14 марта в Кафедральном соборе на острове Иммануила Канта пройдет торжественный мемориальный концерт. Мероприятие пройдет в рамках разработанного учеными БФУ им. И. Канта Фестиваля Густава Кирхгоффа. Фестиваль приурочен к 200-летию со дня рождения великого физика. Управлять симфоническим оркестром будет прямой потомок ученого — дирижер Михаил Кирхгофф. Музыкант рассказал о том, как он собирал программу концерта, а также о том, почему не слушает музыку в свободное от работы время.
— Как вы узнали о своей родственной связи с великим ученым?
— Еще в раннем детстве со слов отца. Он много мне об этом рассказывал, но тогда я не придавал этому большого значения. С возрастом мне стало действительно интересно. В моем распоряжении появились рукописи, архивные документы, которые подтверждают наше родство с Густавом Кирхгоффом. Мой отец и бабушка Александра Йогель много писали об этом. Поэтому нет никаких сомнений, что я не однофамилец, а прямой потомок ученого.
— Сказалось ли это знание на вашем восприятии себя?
— Наверное, я почувствовал больше ответственности перед самим собой, делом которым я занимаюсь и великими предками. Кстати говоря, мой предок по линии матери отца, был первым танцмейстером в Москве. На балу у Петра Йогеля Александр Сергеевич Пушкин встретил Наталью Гончарову.
Я понял, что нужно подходить к делу с осознанием, что в роду были люди, которые добились на этой земле всего. Я не должен уронить честь рода.
— При знакомстве с людьми вы распространяетесь о своем родстве?
— Обычно нет. Рассказываю, только если спрашивают.
Отрывок из дневника Александры Йогель (в замужестве Кирхгофф) — Бабушки Михаила Кирхгоффа — в котором она размышляет о будущем своего сына (отца Михаила): «…А в сыне, быть может, сказывалась страсть к изысканиям его знаменитого предка, профессора Гейдельбергского университета — Густава Роберта Киргоффа. Какие из всех этих влияний возьмут верх в моем мальчишке? Поживем — увидим. А пока он сладко спит…». |
— Почему вы решили принять участие в фестивале?
— Это чистая случайность. Меня познакомили с руководителем проекта профессором Михаилом Анатольевичем Никитиным. Я был этому очень рад. Он рассказал, что собирается проводить фестиваль Кирхгоффа. Михаил Анатольевич так же был рад, что встретил меня именно в такой момент.
Конечно, я не мог остаться за рамками этого события и принимаю в нем самое активное участие.
— Какие произведения войдут в программу концерта?
— Очень тяжело было подбирать программу, так как она должна соответствовать эпохе Густава Кирхгоффа. Я решил остановиться на не менее гениальном писателе-сказочнике, композиторе Эрнсте Теодоре Амадее Гофмане. Он является визитной карточкой Кенигсберга (Историческое название Калининграда). Поэтому на концерте прозвучит очень редко исполняемая симфония композитора. Также гости услышат сочинения на тему сказок Гофмана: фрагмент «Щелкунчика» Петра Ильича Чайковского, ария Олимпии из оперы Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана».
Кроме того, Кирхгофф был членом Петербургской академии наук, поэтому в программу вошел торжественный полонез из оперы «Евгений Онегин» Чайковского. Завершит концерт «Лунный свет» Клода Дебюсси, потому что в 1935 году именем Густава Кирхгоффа был назван кратер на видимой стороне Луны.
— Близка ли вам физика? Как вам кажется, может ли в человеке сочетаться любовь к искусству и интерес к точным наукам?
— Признаюсь честно, физика от меня очень далека. Я плохо учился в школе, потому что я занимался музыкой. У меня было астрономическое количество концертов, гастролей с самого детства: уже в 12 лет я целый месяц гастролировал в Соединенных Штатах — 30 концертов за 33 дня. Поэтому до точных наук мне не было ни дела, ни времени. Зато мой сын Григорий сейчас учится на факультете экономической безопасности. Как раз у него с точными науками все в полном порядке. Прадед скорее нашел свое воплощение в прапраправнуке.
Мне все-таки кажется, что музыкант не может быть связан естественными науками, потому что в музыке все слишком относительно.
— Всегда было интересно спросить у человека, который посвятил свою жизнь классической музыке: что вы слушаете? Неужели в ваших наушниках тоже звучит классика?
— Очень интересный вопрос. Я ничего не слушаю. Я являюсь не только исполнителем, но и слушателем программ. Мне все время приходится подбирать солистов для концертов, выискивать таланты, слушать интерпретации сочинений, которые я дирижирую. Для меня это все часть работы. В моей жизни настолько хватает музыки, что в свободное время я предпочитаю ничего не слушать и отдыхать от мира звуков.
— Что бы вы посоветовали послушать тем, кто говорит, что классика — это скучно?
— В нашей стране, к счастью, нет особых проблем с публикой, которая посещает концерты классической музыки. В большинстве своем семьи отправляют своих детей учиться музыке: на фортепиано, флейту, скрипку — неважно, но отправляют. 90 процентов ребят, окончивших музыкальную школу, не связывают свою жизнь с музыкой, потому что это сложно: надо выдержать много экзаменов, чтобы поступить в училище, а в консерватории еще сложнее. В итоге они оставляют эту затею и наслаждаются жизнью.
Но в зрелом возрасте они приходят на концерты классической музыки. Именно у такого контингента возникает понимание того, что происходит: сколько каждый человек потратил энергии и сил, чтобы оказаться на сцене. Они могут оценить игру музыкантов по достоинству.
Какую музыку я бы мог посоветовать? Есть, конечно, классический хит-парад: «Щелкунчик» Чайковского, «Времена года» Вивальди, Симфония № 40 Моцарта — это все узнаваемая музыка. Я бы сказал, что для того, чтобы впервые пойти на концерт классической музыки, нужно выбрать что-то знакомое для себя. Так сложится параллель между тем, что вы слышали у себя в наушниках и тем, что происходит живьем на сцене.
Напомним, что концерт пройдет 14 марта в 19:00. Для посещения необходимо заполнить форму.
Реализация проекта «Фестиваль Густава Кирхгоффа» стала возможна благодаря поддержке Фонда президентских грантов.
Справка 12 марта 1824 года родился великий физик, уроженец Кенигсберга (Историческое название Калининграда), выпускник Кенигсберского университета и член Петербургской академии наук Густав Кирхгофф. Он, несомненно, является крупнейшим физиком и педагогом конца 19 века. Школьникам всего мира Кирхгофф известен как автор знаменитых законов Кирхгофа для электрических цепей. Но гораздо более весомым вкладом Густава Киргоффа в мировую науку являются его исследования по тепловому излучению, теории электромагнетизма, дифракции и механике упругих сред. Открытые им законы теплового излучения стали фундаментом, на котором сформировались современные представления о квантовой природе излучения. Его пионерские исследования спектров излучения стали основой спектрального анализа, важного своими приложениями в физике, химии и астрономии. Все великие открытия астрономии XX века, так или иначе, связаны с использованием спектрального анализа для определения состава звезд, межзвездного вещества, атмосфер планет и скоростей движения звезд и разбегания галактик. Столь же весом вклад спектрального анализа в развитие атомной и молекулярной физики, химии и техники. Фундаментальные научные открытия Густава Кирхгофа ставят его в один ряд с такими выдающимися уроженцами Восточной Пруссии, как Иммануил Кант и Вильгельм Бессель, которым по заслугам воздается должное признание в Калининградской области. |
Ещё по теме
Личный кабинет для
Личный кабинет для cтудента
Даю согласие на обработку представленных персональных данных, с Политикой обработки персональных данных ознакомлен
Подтверждаю согласие