В этом году конгресс был приурочен к году педагога и наставника. Цели мероприятия — поиск новых парадигм образования, современных ресурсов карьерного и методического сопровождения трансрегиональных и интернациональных педагогических сообществ, а также актуализация стратегических задач обеспечения качества образования и выработка стратегий совершенствования современной системы образования.
Конгресс объединил на 39-ти площадках более 1000 представителей (из них 428 участников выступили с докладами) отечественного и международного научного сообщества из более чем 50 городов России и зарубежья, включая Индию, Китай, Республику Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Армению. Участниками стали работодатели, профессионалы сферы образования.
Такого рода общение представителей профессионального педагогического сообщества способствует расширению научно-практических связей и укреплению научного взаимодействия, созданию и внедрению новых технологий подготовки педагогов, междисциплинарных образовательных программ, а также создает условия для расширения межинституционального сетевого взаимодействия, в том числе в рамках регионального социально-образовательного кластера Калининградской области.
Ключевыми площадками Конгресса, вызвавшими наибольший интерес у членов профессионального сообщества, выступили:
Круглый стол «Образовательная инженерия и реинжиниринг образовательного процесса», проводившийся в смешанном очно-дистанционном формате, стал площадкой для более, чем 70 докладчиков. География участников – Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Ростов-на-Дону, Якутск и др. Среди участников, выступивших с докладами 6 докторов и 8 кандидатов наук. Особый интерес вызвали доклады, посвященные игрофикации образовательного процесса, применению инновационных образовательных инструментов и технологий в медицинском образовании, а также организации образовательного процесса в удаленных районах Крайнего Севера.
Секция «Актуальные проблемы медиаобразования» объединила известных ученых из ведущих вузов страны, а также практиков-журналистов, чтобы обсудить важнейшие проблемы и современные вызовы образовательного процесса. Экспертом секции выступила Ольга Афанасьева, канд. полит. наук, заместитель декана факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ, доцент Школы коммуникаций (г. Москва). В своем докладе, подготовленном совместно с академическим руководителем направления «Реклама и связи с общественностью» НИУ ВШЭ Марией Мордвиновой, она затронула проблему спроса на медиаобразование и портретизации целевых аудиторий, подробно рассказав, как вовлекает в образовательный процесс специалистов-практиков Высшая школа экономики.
Руководитель проекта MediaSchool, эксперт Ольга Жилавская ответила на такие вопросы, как «Есть ли наставничество в области медиаобразования и как использовать и одновременно контролировать искусственный интеллект?».
Профессор Воронежского государственного университета, доктор филологических наук Владимир Тулупов рассказал о медиаобразовании в вузе, его парадигмах, особенностях и тенденциях, подчеркнув при этом, что само его наличие и качественное развитие является вопросом национальной безопасности страны.Доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой теории журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ Сергей Корконосенко рассказал о двойной профессиональной идентичности преподавателя журналистики, а доцент кафедры социологии массовых коммуникаций факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова Мария Аникина посвятила доклад ресурсному подходу к современному медиаобразованию.
В рамках Конгресса вопросы специального и инклюзивного образования обсуждались на четырех площадках ХXIII Международного педагогического конгресса «Устойчивое развитие образования: Миссия. Трансформации. Ресурсы».
На заседании круглого стола «Проблемы и перспективы специального (дефектологического) образования» с участием Виталия Кантора, доктора педагогических наук, профессора, профессора кафедры основ дефектологии и реабилитологии Института дефектологического образования и реабилитологии РГПУ им. А.И. Герцена, руководители, специалисты дошкольных образовательных организаций (МАДОУ детские сады №№ 16, 46, 52, 113, 114) и школ (МАОУ ООШ № 15, МАОУ СОШ № 28, МБОУ СОШ «Школа будущего) представили опыт организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями; обозначили проблемы кадрового, финансового, методического обеспечения этого процесса, предлагали варианты решения. Поддержку и заинтересованность у педагогического сообщества региона вызвала информация об открытии программам подготовки по специальному (дефектологическому) образованию в БФУ им. И. Канта.
Педагогические мастерские «Инклюзивные практики в детском саду» были организованы на базе Ресурсного центра – МАДОУ детский сад № 55. Специалисты (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи), педагоги (музыкальные работники, инструкторы по физической культуре, воспитатели) детских садов № №№ 5, 6 г. Черняховска, №№ 16, 46, 52, 55, 56, 68, 70, 113, 132 г. Калининграда поделились опытом проведения коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Активными участниками мастерских стали студенты БФУ им. И. Канта 3 курса направления подготовки «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», профили «Дошкольное образование. Логопедическая деятельность».
Первый Региональный форум наставников инклюзивного образования прошел на базе другого Ресурсного центра – ГБУ КО «Школа-интернат». Учителя начальных классов провели серию открытых уроков для участников мероприятия. Студенты направлений «Психология» (профиль «Практическая психология»), «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» (профили «Начальное образование. Инклюзивное образование»), педагоги образовательных организаций посетили уроки по разным учебным предметам («Математика», «Русский язык», «Окружающий мир», «Информатика»). Также участники Форума смогли принять участие в инклюзивных мастер-классах, подготовленных студентами БФУ им. И. Канта, обучающимися школы-интерната, волонтерами отряда «ДоброДети39». В формате круглого стола директора, заместители директоров школ, школ-интернатов совместно с представителями Областного центра диагностики и консультирования детей и подростков, лаборатории инклюзивного образования ОНК «Институт образования и гуманитарных наук» БФУ им. И. Канта обсуждали актуальные вопросы нормативно-правового сопровождения инклюзивного образования в Калининградской области. Во время Форума работала интерактивная фотозона «Учитель в объективе», где все желающие могли сделать фотографии на память. Фотографами были участники регионального этапа конкурса профессионального мастерства Абилимпикс-2022 и 2023.
Соорганизатором круглого стола «Инклюзивное высшее образование: доступность – качество – благополучие» выступил Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов Северо-Западного федерального округа ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет» (РУМЦ СЗФО ЧГУ). В работе круглого стола приняли участие свыше 50 человек. Это представители РУМЦ СФЗО ЧГУ, сети вузов-партнеров (Северного (Арктического) федерального университета им. М. В. Ломоносова, Мурманского арктического государственного университета, Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, Петрозаводского государственного университета, Ухтинского государственного технического университета и др.), Высшей школы экономики, Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, Калининградской областной организации ВОИ, а также административные, педагогические работники и студенты БФУ им. И. Канта. Совет ректоров вузов СЗФО представляла Ирина Янык, руководитель постоянно действующей комиссии по инклюзивному образованию, директор научно-методического ресурсного центра инклюзивного и дуального образования Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна. Повестка круглого стола включала такие вопросы, как организационное и кадровое обеспечение инклюзивного образования в университете; основные результаты и эффекты сотрудничества вузов сети РУМЦ СЗФО ЧГУ; проведение Общероссийской смены по инклюзивному волонтерству и туризму 2023; развитие инклюзивного студенческого добровольчества; разработка доступных электронных образовательных ресурсов для лиц с ограничениями по зрению; роль индивидуально-личностного потенциала нетипичных обучающихся для поддержки их субъективного благополучия в инклюзивной образовательной среде, специфика социально-психологического взаимодействия в инклюзивных студенческих группах и др. Особое внимание было уделено участию студентов с инвалидностью в конкурсном движении. Присутствующие на круглом столе студенты поделились своим опытом участия в конкурсах профессионального мастерства «Абилимпикс», «Профессиональное завтра», «Неограниченные возможности».
III Всероссийский форум «Я – наставник: конвенция поколений» объединил представителей профессионального сообщества из ряда образовательных и общественных организаций с целью обсуждения вопросов наставничества как эффективного инструмента воспитания и развития личности, обладающей актуальными знаниями и умениями реализовать потенциал в условиях современного общества.
Экспертом дискуссионной площадки выступила Ирина Кондракова, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры дошкольной педагогики Института Детства РГПУ им. А.И. Герцена, руководитель аппарата Федерального учебно-методического объединения в сфере высшего образования по УГСН «Образование и педагогические науки», которая очертила круг проблем в разрезе тематики Форума и поделилась экспертным мнением по вопросам организации воспитательной работы в образовательных организациях разного уровня.
С докладами выступили Татьяна Комарницкая, руководитель Калининградского городского отделения «Российское военно-историческое общество»; Ольга Ульянкина, руководитель Регионального Отделения Общероссийского Общественно-Государственного Движения Детей и Молодежи «Движение Первых» Калининградской области; Яков Лобойко, руководитель (командир) Калининградского регионального отделения молодёжной общероссийской общественной организации «Российские студенческие отряды». Представители Филиала Нахимовского военно-морского училища в городе Калининграде поделились практическим опытом внедрения системного подхода по реализации наставничества среди ППС и обучающихся.
В Форуме приняли участие такие вузы, как Московский городской педагогический университет, Южный федеральный университет, Государственный университет просвещения, Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия ВЭГУ), Российская академия народного хозяйства и государственной службы и др.
В рамках Форум была организована Торжественная церемония награждения призёров и победителей заключительного этапа Российской психолого-педагогической олимпиады школьников имени О.С. Гребенюка и Торжественная церемония награждения призёров и победителей регионального этапа Российской психолого-педагогической олимпиады школьников имени К.Д. Ушинского.
V Международный симпозиум преподавателей иностранного языка «Инсайт в современное лингвистическое образование» выступил площадкой ряда секции по теории и методике преподавания английского, немецкого, китайского языков, а также актуальным вопросам перевода.
В рамках Конгресса прошло заседание секции, посвященной 20-летию переводческого образования в БФУ им. И. Канта «Актуальные вопросы перевода» и круглого стола «Цифровые технологии в переводе». Программа мероприятий включила в себя доклады ученых по проблемам использования цифровых приложений для работы над переводческими проектами, по вопросам применения систем перевода на основе нейросети в процессе обучения переводчиков, по актуальным вопросам аудиовизуального и художественного перевода.
Для студентов БФУ им. И. Канта направления подготовки «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», профили: «Английский язык. Китайский язык» была организована лекция «Китайская письменность и как ею овладеть: современные подходы», которую провел Кремнев Евгений Владимирович, канд. соц. наук, доцент, заведующий кафедрой китаеведения факультета иностранных языков Института филологии, иностранных языков и медиакоммуникации Иркутского государственного университета. В лекции приняли участие около 100 студентов 1, 2, 3, курсов
В рамках конгресса состоялся круглый стол «Преподавание и изучение немецкого языка как иностранного: реалии, трудности, решения», на котором коллеги из разных регионов России поделились результатами исследований в области теории обучения иностранным языкам. Особый интерес вызвали доклады, посвященные психологическим техникам в преподавании немецкому языку, дидактическому потенциалу мобильных устройств на занятии, организации занятий по страноведению и лексикологии студентов педагогических направлений, а также развитию учебной автономии обучающихся средствами иностранного языка.
Первый международный симпозиум «Нейронауки и образование: наводим мосты», соорганизатором которого выступил ресурсный центр «Педагогическое образование» БФУ им. И. Канта МАОУ гимназия № 40 им. Ю.А. Гагарина, объединил представителей общеобразовательных организаций и ученых ряда ведущих вузов страны и зарубежья. С докладами выступили д-р ф.-м. наук Александр Храмов, профессор БФУ им. И. Канта (доклад на тему «Современные тренды нейронаучных исследований в образовании»); профессор Мадридского политехнического университета Александр Писарчик (доклад на тему «Новейшие достижения в области нейролингвистики и обработки сигналов мозга»); заместитель директора Партапского педагогического колледжа (Индия) Манприт Каур Багга (доклад на тему «Женщины в управлении образованием: когнитивное здоровье и благополучие»); доцент Партапского педагогического колледжа (Индия) Балвиндер Каур Брар (доклад на тему «Профессиональное благополучие в контексте непрерывного педагогического образования и развития»).
Команда педагогов гимназии № 40 им. Ю.А. Гагарина во главе с директором, канд. пед. наук Татьяной Мишуровской подняла ряд современных вопросов образования с точки зрения прикладной ценности нейротехнологий и представила первый опыт использования педагогами гимназии педагогических практик, основанных на принципах нейропедагогики и нейропсихологии.
Предметом дискуссии Симпозиума стали различные аспекты нейропедагогики как науки, которая дает дополнительные знания о работе структур мозга, временных периодах учебного материала, объясняет, как можно обучать человека с учетом его индивидуальных психологических и психических возможностей, чтобы добиваться более высокого уровня обученности, эффективности обучения.
Круглый стол «Возможности службы медиации в реализации проекта «Зеленая комната»: обеспечение детской безопасности и профилактики жесткого обращения с детьми» состоялся на базе ГБУ СО КО «Центр содействия семейному устройству детей «Наш дом». В 2023 году основное направление работы Центра – профилактика жестокого обращения и насилия. В связи с этим, на базе Центров социального обслуживания Калининградской области созданы службы медиации (примирения). Центр «Наш дом» стал ресурсным центром сети таких служб.
По традиции, мероприятие открыла директор Центра «Наш дом» Берта Травничек. Модератором круглого стола выступила Надежда Самсонова, д.п.н., профессор ОНК «Институт образования и гуманитраных наук» БФУ им. И. Канта.
Круглый стол проходил в очном и дистанционном формате, объединив экспертов из Калининградской, Вологодской области, Пермского края, Республики Татарстан.
В качестве важных целей Круглого стола были обозначены следующие: обмен практическим опытом работы служб, разработка локальных документов, организация эффективной работы служб медиации.
Уполномоченный по правам ребёнка в Калининградской области Ирина Ткаченко подчеркнула значимость медиативного подхода в урегулировании конфликта и изучение данной тематики.
Практическая часть работы круглого стола состояла в поиске «верных» ответов на взрослые вопросы детей и создание единой формы локальной документации. Мероприятие организовано в рамках «Комплекса мер по обеспечению детской безопасности, профилактики жестокого обращения, в том числе сексуального насилия «Зелёная комната» при грантовой поддержке «Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации».
Подведены итоги конкурса студенческих научно-исследовательских работ «Актуальные проблемы педагогики индивидуальности»
В Высшей школе образования и психологии ОНК «Институт образования и гуманитарных наук» подвели итоги Второго конкурса студенческих научно-исследовательских работ «Актуальные проблемы педагогики индивидуальности». Конкурс в Год педагога и наставника стал носить имя профессора Олега Семеновича Гребенюка – основателя научной школы «Педагогика индивидуальности». По итогам конкурса будет подготовлен сборник статей. В конкурсе приняли участие 44 студента (70% участников представили работы, выполненные в Балтийском федеральном университете имени И. Канта). В конкурсе принимали студенты Балашовского института (филиала) ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», Омского государственного педагогического университета, Липецкого государственного педагогического университета им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Калининградской области «Училище (техникум) олимпийского резерва» имени заслуженного мастера спорта России А.А. Шумилина».
Дипломы первой степени получили: Сергей Бусель, магистрант БФУ им. И. Канта (научный руководитель – д-р пед. наук Ксения Полупан); Ирина Пастухова, магистрант Омского государственного педагогического университета (научный руководитель – доцент Ольга Парц); Кристина Роговская, студентка 5 курса БФУ им. И. Канта (научный руководитель – канд. пед. наук, доцент Наталья Старовойт); Семен Алексеев, студент 4 курса Училища (техникума) олимпийского резерва имени заслуженного мастера спорта России А.А. Шумилина (научный руководитель – Евгения Хмелева); Екатерина Дмитриева и Елизавета Горшунова, студентки 1 курса БФУ им. И. Канта (научный руководитель – канд. пед. наук, доцент Ольга Кайгородова). Дипломом первой степени был отмечен групповой проект студентов 2 курса профиля «Начальное образование», выполнен под руководством канд. пед., наук, доцента Надежды Ермаковой и канд. пед., наук доцента Ольги Кайгородовой.
Дипломы второй степени вручили Анне Богомоловой, магистрантке БФУ им. И. Канта (научный руководитель – канд. пед., наук, доцент Валентина Якименко); Никите Блинцову, студенту 4 курса Училища (техникума) олимпийского резерва имени заслуженного мастера спорта России А.А. Шумилина (научный руководитель — доцент Елена Матова); Анастасии Кликиновой, студентке 2 курса Балашовского института (филиала) ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского; Анастасии Толмачевой и Анастасии Моргуновой, студенткам 1 курса БФУ им. И. Канта (научный руководитель – канд. пед., наук, доцент Марина Лощилова).
Дипломы третьей степени получили Анастасия Интезарян, магистрантка Поволжского государственного университет физической культуры, спорта и туризма (научный руководитель –
зав. кафедрой педагогики и психологии Светлана Зизикова); Ирина Пикалова, студентка 3 курса Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова–Тян-Шанского (научный руководитель – доцент Ольга Бородина); Валерия Коршун, студентка 2 курса БФУ им. И. Канта (научный руководитель – доцент Елена Матова).
Эксперты приняли решение отметить дипломами лауреатов Александру Шатихину, Ефросинию Богаченко и Полину Буравченко, учениц Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей «Ступени успеха» и Лицея Южного Федерального университета (научный руководитель – доцент Ирина Бакаева).
Подведены итоги международного студенческого конкурса «Переводческий триатлон 2023»
Завершился этап экспертной оценки заданий Международного студенческого конкурса «Переводческий триатлон», который проходил в рамках XXIII Международного педагогического конгресса «Устойчивое развитие образования: миссия, трансформация, ресурсы». Участниками конкурса стали 98 обучающихся из вузов России и Белоруссии.
Конкурс проводился по трем видам перевода: устный последовательный с использованием переводческой скорописи, устный последовательный без использования переводческий скорописи (абзацно-фразовый перевод короткого интервью), письменный перевод. Каждый участник конкурса мог принять участие в одном или нескольких видах перевода в одной или нескольких языковых парах.
Победителями и призерами конкурса стали:
Ещё по теме
Личный кабинет для
Личный кабинет для cтудента
Даю согласие на обработку представленных персональных данных, с Политикой обработки персональных данных ознакомлен
Подтверждаю согласие