил меня именно в такой момент.
Конечно, я не мог остаться за рамками этого события и принимаю в нем самое активное участие.
— Какие произведения войдут в программу концерта?
— Очень тяжело было подбирать программу, так как она должна соответствовать эпохе Густава Кирхгоффа. Я решил остановиться на не менее гениальном писателе-сказочнике, композиторе Эрнсте Теодоре Амадее Гофмане. Он является визитной карточкой Кенигсберга (Историческое название Калининграда). Поэтому на концерте прозвучит очень редко исполняемая симфония композитора. Также гости услышат сочинения на тему сказок Гофмана: фрагмент «Щелкунчика» Петра Ильича Чайковского, ария Олимпии из оперы Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана».
Кроме того, Кирхгофф был членом Петербургской академии наук, поэтому в программу вошел торжественный полонез из оперы «Евгений Онегин» Чайковского. Завершит концерт «Лунный свет» Клода Дебюсси, потому что в 1935 году именем Густава Кирхгоффа был назван кратер на видимой стороне Луны.
— Близка ли вам физика? Как вам кажется, может ли в человеке сочетаться любовь к искусству и интерес к точным наукам?
— Признаюсь честно, физика от меня очень далека. Я плохо учился в школе, потому что я занимался музыкой. У меня было астрономическое количество концертов, гастролей с самого детства: уже в 12 лет я целый месяц гастролировал в Соединенных Штатах — 30 концертов за 33 дня. Поэтому до точных наук мне не было ни дела, ни времени. Зато мой сын Григорий сейчас учится на факультете экономической безопасности. Как раз у него с точными науками все в полном порядке. Прадед скорее нашел свое воплощение в прапраправнуке.
Мне все-таки кажется, что музыкант не может быть связан естественными науками, потому что в музыке все слишком относительно.
— Всегда было интересно спросить у человека, который посвятил свою жизнь классической музыке: что вы слушаете? Неужели в ваших наушниках тоже звучит классика?
— Очень интересный вопрос. Я ничего не слушаю. Я являюсь не только исполнителем, но и слушателем программ. Мне все время приходится подбирать солистов для концертов, выискивать таланты, слушать интерпретации сочинений, которые я дирижирую. Для меня это все часть работы. В моей жизни настолько хватает музыки, что в свободное время я предпочитаю ничего не слушать и отдыхать от мира звуков.
— Что бы вы посоветовали послушать тем, кто говорит, что классика — это скучно?
— В нашей стране, к счастью, нет особых проблем с публикой, которая посещает концерты классической музыки. В большинстве своем семьи отправляют своих детей учиться музыке: на фортепиано, флейту, скрипку — неважно, но отправляют. 90 процентов ребят, окончивших музыкальную школу, не связывают свою жизнь с музыкой, потому что это сложно: надо выдержать много экзаменов, чтобы поступить в училище, а в консерватории еще сложнее. В итоге они оставляют эту затею и наслаждаются жизнью.
Но в зрелом возрасте они приходят на концерты классической музыки. Именно у такого контингента возникает понимание того, что происходит: сколько каждый человек потратил энергии и сил, чтобы оказаться на сцене. Они могут оценить игру музыкантов по достоинству.
Какую музыку я бы мог посоветовать? Есть, конечно, классический хит-парад: «Щелкунчик» Чайковского, «Времена года» Вивальди, Симфония № 40 Моцарта — это все узнаваемая музыка. Я бы сказал, что для того, чтобы впервые пойти на концерт классической музыки, нужно выбрать что-то знакомое для себя. Так сложится параллель между тем, что вы слышали у себя в наушниках и тем, что происходит живьем на сцене.
Напомним, что концерт пройдет 14 марта в 19:00. Для посещения необходимо заполнить форму.
Реализация проекта «Фестиваль Густава Кирхгоффа» стала возможна благодаря поддержке Фонда президентских грантов.
|
Справка 12 марта 1824 года родился великий физик, уроженец Кенигсберга (Историческое название Калининграда), выпускник Кенигсберского университета и член Петербургской академии наук Густав Кирхгофф. Он, несомненно, является крупнейшим физиком и педагогом конца 19 века. Школьникам всего мира Кирхгофф известен как автор знаменитых законов Кирхгофа для электрических цепей. Но гораздо более весомым вкладом Густава Киргоффа в мировую науку являются его исследования по тепловому излучению, теории электромагнетизма, дифракции и механике упругих сред. Открытые им законы теплового излучения стали фундаментом, на котором сформировались современные представления о квантовой природе излучения. Его пионерские исследования спектров излучения стали основой спектрального анализа, важного своими приложениями в физике, химии и астрономии. Все великие открытия астрономии XX века, так или иначе, связаны с использованием спектрального анализа для определения состава звезд, межзвездного вещества, атмосфер планет и скоростей движения звезд и разбегания галактик. Столь же весом вклад спектрального анализа в развитие атомной и молекулярной физики, химии и техники. Фундаментальные научные открытия Густава Кирхгофа ставят его в один ряд с такими выдающимися уроженцами Восточной Пруссии, как Иммануил Кант и Вильгельм Бессель, которым по заслугам воздается должное признание в Калининградской области. |
Ещё по теме
Личный кабинет для cтудента
Личный кабинет для cтудента
Даю согласие на обработку представленных персональных данных, с Политикой обработки персональных данных ознакомлен
Подтверждаю согласие