В БФУ им. И. Канта приступили к исследованию инструментов для создания кастомизированных жизненно-образовательных маршрутов студентов и сотрудников вуза. Планируется провести цикл мероприятий, чтобы опытным путем найти «ключи» к успешности проектов в самых разных областях знаний. Стартом стала четырехдневная школа, где магистранты Кантианы с опытными наставниками из Сколково, ИТМО, РНИМУ им. Н.И. Пирогова тестировали сам поиск новых гипотез междисциплинарных исследований.
Как объединить физиков и лириков, где черпать вдохновения для стартапов и что нового предложили в БФУ для индивидуального подхода к каждому — рассказал кандидат психологических наук, модератор Сколково, эксперт в области психофизиологии, нейрофизиологии, биологической обратной связи, ТРИЗ-подхода Тимур Щукин.
— Индивидуальный или персонализированный образовательный маршрут — это уже даже не тренд… Скорее, очевидная и понятная задача, над которой работают российские вузы уже не первый год. А с чем хочет выйти БФУ?
— КЖОМ (кастомизированный жизненно-образовательный маршрут) — один из стратегических проектов университета в рамках программы «Приоритет 2030». Его главная задача — повысить проектную продуктивность вуза. То есть продуктом должны стать не люди, не технологии, не открытия, а проекты, которые включают в себя все это.
— И какие есть пути достижения этого?
— Давайте представим себе матрешку, состоящую из трех слоев: сообщества, междисциплинарные команды, университетский человек.
Самая большая деталь — это сообщества людей, у которых есть общие цели, видение будущего и ценности. Они является питательной средой для проектных групп, они наполняют пространство университета, выходят за его границы. Проектные группы регулярно сталкиваются с тем, что меняется рынок, появляются новые технологии, и для того, чтобы соответствовать меняющимся трендам, необходимо пересматривать свои продукты. Проектам нужна пересборка, пивотирование (смена продукта, технологии, бизнес-модели), новые концепции. Иными словами — проектам нужна среда, позволяющая пересобираться и адаптироваться. Наша гипотеза заключается в том, что именно сообщества являются средой, способной обеспечить высокую выживаемость проектов.
Внутри сообществ находятся междисциплинарные команды. Сейчас в БФУ рабочие связи между гуманитариями и учеными из естественных наук разорваны, как и в большинстве вузов. И если представители похожих, близких дисциплин иногда еще как-то работают вместе, например, физики и биологи или айтишники и физиологи, то, когда приходится найти общий язык между представителями наук, которые работают с объектами различной сложности и уровня абстракции – получается сложнее.
У материаловедов плохо получается продуктивно коммуницировать, например, с антропологами или философами. Хотя для того, чтобы появился хороший проект и востребованный продукт недостаточно качественной технологии — необходимо понимать контексты, в которые он включен — контексты использования этой технологии, сценарии, социальные и рыночные тренды, и так далее вплоть до больших концептуальных вопросов, вызовов или проблем, которые стоят перед человечеством. Ведь каждая новая технология по чуть-чуть или сразу резко меняют границы между живым и неживым, естественным и искусственным, человеком и природой или машиной. А эти контексты требуют взгляда с другого «этажа», из философии, антропологии, социологии и так далее.
Ну и сердце нашей матрешки — университетский человек: студент, преподаватель, ученый, выпускник, работодатель, партнер. Это разные роли разных людей, а значит – различные знания, разные способы действия, разные способы мыслить и смотреть на мир.
— И у каждого из них должен быть свой маршрут в образовании, науке и жизни?
— Да, и прийти к этому вузы пытались много раз. Но потерпели в той или иной степени неудачу. Нереально создать суперсхему, универсальную систему, учитывающую все компетенции. Вы сами подумайте, один условный университет предлагает сотни курсов, модулей в рамках своих программ. Значит, для суперсхемы мы должны внести какое-то гигантское количество данных, все согласовать, отслеживать все изменения в мире и использовать эту карту как навигатор. Тяга российских ученых к глобальным всеохватывающим схемам-онтологиям очень сильна. Но в данной конкретной сфере такая задача невыполнима. Это невозможно.
Нам нужно найти альтернативу. Поэтому мы рассматриваем университетского человека не с позиции полученных им знаний, а с позиции интеллектуальных и когнитивных способностей, типа мышления. Ведь буквально в каждом курсе заложен свой тип мышления: логический, системный, критический и т.д. Интеллект, разум, мышление – это тоже целый космос, пространство огромного разнообразия. Но тут нам поможет тот факт, что БФУ несет имя Иммануила Канта, а традиции работы с интеллектом, интеллектуальными системами, живыми и искусственными, философия сознания, технологии мышления сильны в России в целом и в этом регионе тоже.
Кастомизированный жизненно-образовательный маршрут пролегает в трех измерениях сразу, а не в одной плоскости, как в традиционных подходах. Одно измерение — это индивидуальное освоение инструментов мышления, второе — сборка междисциплинарных команд, третье — это пространство сообществ, объединенных одними философскими принципами и ценностями, образом будущего.
По сути, целью проекта КЖОМ является создание в БФУ такой образовательной среды, в которой все университетские люди будут двигаться по 3D-маршрутам в этих трех пространствах, обеспечивая на выходе из университета жизнеспособные, актуальные, продуктивные проекты, способные действительно изменять мир к лучшему. По крайней мере, в тех областях знаний и действий, в которых БФУ силен.
— А чему была посвящена школа, которую вы провели на базе БФУ?
— Школа-акселератор — это тест одного из инструментов повышения продуктивности проектной работы. В КЖОМ есть три направления исследований и разработок, которые ведутся в интересах университета. Это, как вы уже догадались, разработка инструментов работы с сообществами, разработки в области междисциплинарной работы и разработки в области индивидуальных когнитивных компетенций.
Школа относится ко второму направлению — исследованиям и разработке в области техник междисцплинарной работы. Мы собрали студентов и некоторых преподавателей из разных дисциплин и тестировали эффективность новой методики, которая позволяет запускать междисциплинарную работу через «обратный инжиниринг» объектов современного технологического искусства.
По сути, если посмотреть на объекты современного технологического искусства как на прототипы технологий и продуктов будущего, можно не просто увидеть будущие продукты и рынки, но и большие междисциплинарные вопросы. Вы сами можете проделать интересное упражнение — посмотрите на технологическое искусство скажем двадцатилетней давности. Вы узнаете в них прототипы существующих сегодня разработок, продуктов, уже привычных технологий и образов жизни, вы услышите те вопросы о природе человека, границах и возможностях развития техники и социальных структур, которые стали по-настоящему актуальны только недавно.
— Какие мероприятия планируете провести в будущем?
В декабре у нас будет аналогичная школа для тех, кто занимается сообществами. Мы попробуем протестировать один из подходов к запуску, поддержке и развитию сообществ, который основан на нарративном подходе. К этому моменту мы построим карту сообществ университета и города, поймем, как они живут, какие формы и способы организации наиболее востребованы студентами БФУ. Мы попробуем спроектировать набор инструментов для университета. Это будет, как вы понимаете, работа с самым верхним слоем «матрешки» — сообществами.
В следующем году мы подключим работу с индивидуальными когнитивными компетенциями — мышлением, саморегуляцией и так далее. А в сентябре запустим первый курс по проектной работе, который вберет в себя все протестированные и доработанные инструменты всех трех уровней. Тогда же мы надеемся уже иметь первую версию системы информационной поддержки –— ведь такая 3D-маршрутизация невозможна без поддержки алгоритмов, искусственных нейросетей, качественных IT-инструментов.
Конечно, вся эта работа займет несколько лет. Но в итоге вся деятельность университета сможет жить уже в новой среде и двигаться по кастомизированным жизненным образовательным маршрутам, будет пронизано субъектностью, возможностью выбора, творчеством и разнообразием продуктов и способов самоопределения — в науке, социогуманитарной сфере, искусстве и культуре.
Ещё по теме
Личный кабинет для
Личный кабинет для cтудента
Даю согласие на обработку представленных персональных данных, с Политикой обработки персональных данных ознакомлен
Подтверждаю согласие