Заведующий социологической лабораторией Александр Щекотуров принял участие в юбилейной конференции Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. Тема доклада: «Развивает ли ВКонтакте социальный капитал студенческой молодежи?». Доклад был посвящен ответу на вопрос, который неявно формулируют крупные опросные центры (Mediascop и BrandAnalytics), фиксируя снижение популярности ВКонтакте среди молодежи в возрасте 18–24 лет: в чем причина снижения доли времени, проводимого во ВКонтакте?
Александр Щекотуров: |
Для ответа на поставленный вопрос была использована концепция социального капитала Роберта Патнема, который выделяет две формы капитала: связующий (bonding) и соединяющий (bridging). Первый характеризуется ресурсами, которые мы можем получить от отношений, в которые мы много вложили (например, семья и близкие друзья). Эти ресурсы включают эмоциональную и более существенную поддержку, социальное доверие и доступ к другим формам социального капитала. Соединяющий социальный капитал возникает из более слабых связей в социальной сети. Он связан с доступностью к новой или более труднодоступной информации, более разнообразным взглядам и ощущением себя частью более широкого сообщества. Метод исследования — глубинное полуструктурированное интервью с 14 студентами НИУ ВШЭ о причинах использования ВКонтакте. В результате выяснилось, что ВК используют преимущественно для поддержания институциональных отношений (связь с университетом и внеучебной образовательной инфраструктурой) и для сохранения связей с людьми, с которыми сейчас разделяет время и пространство. В то же время был выделен комплекс причин, почему студенты уходят из ВК: не модно; отсутствие пользовательской индивидуальности и уверенности в защите данных; «молчаливая» аудитория; особенности социализации, связанной со сменой круга общения при переезде и поступлении в университет. В результате мы пришли к выводу, что опыт использования, социальное давление и общественное мнение являются основными факторами, которые определяют отношение к ВКонтакте в студенческой среде. При таком подходе атрибуты соединяющего социального капитала находятся вне рассматриваемой виртуальной платформы. Низкая публикационная активность и малая доля времени, проводимого молодежью во ВКонтакте, обусловлена не только ориентацией на сохранение связующего социального капитала, но и спектром личностных, социальных и платформенных особенностей. |
На пленарных выступлениях были представлены доклады выдающихся социологов России, Индии, Бразилии и Аргентины. В секционных заседаниях результатами своих исследований поделились ученые от Калининграда до Владивостока, тематика докладов была не менее широкой. Дружелюбная атмосфера и интеллектуальный драйв участников способствовали неформальному общению, установлению новых связей и планированию общих проектов в будущем.
Личный кабинет для
Личный кабинет для cтудента
Даю согласие на обработку представленных персональных данных, с Политикой обработки персональных данных ознакомлен
Подтверждаю согласие