Интервью со старшим научным сотрудником Центра иммунологии и клеточных биотехнологий БФУ им. И. Канта, членом Российского научного общества иммунологов, руководителем магистерской программы «Клеточные и молекулярные технологии» Андреем Гончаровым.

 Андрей Геннадьевич, что такое клеточные технологии?

 Это технологии, которые позволяют выделить отдельные типы клеток из какого-либо источника, например, ткани, и создать условия для их роста с целью увеличения количества определенного типа клеток или для  полезного применения продуктов их жизнедеятельности в научных или прикладных целях.

Клеточные технологии — одно из самых перспективных направлений в современных науках о жизни, и от их развития во многом зависит, насколько быстро будет меняться мир вокруг нас.

 Зачем поступать на программу «Клеточные и молекулярные технологии»?

Далеко не каждый университет, не только в России, но и в мире сегодня способен готовить специалистов по клеточным и молекулярным технологиям. В процессе освоении этой профессии студент получает огромное количество навыков, которые невозможно получить где-либо еще и становится, таким образом, уникальным специалистом.  Что дает весомое преимущество на рынке труда.

На таких профессионалов большой спрос, так что даже только что закончивший образование специалист может выбирать, где ему работать.  Например, в Калининграде наши выпускники работают в БФУ им. И. Канта, в клинике «Центр ЭКО», Областной клинической больнице Калининградской области. Кроме того, среди партнеров программы есть компании федерального уровня и они заинтересованы в наших выпускниках. Это ГК «ЭФКО», ГК «Содружество», АО «Генериум», компания «Лонг Шенг Фарма Рус».

На базе этих предприятий и организаций наши магистранты проходят практику с последующим трудоустройством.

Что касается зарубежных компаний, то во всех странах мира есть предприятия и исследовательские центры, которые заняты в отраслях, так или иначе связанных с клеточными и молекулярными технологиями. Конкретно в Европе большую заинтересованность в специалистах нашего профиля предъявляют Pfizer, Merk, Johnson and Johnson, GE Healthcare и Novartis.

Какие основные направления для исследовательских работ по магистерской программе?

Наши лаборатории ведут исследования по самым разным направлениями магистранты могут сами выбрать интересную им область знаний.  Это может быть поиск новых биоматериалов для восполнения дефектов костной или хрящевой ткани, выстраивание ассоциаций между с процессами старения и мутациями в митохондриальном геноме, получение и изучение штаммов растительных клеток и многое другое. У нас есть самое современное оборудование и квалифицированные специалисты, чтобы провести молодого ученого по всему пути исследования.

Могут ли магистранты самостоятельно формировать свой учебный план?

В нашей магистратуре студент составляет свой план обучения в первые 2–3 месяца, дополняя основные дисциплины теми, которые ему нужны. Он определяется с направлением для исследований, выбирает лабораторию. Сегодня невозможно проводить исследования без использования цифровых технологий, и поэтому наши студенты активно изучают дисциплины, связанные с биоинформатикой.

В 2021 году изменился порядок поступления в магистратуру, отменили экзамены, вместо них ввели конкурс портфолио. Какими базовыми знаниями должен обладать абитуриент, чтобы успешно пройти конкурс?

 Да, порядок приема в магистратуру с 2021 года изменился: теперь для поступления необходимо предоставить в приемную комиссию диплом об образовании, мотивационное письмо, два рекомендательных письма и сведения об опыте и квалификации. И никаких экзаменов.

Конечно, для более эффективного и погруженного обучения абитуриент, поступающий в магистратуру «Клеточные и молекулярные технологии», должен хорошо разбираться в биологических, биотехнологических, химических принципах и процессах.

Однако строгих требований относительно базового образования абитуриента нет. И если магистрант недостаточно глубоко погружен, например, в лабораторную работу, лабораторные процессы, то учебным планом нашей магистерской программы предусмотрены дисциплины, которые помогут эти пробелы закрыть навыками и компетенциями.