21 ноября 2019 года в БФУ им. И. Канта стартовала работа III Международного симпозиума по инклюзивному образованию «СО-УЧАСТИЕ: ИНСТРУМЕНТЫ, РЕСУРСЫ, ПРАКТИКИ».

Целью данного симпозиума является изучение, обобщение и распространение опыта в области обучения, воспитания, профориентации и социализации детей и подростков с особыми образовательными потребностями.

В мероприятии принимают участие педагогические работники дошкольных образовательных учреждений, средних общеобразовательных школ, специализированных учреждений для воспитанников, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, преподаватели вузов, студенты педагогических направлений подготовки.

6R1A1003.jpg

На торжественном открытии мероприятия выступили директор Института образования БФУ им. И. Канта Анна Бударина, руководитель Отдела государственного контроля, лицензирования, государственной аккредитации, подтверждения документов об образовании и о квалификации Министерства образования Калининградской области Татьяна Марищин, ректор Калининградского областного института развития образования Лилия Зорькина. В видеоприветствии директора Ресурсно-учебно-методического центра Северо-Западного федерального округа по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, доктора педагогических наук, профессора, заведующего кафедрой дефектологического образования Череповецкого государственного университета Ольги Денисовой был отмечен существенный вклад специалистов Института образования в развитие инклюзивного образования в регионе.

6R1A1025.jpg

Анна Бударина, д.п.н., проф., директор института образования БФУ им. И. Канта:

"В век цифровых следов и кастомизированных маршрутов в цифровой образовательной среде нельзя забывать о человеке. В этом году в содержании нашего третьего Симпозиума по инклюзивному образованию для нас было важно акцентировать внимание на со-участии, на понимании важности того, что нельзя оставаться в стороне проблем инклюзивного образования. Важность поставленной задачи заключается в разработке новых и в реализации всех возможностей существующих образовательных программ с главной целью — улучшение качества жизни — для того, чтобы делать детей счастливыми сейчас и самодостаточными во взрослой жизни. Совместно с Министерством образования Калининградской области мы организуем системную работу по подготовке специалистов-дефектологов в регионе. С начала учебного года мы реализуем программу профессиональной переподготовки в области олигофренопедагогики. В следующем году состоится первый выпуск международной сетевой программы магистратуры «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования», реализуемой совместно с БГПУ им. М. Танка. В 2020—2021 учебном году в БФУ им. И. Канта запускается программа двухпрофильного бакалавриата «Начальное образование. Инклюзивное образование».

6R1A1078.jpg

  Татьяна Марищин, руководитель Отдела государственного контроля, лицензирования, государственной аккредитации, подтверждения документов об образовании и о квалификации Министерства образования Калининградской области:

«Все что мы делаем, должно быть сделано ради человека. То, что происходит сегодня, позволит вам, как профессионалам, обсудить ситуацию, посмотреть на то, что происходит с людьми, имеющими особые образовательные потребности, что происходит с их трудоустройством, профессиональным самоопределением. Это очень важные и глубокие вопросы, пожалуй, не только вопросы педагогического сопровождения. Я надеюсь, что сегодня вы обсудите вопросы межведомственного взаимодействия. В этом смысле государственная власть, представителем которой я являюсь, должна оказывать не только давление, но и сопровождение и помощь. Желаю всем участникам интересной и продуктивной работы».

6R1A1144.jpg

Лилия Зорькина, ректор Калининградского областного института развития образования:

«В первую очередь я бы хотела поблагодарить участников симпозиума, которые сегодня собрались, а также институт образования БФУ им. И. Канта за то, что вы мужественно не оставляете эту тему, продвигаете ее и ставите в число архиважнейших. В школьном образовании у нас около 113 тыс. обучающихся. Однако по нашим данным, специалистов, работающих в роли коррекционных сотрудников, не более тысячи человек. То есть на одного педагога приходится более 100 детей. Поэтому я хотела обратиться к сидящим здесь студентам. Мы будем очень рады, если после окончания университета вы придете работать в наши школы, потому что ребята нуждаются в вашей помощи. Желаю дни проведения симпозиума провести плодотворно и увлеченно». 

В рамках симпозиума состоялась актовая лекция д.п.н., проф., академика РАО, вице-президента РАО Николая Малофеева «Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии: от теории к практике». На протяжении долгих лет Н.Н. Малофеев возглавлял Институт коррекционной педагогики Российской академии образования, он является разработчиком нового методологического подхода к сравнительному анализу национальных систем образования детей с ОВЗ, автором более 200 научных работ в области коррекционной педагогики и специальной психологии, главным редактором журналов «Дефектология» и «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития».

6R1A1244.jpg

  Николай Малофеев, д.п.н., проф.:

«Сегодняшняя конференция очень важна в смысле изменения взгляда специалистов, общества, родителей на настоящее и будущее своих детей, на те задачи, которые предстоит решать. У родителей по мере взросления ребенка меняется представление о том, что важно. Очень важно думать об этом на старте, а не переживать о том, что мы не туда шли, а вернуться уже нельзя. Здорово, что сегодня аудитория разнообразна по своему составу — родители детей-инвалидов, специалисты, студенты, которым завтра только предстоит прийти в профессию. Моя задача всем этим трем основным группам участников показать перемены, которые сегодня происходят, объяснить, что это не мое лично мнение, а реальные вещи, которые доказуемы и попытаться ответить на эти вопросы, чтобы действительно изменить качество жизни наших детей». 

В рамках международного симпозиума участники обсудят модель оптимальной образовательной среды для обучающихся с различными стартовыми возможностями «Территория возможностей», барьеры на пути инклюзии в общеобразовательной школе, особенности обучения речи детей с синдромом Дауна, создание инклюзивной среды для детей с РАС в условиях общеобразовательной школы, использование Мобильной электронной школы в обучении детей с особыми образовательными потребностями и инвалидностью и многое другое.

6R1A1292.jpg

Во время мероприятия также состоялась торжественная церемония открытия Ресурсного центра по направлению «Педагогическое образование» по психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного образования на базе МАОУ ООШ № 15 им. Героя Советского Союза П.С.Шемендюка.

В торжественной церемонии принял участие сводный хор учащихся 5-х и 8-х классов МАОУ ООШ № 15, в котором дети с ОВЗ выступали на равных со всеми. Позднее, в МАОУ ООШ № 15 была проведена Открытая образовательная площадка «Инклюзивная школа: инструменты, ресурсы, практики», в которой приняли участие специалисты образовательных организаций г. Калининграда и области, реализующих адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ. В ходе работы площадки, специалисты Социально-психолого-педагогической службы МАОУ ООШ №15 провели мастер-классы и поделились накопленным опытом по реализации основных инструментов инклюзивного образования.

6R1A1400.jpg

Дмитрий Петров, директор МАОУ ООШ №15:

«Открытие Ресурсного центра Института образования БФУ на нашей базе — это заслуга и признание результатов совместной работы всего коллектива школы. В школе активно работает Социально-психолого-педагогическая служба сопровождения учащихся, куда входят психологи, дефектологи, логопеды высокопрофессионального уровня. 100% выпускников нашей школы успешно проходят государственную итоговую аттестацию, и 100% наших ребят трудоустраиваются после окончания школы. В рамках Дорожной карты с Институтом образования планируются совместные мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся, по разработке инструментов методического сопровождения, совместные проекты на основе студенческих инициатив, а также совместные мероприятия в рамках работы нашего Родительского клуба».