25 апреля в рамках XXV Международного педагогического конгресса «Устойчивое развитие. Миссия. Трансформации. Ресурсы» был проведен круглый стол «Инклюзивное профессиональное образование: стратегии, практики, ресурсы». Организаторы мероприятия: Институт образования и гуманитарных наук, департамент организации образовательной деятельности БФУ им. И. Канта при поддержке Ресурсного учебно-методического центра Северо-Западного федерального округа по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Череповецком государственном университете (РУМЦ СЗФО ЧГУ).
В работе круглого стола приняли участие представители российских вузов (Красноярский государственный педагогический университет имени В.П.Астафьева, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Российский государственный университет социальных технологий, Череповецкий государственный университет), образовательных организаций среднего профессионального образования (Советский техникум-интернат), административные и научно-педагогические работники БФУ им. И Канта, студенты Высшей школы образования и психологии направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование».
Ключевыми докладчиками на круглом столе выступили Виталий Кантор, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры основ дефектологии и реабилитологии Института дефектологического образования и реабилитации ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» (г. Санкт-Петербург), и Вадим Васильев, директор ГАУ Калининградской области для обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования детей и подростков».
Профессор В. Кантор представил результаты масштабного исследования инклюзивной грамотности экспертов Чемпионата «Абилимпикс», Вадим Владимирович остановился на изменениях в деятельности Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) Калининградской области в соответствии с новыми нормативно-правовыми документами.
Сотрудники университета накопили опыт сопровождения студентов с особыми образовательными потребностями. Профессиональными секретами использования социальных сетей и системы moodle (LMS) при обучении иностранному языку студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) поделилась Юлия Игнатович, старший преподаватель Высшей школы лингвистики. Специфику проведения лабораторного практикума по криминалистике с участием студентов с ОВЗ осветила Олеся Макарова, кандидат юридических наук, заместитель директора Высшей школы права по воспитательной работе. Татьяна Навагина, руководитель образовательных программ Высшей школы права, остановилась на требованиях к государственным служащим и их учету при организации производственной практики студентов с ОВЗ. Коллеги из ОНК «Институт управления и территориального развития» Иннобат Алиева, кандидат экономических наук, доцент, заместитель руководителя по развитию студенческого потенциала ОНК «Институт управления и территориального развития», и Жанна Кочелаба, кандидат экономических наук, доцент Высшей школы бизнеса и предпринимательства, рассказали об алгоритме подготовки студентов к региональному чемпионату «Абилимпикс». В этом году по компетенции «Предпринимательство» студенты БФУ им. И. Канта заняли 1 и 3 место. Наталья Старовойт, кандидат педагогических наук, доцент Высшей школы образования и психологии, остановилась на вопросе вовлечения студентов с ОВЗ в конкурсное движение.
Антон Головин, заведующий сектором организационно-методического сопровождения образовательных программ департамента организации образовательной деятельности БФУ им. И. Канта, представил новый инструмент инклюзивного менеджмента в университете — комиссию по вопросам инклюзивного образования. В своем выступлении осветил роль, функции, взаимодействие структур университета, включенных в этот коллегиальный орган.
Методические приемы организации речевой деятельности и речевого взаимодействия обучающихся инклюзивных групп в учебном процессе представила Ирина Назметдинова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социологии и медиакоммуникаций ФГБОУ инклюзивного высшего образования «Российский государственный университет социальных технологий».
О необходимости учета различных когнитивных и речевых особенностей обучающихся с нарушениями слуха при получении высшего образования рассказала Ольга Беляева, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой коррекционной педагогики Красноярского государственного педагогического университета имени В.П.Астафьева.
Преподаватели из Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого Лада Александрова, Светлана Ваторопина и Юлия Максяшина вели разговор о ресурсах проектной деятельности студентов-дефектологов в системе инклюзивного образования, о важности реальных проектов, выполненных по запросу организаций-партнеров из сферы образования, культуры, здравоохранения.
Олеся Лепите, преподаватель, руководитель методической комиссии, представила опыт профессионального обучения и социализации лиц с инвалидностью и ОВЗ в Советском техникуме-интернате. Техникум, история которая началась в 1949 году, является региональным лидером в области профессиональной подготовки ребят с различными вариантами психофизического развития, а также региональным оператором Национального чемпионата «Абилимпикс» на территории Калининградской области.
От РУМЦ СЗФО ЧГУ было представлено сообщение на тему «Моделирование вариативных траекторий психолого-педагогического и клинико-психологического сопровождения профессионального становления лиц с инвалидностью» (Ольга Денисова, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой дефектологического образования ЧГУ, директор РУМЦ СЗФО ЧГУ; Ольга Леханова, педагогических наук, доцент кафедры дефектологического образования, заместитель директора РУМЦ СЗФО ЧГУ; Александра Михайлова, сотрудник РУМЦ СЗФО ЧГУ). Руководство РУМЦ выразило признательность административным и научно-педагогическим работникам БФУ им. И. Канта за долгосрочное сотрудничество, за инициативы и конкретные результаты в области инклюзивного высшего образования.
Наталья Старовойт, кандидат педагогических наук, доцент Высшей школы образования и психологии ОНК «Институт образования и гуманитарных наук» БФУ им. И. Канта: |
В целом на круглом столе были затронуты различные аспекты инклюзивного профессионального образования: инклюзивный менеджмент, инклюзивная политика, инклюзивная культура, инклюзивная практика. У университета есть свои организационные решения, свои уникальные практики сопровождения студентов с особыми образовательными потребностями. |
#РУМЦ_СЗФО_ЧГУ #инклюзивное_высшее #инклюзия_в_ВУЗе #РУМЦ_ВО
В материале упоминаются
Личный кабинет для cтудента
Личный кабинет для cтудента
Даю согласие на обработку представленных персональных данных, с Политикой обработки персональных данных ознакомлен
Подтверждаю согласие