В Балтийском федеральном учится более 12 тысяч студентов. У каждого кантианца свои правила жизни, стиль и направление, в котором хочется реализоваться и громко заявить о себе. Если театр начинается с вешалки, то движущая сила университета — это непохожие друг на друга, самобытные и увлеченные ребята. Их точка притяжения — самый западный вуз страны, где можно не только получить уникальный опыт, но и изменить целый мир.
Давайте начнем знакомство с яркими представителями Кантианы, поймем, чем они дышат, куда направляют энергию, и что их мотивирует на свершения. В рамках рубрики «БФУ в лицах» поговорили со студенткой Высшей школы образования и психологии Ладой Лазицкой о том, как литература отражается в повседневном образе человека, почему психология начинается с любви к себе, и как понять, что выход из зоны комфорта — не вызов, а возможность расширить собственные границы.
— В какой моменты вы поняли, что психология — дело, которым вы хотите заниматься по жизни? Как мне кажется, учеба в школе только косвенно может сформировать внутреннюю потребность в этом.
— После выпускных экзаменов я подала документы на специальность «Управление персоналом», но мне не хватило балла, чтобы с разбега окунуться в студенчество. Год находилась один на один с навязчивыми мыслями, что все мои одноклассники поступили, а я – нет. Именно в этот момент шаблоны и стали рваться. Начала разбираться в себе, поняла, что мне интересны люди, стала узнавать, к чему нужно подготовиться, чтобы поступить на психологию. Желание найти себя в жизни тесно пересекалось с главной целью – уехать из дома. Мне хотелось попробовать себя в Москве, Крыму, Калининграде или Владивостоке.
— Сегодня вы студентка БФУ им. И. Канта и уже третий год грызете гранит науки по направлению «Психология». Хочется вернуться к истокам и оценить, каким было ваше становление в университете, так ли легко давалась учеба, какие ожидания разбились о реальность или со временем раскрылись иначе.
— Честно говоря, трудности начались раньше, чем учебный семестр. Вспоминая, как проходило поступление, сейчас я выдыхаю, а будущим абитуриентам советую взять на заметку: при зачислении могут произойти все непредвиденные обстоятельства в виде технических неполадок, потери заявления и прочего. Выглядит как катастрофа, но нет таких проблем, которые нельзя было разрешить. Университет прилагает все возможные усилия для этого — наберитесь терпения и все получится. Учась на третьем курсе мне об этом легко говорить, но, когда складывается впечатление, что ты снова не поступил — это безумно обидно. Я стала студенткой Балтийского федерального, но из-за упущенного времени в процессе разбирательства с документами меня зачислили на программу «Социология». Так я полгода училась на социолога, а после новогодних праздников перевелась на желанное направление — со второго семестра я официально стала кантианцем-психологом.
— Каково было погрузиться в сферу деятельности, к которой вы так упорно шли?
— Я испытывала смешанные чувства. Происходило что-то странное, почти все предметы не были связаны с психологией. Прозвучит невероятно, но расслабиться получилось только когда началась практика. После погружения в рабочую среду в расписании появились профильные модули, и я наконец-то поймала себя на мысли, что нахожусь в своей тарелке. Я не уверена, что мое призвание – специалист, который ведет ежедневный прием, или становится проводником для пациента во время терапии. Мне нравится взаимодействовать с людьми, раскрывать таланты и направлять их в нужное русло, поэтому я точно смогу стать человеком, с которым коммуникация будет эффективна.
Для меня психология – это инструмент. Благодаря университетским знаниям я действительно начинаю понимать, как можно помочь людям, чтобы они заявили о себе. К примеру, работая в команде студсовета ВШОиП (прим. Лада — председатель сообщества), мы принимали активное участие в проведение праздника «День мороженого». У меня есть напарница-художница. Я предложила нарисовать ей стикеры в ее стиле. Итог превзошел все ожидания: у нас появился не только классный продукт, но и несколько сотен довольных кантианцев, среди которых — моя коллега по студсовету, заряженная на новые творческие прорывы. У нее даже интервью взяли, добавили в рубрику об организаторах «Кто остался в тени». Когда человека признают, он расцветает.
— Когда вы поняли, что вы любите людей?
— Три года назад. Я принимаю их и никак не хочу менять. Я стараюсь доверять им, какими бы они ни были.
— Вы реализуете себя, принося пользу окружающим. Однако, мы с вами начали с того, что вам самой нужна была помощь. Как вы в итоге спасали себя, когда в голову лезли дурные мысли и казалось, что все, за что ни возьмешься — рушится?
— Я осознала, что не существует какой-то идеальной нормы, как поступать в этой жизни, чтобы оказаться наверняка правой. Не все должны поступать после школы в университет или сразу находить свое призвание. Нет определенного периода, когда решается «все» или «ничего». И как раз психология помогла мне понять, какими бывают люди. Ты сам определяешь собственную ценность: все твои особенности и делают тебя уникальным и настоящим. Если бы мы были все одинаковыми и последовательными, только в 18 поступали в университет, то мир бы был таким скучным и неинтересным. Эта мысль начала меня спасать — мой путь такой, какой есть. Он не должен соответствовать законам условного успеха или чьим-то ожиданиям. У нас всех совершенно разные дороги, которые не надо сравнивать друг с другом, иначе вместо направлений будет одна большая яма.
Всегда думала, что быть интровертом и добиваться всего самой — необходимость. Раньше старалась как-то себя показать и доказать, что я все могу сама. Теперь понимаю, что люди вокруг меня — кладезь сил и вдохновения. Стоит только начать взаимодействовать, и вы уже вместе что-то создаете. Найти своих людей, которые станут частью фундамента твоей жизни — действенный способ избавиться от любого недуга. Если наша жизнь — набор пазлов, то самый важный из них — быть открытым миру.
— У каждой дороги есть свои развилки. Куда бы вы хотели свернуть в следующий раз?
— Сложно сказать, сейчас у меня очень насыщенное время, столько, как вы правильно сказали, развилок. Хочется попробовать все. Есть свои страхи, опасения, но при этом я точно знаю, что двигаюсь навстречу тому, что интересно.
— Нужно ли всегда идти туда, где страшно?
— Я думаю, если ты боишься, но чего-то очень хочешь, то туда и надо идти. Это именно та граница твоей зоны комфорта, пройдя которую ты станешь еще счастливее. И если такое происходит в твоей жизни, надо туда идти. Да, страшно, но это необходимый опыт. Например, я в этом плане очень сомнительный человек. Обычно во всех красках себе расписываю, что пойдет не так, но потом обязательно беру себя в руки и иду. Такие возможности делают тебя лучше, полноценнее, ты познаешь себя, понимаешь, что вот это мне нравится, вот это — мое.
— Выходит, мы не только находимся в зоне комфорта, а еще осваиваем и расширяем ее.
— Верно, но согласитесь — страшно же ее расширять! Раньше поговорить «о погоде» с кем-то незнакомым для меня было трагедией. Сегодня мне легко даются знакомства, а самое главное — есть потребность и желание в появлении новых контактов. Все мои катастрофы и несчастливые сценарии, которые я проигрываю в своей голове, не происходят, а это значит, что нужно меньше заморачиваться и тормозить себя.
— Почему нет счастливого сценария на ситуации, которые вас беспокоят? Невозможно же постоянно находится под прессом собственных мыслей, где что-то должно обязательно пойти не так, как было задумано.
— Я не знаю «почему» и всеми силами стараюсь избавиться от дурной привычки. Все, что происходит в моей жизни, в большинстве случаев заканчивается положительно, но… Может, это берется из детства. Никто не рассказывал мне, что после грозы бывает радуга.
— Поэтому вы доносите эту мысль до людей вокруг себя?
— Да, и, может быть, я пытаюсь себя в ней как-то убедить. Одно дело, когда у тебя мысли по кругу ходят в голове и совсем другое, когда ты их облачаешь в какую-то форму — говоришь вслух, что-то создаешь в этом состоянии. Тогда сам начинаешь верить в лучшее и понимать, что все не так плохо, как кажется. Кирпичик уверенности закладывается.
— Как вам удается сохранить баланс в непостоянстве обстоятельств? Когда тревога зачастую одолевает, но нельзя изменить своим правилам.
— Во-первых, я стараюсь переключаться. Чувства, мысли, люди, встречи и так далее — все это вокруг нас происходит каждый день, если зациклиться на чем-то одном, то долго не протянешь. Во-вторых, я фанат систематизации. У меня в комнате стоит огромная маркерная доска и фломастеры. На нее я выплескиваю все, что меня тревожит. Особенно, если сильные эмоции, я люблю рисовать. Неважно, как это получается, главное, что все выходит.
А еще, здорово, когда есть ритуалы, которые ты повторяешь каждый день — они обнадеживают. Я люблю рано вставать, потому что мне необходимо время тишины. Не так давно в нашем общежитии на Чернышевского появился спортзал, теперь я хожу туда и бегаю на тренажерной дорожке. Обожаю читать, поэтому задаю себе норму на неделю: 100 страниц минимум. Меньше нельзя, потому что книг становится больше, но они не читаются. Это же неправильно! А еще обязательно хотя бы раз в неделю я должна несколько часов уделить себе: сходить куда-нибудь одна, подумать и выдохнуть.
— Вашей дисциплинированности и осознанному подходу к жизни можно позавидовать. А со стрессом вы справляетесь также легко?
— Когда я сильно нервничаю, то напрочь все забываю и иногда даже говорить нормально не могу. Единственный способ для меня пережить такое состояние — заранее подготовиться, зная, что я приложила достаточно усилий. Например, мой единственный гарант сдачи экзамена — чувство спокойствия от качественной подготовки (минимум за 3 недели). А вот все студенческие традиции с подкладыванием монетки под пятку на меня не действуют. Хуже того — большая вероятность, что в момент Х я напрочь забуду, под какую ногу нужно положить пятак и буду переживать еще и на этот счет тоже.
— Представьте, что вы делаете свой автопортрет. Каким человеком вы себя видите?
— На снимках, которые мы сделали, я отдаленно буду напоминать булгаковскую Маргариту. Черное пальто, желтые цветы и задумчивый взгляд — мы собрали образ героини моей любимой книги. Если заглянуть внутрь себя, то я чувствую, что открыта к людям. И даже если жизнь повернется на 180 градусов, как в романе «Мастер и Маргарита», я все равно буду улыбаться. Хочу, чтобы, глядя на мой автопортрет, люди испытывали доверие ко мне. Это очень важная и обоюдная история. Если я открыта к миру, то и он открыт ко мне.
Над Материалом работали: Ида Башкатова, Юлия Рогачева
Ещё по теме
Личный кабинет для cтудента
Личный кабинет для cтудента
Даю согласие на обработку представленных персональных данных, с Политикой обработки персональных данных ознакомлен
Подтверждаю согласие