До старта приемной кампании в БФУ им. Канта остается три месяца, и выпускники программ магистратуры и специалитета уже начинают планировать свое поступление в аспирантуру.
Проректор по научной работе Максим Демин рассказал о нововведениях приема в аспирантуру, изменениях учебного процесса, а также новом «Институте аспирантуры».
— Максим Викторович, что стоит ожидать ребятам, желающим поступить в аспирантуру БФУ им. И. Канта ближайшим летом?
— Самое главное — необходимо ответить самому себе на вопрос: готов ли ты серьезно погрузиться в научную деятельность и пройти путь подготовки кандидатской диссертации и ее защиты? Это главная и единственная цель современной аспирантуры. С 2022 года аспирантура перестала быть третьей ступенью высшего образования, где выдавался диплом «Исследователя. Преподавателя—исследователя», поэтому не стоит ориентироваться на старших коллег, которые обучались несколько лет назад. Теперь по итогам обучения выдается только заключение о готовности диссертации к защите, никаких дипломов и сертификатов. И если за отведенные 3 или 4 года в аспирантуре диссертацию не подготовить, то это просто выброшенные на ветер бюджетные деньги.
— Вы сказали, что аспирантура изменилась, и на старших коллег ориентироваться не стоит. А что именно поменялось за последние годы?
— Подготовка диссертации требует абсолютной концентрации на научной деятельности, которая составляет 85% общего времени нахождения в аспирантуре. И если не сдать какую-то из учебных дисциплин, количество которых минимально, то просто сформируется задолженность, которую можно будет ликвидировать в течение года, а вот если не пройти аттестацию по науке, выражаемую в написании диссертации, подготовке публикаций и докладов на конференции, последует отчисление.
Есть и нововведения этого года. Учебная нагрузка аспиранта теперь будет сосредоточена на подготовке к кандидатским экзаменам, а также формировании навыков преподавания в высшей школе и организации научной деятельности в лабораториях. Последнее выражается в выделении двух треков: педагогического (педагогика высшей школы + педагогическая практика) и научного (научно—исследовательская работа в вузе + научно-исследовательская практика). Возможно одновременное изучение обоих треков. Также в начале учебного года аспирантам предстоит пройти входное тестирование по иностранному языку. Те, кто успешно его пройдут, будут освобождены от посещения занятий по иностранному.
— Звучит немного страшно
— Наука – это точно не страшно, а увлекательно и интересно, просто необходимо отнестись ответственно. А мы со своей стороны всем поможем.
— На какое количество бюджетных мест можно рассчитывать в этом году?
— Число бюджетных мест у нас снова около сотни, а если быть точным 95. После спада 2022 года, вызванного кризисом прошлых лет в количестве защит диссертаций, нам удалось почти вдвое увеличить контрольные цифры приема. Кроме того, расширилось и список направлений, где теперь доступны бюджетные места: медицина, юриспруденция, экономика, философия, международные отношения.
— А будут ли открыты новые научные специальности?
— Да, мы предоставляем широкий спектр возможностей научной деятельности в области нейронаук, когнитивного моделирования, искусственного интеллекта, междисциплинарных исследований на стыке биологии и физики. Также приглашаем абитуриентов, желающих проводить физико-математические исследования в области защиты климата, на программу 1.6.18 «Науки об атмосфере и климате». Всего на выбор 47 научных специальностей.
— При подготовке поступления в аспирантуру с чего абитуриенту стоит начать?
— В первую очередь, на сайте Приемной комиссии в разделе «Правила приема» найти документ «Список релевантности направлений подготовки по программам магистратуры и специалитета группам научных специальностей (научным специальностям) по программам аспирантуры в 2024 году» и проверить соответствует ли его диплом магистра или специалиста той группе научных специальностей, на которую он планирует поступать. Это, пожалуй, главное нововведение. Продиктовано оно было желанием заранее сориентировать абитуриента на область предполагаемого диссертационного исследования. К сожалению, 3 года — это, на самом деле, небольшой срок на подготовку диссертации, и у аспиранта нет лишних полутора—двух лет на освоение незнакомой для себя специальности, как это было раньше.
— А если в аспирантуру хочет поступить выпускник прошлых лет, который уже давно работает не по первоначальной профессии и тоже хочет заняться научной деятельностью?
— Для этого предусмотрена опция с соответствием стажа работы сроком не менее 3 лет.
— Кто будет определять данное соответствие?
— Приемная комиссия совместно с научным блоком на основании предоставленной трудовой книжки
— На что еще следует обратить внимание абитуриенту, поступающему в аспирантуру?
— Кроме темы исследования необходимо определиться с научным руководителем. Актуальный список руководителей с их контактными данными и сферами интересов будет размещен на сайте уже в мае. Абитуриент, который заручится поддержкой научного руководителя, получит не только дополнительные баллы при поступлении, но и серьезно упростит первые месяцы обучения в аспирантуре.
— Ранее университет принимал заявки на заключение целевых договоров. Будет ли в этом году что-то подобное?
— В этом году было принято решение отказаться от данной практики. Во-первых, в России сильно изменились правила целевого обучения. Договоры с заказчиками теперь заключается после зачисления, но не позднее 1 сентября, а не до вступительных испытаний, как это было раньше. Кроме того, уже третий год университет успешно реализует программу «Целевая аспирантура БФУ им. И. Канта», участником которой можно стать уже на втором году обучения при активном участии в научной деятельности. Программой предусмотрено заключение целевого договора сроком от 1 до 3 лет, а также выплата дополнительной стипендии в размере 25000 рублей в месяц. У нас в целом широкий спектр программ поддержки аспирантов — это и академическая мобильность, и премирование за публикации в высокорейтинговых журналах, кандидатские и докторские гранты для сотрудников, премирование сотрудников за защиты и ученые звания. Подробнее с программами поддержки можно ознакомиться в разделе сайта «наука и инновации».
— Максим Викторович, в марте в структуре университета появился «Институт подготовки научно—педагогических кадров». С какой целью он создан и как с его появлением изменится жизнь аспирантов?
Надеюсь, что в лучшую. Как я уже говорил, программы аспирантуры сейчас заточены исключительно под научное исследование, результатом которого должна стать кандидатская диссертация, учебная же составляющая, наоборот сокращается и унифицируется. Это и создает потребность в ином подходе к реализации программ аспирантуры, по сравнению с другими уровнями образования, подходе более централизованном. Институт подготовки научно—педагогических кадров или просто «Институт аспирантуры» возьмет на себя функции администрирования программ аспирантуры: расписание, нагрузка, проведение аттестации, стипендии, информационное сопровождение. Все свои вопросы аспирант будет решать в одном месте — ул. Александра Невского 14, кабинет 120, Институт аспирантуры. Мы, таким образом, создаем «опцию одного окна», которая должна минимизировать бюрократический путь аспиранта от возникновения вопроса до его решения.
— Что бы вы пожелали будущим аспирантам?
— Не бояться заниматься наукой. Это очень интересно. У всех аспектов нашей жизни есть научное приложение. А университет, в свою очередь, окажет всяческое содействие: помощь с поиском научного руководителя и коллектива, организация академической мобильности, финансирование исследования.
Ещё по теме
Личный кабинет для
Личный кабинет для cтудента
Даю согласие на обработку представленных персональных данных, с Политикой обработки персональных данных ознакомлен
Подтверждаю согласие